В настоящее время форум АТЭС стал восприниматься как организация, устанавливающая «справедливые правила игры» и регулирующая справедливое экономическое сотрудничество. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали говорить о « видении АТЭС», которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий.
АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействует частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем - ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при осуществлении экономических операций.
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. В начале ХХI века на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а совокупный валовой продукт на сегодняшний день около 60% от общемировых показателей.
Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. А высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в ХХI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.
Главная же проблема России, стоящая на пути активизации участия ее в АТЭС, интеграционных процессах в АТР, не высокий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. И можно сказать, что Россия в большей мере зависит от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капиталов.
Главными движущими факторами экономической жизни АТР являются экономики США, Японии, Китая, Южной Кореи, стран АСЕАН. Вместе с тем в условиях экономической глобализации национальные хозяйственные интересы реализуются, а до того и формируются, через интересы главных субъектов мирового рынка - транснациональных корпораций и крупного, блуждающего по мировым рынкам, финансового капитала. Это обстоятельство заставляет рассматривать мировую и азиатскую экономику как через призму интересов национальных государств, так и через призму интересов тех хозяйственных субъектов, чья деятельность простирается за национальные границы и, потому, требует новых международных - глобальных и региональных - механизмов согласования интересов, отстаивания прав и решения споров.
Согласование позиций стран по вопросу либерализации торговли и инвестиций, а АТЭС действует на принципе консенсуса, протекает непросто. Экономически более развитые страны (США, Канада, Австралия и др.) ратуют за радикальные неотложные конкретные меры по устранению разного рода торговых и инвестиционных барьеров, преобразование форума в замкнутую организацию с жесткой структурой, наподобие Европейского Союза. Менее развитые страны, входящие в АСЕАН, а также Китай выступают за поэтапную, постепенную эволюцию АТЭС в механизм гармонизации экономической жизни в регионе, служащий развитию внутрирегиональной торговли, инвестированию и обмену технологиями. Быстрая же либерализация при неравных стартовых позициях, по их мнению, будет выгодна лишь промышленно развитым странам. Несмотря на существующие серьезные разногласия, на Богорском форуме АТЭС в Индонезии в 1994 году удалось разработать стратегию углубления экономической интеграции в регионе на ближайшие четверть века. В его итоговой декларации найдено компромиссное решение – закреплена идея формирования в регионе к 2020 году «пространства открытой свободной торговли и инвестиций» на универсальных принципах ГАТТ\ВТО путем устранения всевозможных барьеров, поощрения свободного перелива товаров, услуг и капитала с «разноскоростным» вхождением в него развитых (к 2010г) и развивающихся стран (к 2020г). В качестве ключевого фактора укрепления многосторонней торговой системы признано полное и активное участие стран-членов АТЭС во Всемирной торговой организации и ее поддержка. Снижение таможенных барьеров АТЭС будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ\ВТО.
Но, реализация целей АТЭС, в том числе Багорской декларации о либерализации торговли в развитых и развивающихся странах соответственно к 2010 и 2020 гг., происходит медленно из-за отсутствия эффективных механизмов согласования интересов стран с разным уровнем развития.
Необходимый для этого процесс институализации АТЭС также развивается медленно, наталкиваясь на противодействие ряда членов АТЭС. АТЭС испытывает давление глобальной американской экономики, которое возрастет после создания в 2007 г. американской зоны свободной торговли (FTAA).
В этих условиях активизируются поиски идей и концепций развития субрегиональной экономической интеграции. Для России особое значение в этой связи имеют нарождающиеся интеграционные тенденции в СВА и в формате АСЕАН + 3 (Япония, Китай, Южная Корея). Здесь важно учитывать проявившуюся готовность Китая участвовать в многосторонней интеграции и тем самым, как уже отмечалось, трансформировать свою политику «открытости» в политику «интеграционного взаимодействия».
Реальное развитие азиатского регионализма будет идти по пути укрепления регионального и одновременно развития субрегионального сотрудничества. Это является своего рода азиатской проекцией становления единой мировой экономики – по пути укрепления глобальных институтов (ВТО, МВФ и т.д.) и посредством создания региональных общих рынков и единых экономик (ЕС).
Параллельно вырисовывается стремление азиатских стран создать своего рода европейскую альтернативу американскому фактору в АТЭС в лице новой организации - АСЕМ, объединяющей 15 стран ЕС и 10 азиатских государств.
В целом, азиатский регионализм сталкивается сегодня с двумя дилеммами: как увязать интеграционные региональные связи с традиционным жизненно важным сотрудничеством с США, во-первых, и как обеспечить безболезненное сочетание самоидентификации азиатских наций с признанием ключевой роли Японии в развитии азиатского регионализма – во-вторых.
Если эти две дилеммы будут разрешены, то азиатский открытый регионализм сможет внести свой вклад в глобализацию мировой экономики.
Говоря о краткосрочных, средне и долгосрочных перспективах развития АТЭС и экономической и финансовой интеграции в АТР, необходимо отметить, что в краткосрочном плане здесь продолжатся поиски согласования деятельности АТЭС по либерализации торговли с переговорами в рамках ВТО, а также поиски согласования субрегиональных и двусторонних интеграционных форматов с форматом АТЭС.
В среднесрочной перспективе можно ожидать усиления антагонизма между американской и азиатской составляющими АТЭС.
В долгосрочном плане АТЭС будет служить мостом и возможностью координации стратегии развития интеграции на субрегиональных уровнях – прежде всего в СВА, АСЕАН и в формате АСАЕН плюс три.
3.2. Перспективы участия России в АТЭС
В новых геополитических условиях России требуется ясное и взвешенное понимание своих национальных интересов и угроз им в Азиатско-тихоокеанском регионе.
В настоящее время жизненно важным для России является обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности страны, преодоление дезинтеграционных тенденций.
В свете сказанного основные подходы к выработке стратегии России в АТР в XXIв. кратко можно было бы сформулировать в следующем виде:
- России важно активно и глубоко участвовать в процессах
Азиатско-тихоокеанской интеграции в интересах поднятия экономики Сибири, Дальнего Востока и России в целом;
- в целях обеспечения национальной и региональной безопасности России важно развивать военно-политические и стратегические отношения с партнерами по региону по принципу «безопасность через партнерство и соразвитие»;
- России необходимо адаптировать свою социально-экономическую и финансовую политику к параллельному сотрудничеству с двумя интеграционными группировками - Евросоюзом и формирующимися объединениями в Северо-восточной Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе в целом;
- в стратегическом отношении России важно выполнить свою евразийскую функцию связующего и объединяющего экономического, финансового, информационно-культурного и цивилизационного пространства между Европой и Восточной Азией.
Главной стратегической целью России в АТР является превращение ее в связующее экономическое, финансовое коммуникационное, культурное, цивилизационное звено европейской и азиатской экономик и - шире - европейского и азиатского миров. Достижение этой цели предполагает участие России в создании в перспективе единого Азиатско-тихоокеанского экономического, а затем и политического дома, который живет на принципах единообразия закона при множественности культур и цивилизационно-страновых различий. Россия при этом должна стать органичной частью азиатско-тихоокеанской экономической интеграции. Активным интеллектуальным, экономическим и политическим участником многостороннего процесса поиска взаимоприемлемых и, в глобальном смысле, наиболее эффективных путей и механизмов адаптации национальных экономик азиатских стран и всей региональной экономики АТР в целом к тенденциям экономической и политической глобализации и расширения сферы влияния на мировые дела экономики знаний. При этом граждане России получают цивилизационную возможность ассоциировать себя не только с европейцами, но и с гражданами АТР и извлекать все возможные от этого преимущества.