Введение. 2
Глава I. Механизмы реализации концепции энергетической безопасности на глобальном уровне. 5
1.1. Тенденции развития мирового энергетического рынка и проблема энергетической безопасности. 5
1.2. Основные принципы энергетической безопасности. 6
1.3. Глобализация энергетической безопасности. 9
Глава 2. Проблемы энергетической безопасности в деятельности региональных союзов. 15
2.1. Проблемы формирования системы международной энергетической безопасности АТР. 15
2.2. Энергетическая безопасность для США.. 16
2.3. Энергодиалог Россия – ЕС.. 18
2.4. Развитие российского ТЭК в глобальном контексте. 21
Глава III. Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности. 25
3.1. Повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков. 25
3.2. Улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе. 26
3.3. Повышение энергоэффективности и энергосбережения. 29
Заключение. 32
Список используемых источников. 35
Глоссарий. 37
Приложения. 38
Данная работа имеет значительную актуальность в силу того, что энергоресурсы имеют критически важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира - как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для наших стран и всего человечества.
По большом счету можно сказать, что на данный момент не выработано единое понимание самого понятия энергетической безопасности, а в ряде случаев значения, которые страны вкладывают в это понятие прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания этого понятия как глобального, энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики без энергетики означает также невозможность преодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Из этого следует вывод, что энергетическая безопасность не может не быть составной частью глобальной системы безопасности.
На данный момент в мировом сообществе существует понимание того, что углеводородные ресурсы, являющиеся на данный момент базовыми, могут быть исчерпаны через определенное время. Соответственно страны-поставщики, так же, как и все остальные, будут постепенно приходить к необходимости изменения структуры своего топливно-энергетического баланса, уделяя все большее внимание альтернативным источникам энергии.
Сохранение ситуации, при которой 2 млрд. людей не имеют доступа к энергетическим ресурсам, грозит гуманитарными катастрофами, ростом напряженности в мире, появлением новых конфликтов и усугублением имеющихся глобальных проблем. И именно в рамках международного механизма по обеспечению энергетической безопасности возможен выход за пределы исключительно торгово-финансовых энергетических взаимоотношений отдельных стран, и создание системы устойчивого обеспечения энергетическими ресурсами всех стран.
Основной сферой деятельности данной инстанции должно стать обеспечение глобальной энергетической безопасности путем предотвращения и разрешения конфликтов в данной сфере, а также путем управления глобальным сбалансированным энергетическим потенциалом. Для этого необходимо достижения максимально широкого согласия стран, которые на данный момент в качестве поставщиков или потребителей имеют устойчивый доступ к энергетическим ресурсам. Ключевой целью управления глобальным энергетическим потенциалом должно стать как поддержание энергетической ресурсной базы планеты, так и ее справедливое распределение. В ближайшее время на первый план в этом направлении выйдет задача обеспечения энергетическими ресурсами тех стран, которые пока не имеют к ним устойчивого доступа и лишены возможности обеспечить это за счет слабости экономики или иных факторов.
Международный механизм глобальной энергетической безопасности мог бы стать той инстанцией, которая бы от имени международного сообщества управляла бы как подобными международными энергетическими центрами, так и иными организациями или формами, нацеленными на создание глобального сбалансированного энергетического потенциала. [1] Цель моей работы – раскрыть сущность понятия энергетической безопасности и указать на основные проблемы, связанные с ее обеспечением.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: в процессе настоящего исследования попробуем выявить тенденции развития мирового энергетического рынка; выделим основные принципы энергетической безопасности, которые в той или иной степени разделяют все государства; рассмотрим явление глобализации энергетической безопасности; раскроем возможность создания международного механизма глобальной энергетической безопасности для решения становящихся все более острыми энергетических проблем; покажем взаимосвязь проблем энергетической безопасности в деятельности различных региональных союзов.
Объектом данного исследования является проблема энергетической безопасности. Предмет изучения – современная мировая экономика в части обеспеченности природными ресурсами и энергетический потенциал отдельных стран.
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы (1. Механизмы реализации концепции энергетической безопасности на глобальном уровне; 2. Проблемы энергетической безопасности в деятельности региональных союзов; 3. Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности), заключения, списка используемых источников, работа иллюстрирована таблицами.
Согласно имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление может возрасти на треть за ближайшие 15 лет, и примерно на 45% - в предстоящем двадцатилетии. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, сможет возрасти к 2025 г. на 35 млн. баррелей в день (42%); газа – на 1,7 трлн. куб. м в год (60%). (см. Приложения 1, 2, 3)
Ситуация на мировом рынке характеризуется следующими четырьмя важнейшими обстоятельствами:
резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть);
увеличение разрыва между объемами потребления и объемами производства газа в развитых экономических странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта);
недостаток нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти;
недостаточная информационная транспарентность мировой торговли нефтью.
Все эти обстоятельства выдвинули на передний план проблему энергетической безопасности. В свою очередь, процессы глобализации, с которыми мировое сообщество столкнулось еще в XX веке, непосредственно затрагивают сферу мировой энергетики. [15]
Россия, с учетом собственного конкурентного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности как, в первую очередь, надежность обеспечения всех стран и всего населения планеты энергоресурсами.
Достижению глобальной энергетической безопасности будет способствовать реализация всем мировым сообществом системы мер по трем основным направлениям:
надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами энергоресурсов;
рост эффективности использования энергетических ресурсов и защита окружающей среды;
разработка и использование новых источников энергии.
Свой вклад в решение проблемы глобальной энергетической безопасности Россия вносит как непосредственно в процессе развития топливно-энергетического комплекса страны, так и в ходе расширяющегося международного сотрудничества. [16]
Несмотря на всю разницу в подходах ведущих государств, существуют и очевидные точки сближения в понимании энергетической безопасности. По сути, возможно выделить основные принципы, которые в той или иной степени разделяют все государства.
Во-первых, энергетическая безопасность – это взаимная ответственность потребителя и поставщика энергетических ресурсов. Это признают все, однако проблемы начинаются там, где потребитель и поставщик начинают требовать друг от друга гарантий поставок или оплаты этих поставок. К примеру, в умеренном варианте, требование гарантий поставок может приводить к требованию потребителя допустить представляющие его экономические интересы компании к разработке и транспортировке энергетических ресурсов на территории страны-поставщика. Это вариант требование ЕС к России, на что, как отмечено, она отвечает аналогичным требованиям доступа к системам непосредственного распределения ресурсов до конечного потребителя.Т. е. это требования открытия экономических границ.
В радикальном варианте гарантирование поставок может выражаться в прямом политическом и экономическом диктате странам-поставщикам, вплоть до проведения против них военных операций. Это, с некоторыми оговорками, стратегия США.
Однако есть и третий вариант, представленный азиатскими странами. Это готовность гарантировать поставки за счет, с одной стороны, участия компаний, представляющих экономические интересы потребителя в разработке энергетических ресурсов на территории страны-поставщика, с другой – играя по правилам страны-поставщика и вкладывая значительные средства в инфраструктуру добычи и транспортировки. В данном случае речь идет не о простой схеме товар-оплата, а о более сложных инвестиционных, страховых и иных договорных отношениях. Потребитель обеспечивает себе гарантии поставок за счет вложений в инфраструктуру поставщика, таким образом, также оптимизируя систему поставок, делая ее более современной, менее затратной и т.д., а поставщик, допуская потребителя к проектам на своей территории получает не только гарантированный и устойчивый рынок сбыта, но и стратегического инвестора.