Конец 1980-х гг. ознаменовал собой изменение внутриполитической ситуации во всей Восточной Европе, в том числе, и в регионе ЮВЕ. Крах соцлагеря и переход стран региона к структурному реформированию своих экономик на пути к капитализму, привел к определенному снижению уровня жизни в этих странах, что нашло выражение в первую очередь в росте уровня безработицы в них (так, например, если в Болгарии уровень безработицы в 1989г составлял 3,5%, то в 1992г он составил уже 15,3%, а в 1995 – 15, 7 % то же и для Румынии – 1989-3,1%, 1992 – 8,2%, 1995 – 8%.) и падения уровня зарплаты. В основном, увеличение уровня безработицы было связано с сокращением занятости в промышленном секторе. Так, для Болгарии в 1991г. характерно снижение занятости в промышленности на 17,9% по отношению к 1990г, и на 13,2% в 1992г по отношению к 1991г. (эта страна тогда лидировала по этому показателю среди стран ЮВЕ, несколько обогнав в 1991г Хорватию, с ее снижением на 17,2% в 1991г. но уступив ей "пальму первенства" в 1992-ом, когда в Хорватии занятость в промсекторе снизилась на 17,1%); в Румынии снижение составило 5% - 1991г и 13,2% - 1992г., а, например, в Македонии – 8,4% - 1991г. и 6,5% - 1992г. Уровень заработной платы в странах ЮВЕ также в течение нескольких лет снижался. Так, в Болгарии средняя зарплата в 1990г. составила 94% от показателя 1989г, в 1993 – 92% от уровня 1992г., 1996г. – 81% от уровня 1995г., а в 1997г. – 82% от средней з/п 1996г., причем подобная тенденция сохранялась вплоть до 1998г., когда стало отмечаться постепенное увеличение з/п – уровень 1998г. составил 120% уровня 1997г. В других странах региона в рассматриваемый период зафиксированы лишь незначительные отличия от ситуации в Болгарии: так, в Словении, лишь 1990г. отметился спадом (однако спад был на 20% большим, чем в Болгарии) уровня заработной платы по отношению к 1989г - 74% от уровня 1989г., в 1993г. фиксируется уже рост зарплаты по отношению к предыдущему году – 111%, но ввиду предыдущего более резкого падения этот рост сходит на нет – уровень 1989г по зарплате был достигнут лишь в 1997г. Прибавим к этому рост инфляции, наблюдавшийся в рассматриваемый период во всех странах региона ЮВЕ, а также сокращение поддержки со стороны государства наиболее социально незащищенным слоям населения, и, прежде всего, пенсионерам, инвалидам и безработным старше 45 лет, и получаем вполне "справедливые" данные о уровне социальной дифференциации, известный как коэффициент Джини. Для Болгарии коэффициент Джини в дореформенный период (т.е до 1989г.) составлял 0,23, в период 1993-1995 – 0,38, а в 1996-1999 – 0,41 По данным на 2009г. коэффициент Джини для Болгарии равен 0,32.
К вполне поддающимся анализу экономическим причинам прибавим еще и политические неурядицы, связанные с распадом Югославии, которые вылились в широкомасштабную войну в Хорватии и БиГ, потеря СССР (да и в целом утрата существовавших в социалистический период торгово-экономических связей между соцстранами) как источника постоянной экономической помощи в виде дешевых кредитов и энергоносителей, а также как рынка сбыта продукции, что также привело к снижению уровня жизни населения ввиду увеличения безработицы (во многом именно потерей традиционных связей с СССР и другими странами Восточной Европы и не только в рамках СЭВ объясняется снижение занятости в промышленном секторе, что уже отмечалось выше), нехватку рабочих рук в соседних странах ЕС ввиду старения населения - и вот мы получили основные причины современной трудовой миграции из стран ЮВЕ.
4. Миграция трудовых ресурсов из стран ЮВЕ на современном этапе. Влияние расширения ЕС-2004 и 2007
Следует отметить, что на протяжении всех 20 лет после распада социалистической системы опять-таки именно Германия остается главной страной миграции для стран ЮВЕ в целом по абсолютным показателям, на нее сегодня приходится 64,4% от всех эмигрантов из стран ЮВЕ, несмотря даже на то, что, начиная с конца 1980-х, страна ужесточает свое миграционное законодательство. В первую тройку стран наряду с Германией входят Швейцария и Австрия (попеременно делят второе место), эти три страны принимают 76,9% всех мигрантов ЮВЕ, затем идут Италия (сюда в основном едут трудовые мигранты из Румынии и Албании) и Франция.
В ходе беспрецедентное расширение Европейского Союза: на 10 стран ( EU 10) — в мае 2004 г. , и еще на 2 страны (EU 2) — в январе 2007 г., (т.н. "балканское расширение", когда в ЕС вступили Болгария и Румыния) —не только значительно увеличилась численность жителей единого европейского пространства, но и значительно упростилась процедура въезда в страны "Старой Европы", ввиду чего старые страны-члены опасались значительных пертурбаций на рынке труда, появились страхи перед т.н. "польским сантехником Николаем" и "словенской сиделкой Теей". Усугублялись эти страхи и тем, что новые страны еще проходили (да и сейчас проходят) период социально-экономической трансформации, то есть масштабы безработицы в этих странах были, по европейским меркам, велики,
Для ряда стран первой волны расширения ЕС, в первую очередь нас интересует Словения как единственная представительница региона ЮВЕ в рамках расширения-2004, был установлен переходный период продолжительностью в семь лет. Тогда, в 2004 г. свои рынки труда полностью открыли только Ирландия, Швеция и Великобритания. Австрия и Германия же, напротив, упростив процедуры, приняли решение сохранить меры адаптационного периода для "новичков" вплоть до 2011 г. с возможностью последующего продолжения "карантина". В 2007-м г свои рынки для рабочих из Болгарии и Румынии открыли только Чехия, Польша, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Кипр (в общем, недавно вступившие – в ходе расширения – 2004 – в ЕС страны) + Финляндия и Швеция. Другие страны, хотя и намерены открыть свои рынки труда, сделают это намного позже, что свидетельствует о сохранении ряда сложностей для трудовых мигрантов из ЮВЕ в ЕС. Интересно, что и после 2004 г., и после 2007 г. наблюдалось увеличение миграционных потоков — из недавно присоединившихся стран на Запад. Доля работников из Словении, равно как и из стран EU 10 в целом заметно возросла в Ирландии, Великобритании и Люксембурге — из-за политики свободного перемещения рабочей силы. В свою очередь же мигранты из EU 2 – из Румынии и Болгарии, большей частью перемещаются в Италию и Испанию, прежде всего, ввиду довольно облегченного режима въезда, чего не скажешь о возможности их въезда в Германию и Австрию, которые хотя и географически ближе им, но пока не намерены полностью открыть для трудовых мигрантов из этих стран свои рынки труда, несмотря, кстати, и на проблему старения населения, с которой эти страны тоже столкнулись.
Заключение
Последствия миграции трудовых ресурсов из ЮВЕ в ЕС для самих стран региона и для стран-реципиентов.
На основании вышеизложенного материала можно утверждать, что основой для миграционного оттока из региона ЮВЕ являются "получающие страны старого ядра" (Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия и Скандинавские страны) или "локомотивы ЕС". Они начали формирование экономического и политического единого пространств со свободным передвижением, рынком труда и гражданством Евросоюза особенно после Маастрихтского договора.
Зона "периферии стран старого ядра" (юг Западной Европы — страны средиземноморского побережья) присоединилась к ЕС позже и длительное время сами были источником гастарбайтеров для стран "ядра" - Италия, Испания, Португалия. Эта традиция сохраняется в целом до сих пор, хотя и в меньшей степени, поскольку с выравниванием экономического развития стран ЕС "периферийная зона" в настоящее время переживает иммиграционный бум. В последние три года в них наблюдается наибольший миграционный прирост (до полумиллиона человек в год). Данные страны являются также транзитными странами для мигрантов, желающих попасть в страны "старого ядра ЕС".
Третья зона — "присоединившиеся" к Евросоюзу в 2004 и 2007 годах страны (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Кипр, Румыния и Болгария). Сейчас они, равно как и пока недошедшие в ЕС оставшиеся страны ЮВЕ – Хорватия, Македония, Сербия, Черногория, БиГ, Албания в основном теряют свое население, как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. По отношению к развитым экономикам Евросоюза "присоединившиеся" и пока еще "неприсоединившиеся" страны из региона ЮВЕ пока являются донорами рабочей силы, которая позволяет им поддерживать рост их экономик. Однако, по прогнозам ряда аналитиков поток рабочей силы из ЮВЕ в ближайшие несколько десятилетий иссякнет. Так, например, Клаус Циммерман, директор Института экономики труда (Бонн), в своем докладе для Европейской комиссии "2010 — Год демографического разворота на европейском рынке труда" отмечает, что по сравнению с 2002г, когда из региона ЮВЕ эмигрировало 145,2 тыс. человек: причем 65% – в Германию, а 12,1% – в Австрию, в 2010 г. эмиграционный поток снизится до 106,9 тыс., а к 2035 г. он будет составлять всего 2,4 тыс. человек. Причин тому две: повышение уровня жизни в этих странах (в странах ЮВЕ) и естественное сокращение населения ввиду увеличения и без того высокой доли пожилых.
Таким образом, очевидно, что страны ЮВЕ в итоге ожидает сокращение трудовой миграции. Однако на современном этапе эти страны терпят значительный урон от эмиграции трудовых ресурсов как в "живой силе" так и с точки зрения возможности в будущем создать собственную, конкурентоспособные и независимые от благотворительной помощи лидирующих стран ЕС экономики, которые бы по своему уровню не уступали развитым экономикам ЕС (в чем, памятуя о примере Испании, Италии и Португалии многие экономисты сомневаются). Уже сегодня наблюдаются признаки определенного структурного кризиса в Румынии, Болгарии, Хорватии и Сербии где "утечка мозгов" и отсутствие реальной помощи из Брюсселя привели к тому, что правительства этих стран не могут выработать четкой стратегии развития экономики в условиях кризиса. К тому же, в перспективе страны ЮВЕ через несколько десятилетий окажутся в ситуации, когда старение населения в этих странах примет угрожающие масштабы. В перспективе окажется, что страны ЮВЕ да и ЦВЕ в целом будут вынуждены конкурировать с ведущими экономиками ЕС и с Россией за трудовые ресурсы стран СНГ, в частности они будут заинтересованы в Украине, Молдове и Белоруссии, причем страны Закавказья тоже не исключаются. Прибавим к этому еще и миграционные потоки из Африки и Азии – только теперь это будет не наполовину европеизованный Алжир или Марокко, а Бенин, Чад, ЦАР. Страны ЮВЕ, которым не только не удалось за годы реформ создать эффективный производственный сектор, но которые умудрились растерять большую часть социалистического наследия, не смогут конкурировать с ведущими экономиками ЕС в притоке квалифицированной рабочей силы, а будут довольствоваться "остатками", что, безусловно, будет только консервировать экономическую отсталость региона. К тому же, перераспределение потоков трудовых ресурсов в Европе рискует подорвать и весьма существенный приток иностранной рабочей силы из Азии и Африки, что может в перспективе угрожать внутриполитической стабильности стран ЮВЕ, являющихся сравнительно небольшими как по размеру территории, так и по численности. Иными словами, проблема неподконтрольной исламизации, о которой много говорят в Париже и Лондоне может быть гораздо опаснее для малых стран ЮВЕ.