Смекни!
smekni.com

Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации (стр. 21 из 36)

В целом, период первой половины 1990-х гг. характеризовался постепенным переходом от полного отсутствия какого-либо внешнего контроля и учета экономических отношений между двумя государствами к выработке и введению ряда механизмов, направленных на регулирование торгово-экономического взаимодействия. Вторая половина 1990-х гг. ознаменовалась новым этапом в развитии торгово-экономических отношений между Казахстаном и Китаем. После 1995г. на казахстанский рынок начинают приходить крупные китайские компании, постепенно упорядочиваются механизмы т.н. «челночной торговли». На рынок постепенно начинают выходить фирмы-посредники, специализирующиеся на оптовых поставках китайской продукции на казахстанский рынок, что позволило многим местным торговцам осуществлять закупки товаров без регулярного выезда в КНР. После 1996г. закупки пищевых продуктов и товаров народного потребления постепенно уменьшились. Зато возросла потребность в одежде, обуви, чемоданах, декоративно-отделочных материалах, электробытовых приборах. Из СНГ в течение многих лет вывозятся в Китай химические удобрения, сталь, хлопок, грузовики, кожа, мех. После 1996г. главными видами продукции стали сталь, металлический лом, линт, кожа, мех, лес, сырая нефть.

Однако, с 1997г. в сфере двусторонних торгово-экономических связей условно можно выделить новый этап, характеризуемый постепенным переходом к формам, более соответствующим международным стандартам, принятым на международном рынке.

Правительство РК стало уделять все больше внимания расширению кооперации и участию госсектора во внешней торговле в таких сферах, как нефтехимическая промышленность, производство технического оборудования, металлургия, энергетика, текстильная промышленность, совершенствование транспортной инфраструктуры и они стали главными сферами партнерства с КНР, отмеченные правительством центральноазиатских государств, направленные в XXI в.

Объем товарооборота между Казахстаном и Китаем по данным таможенной статистики РК за 1998г. составил 650 млн долл. США, что было на 20% больше по сравнению с 1997г. Экспорт из РК составил 540 млн долл. США, импорт в РК – 110 млн. долл. США. Доля КНР во внешней торговле Казахстана составляла 6%, что соответствовало четвертому месту в списке торговых партнеров РК. В последующие годы РК по объему товарооборота с КНР среди стран СНГ вышла на второе место после России. Казахстанский экспорт в Китай характеризуется сырьевой направленностью (91%), тогда как основная часть импорта составляли потребительские товары (текстиль, трикотаж, керамические изделия, электрооборудование).

Одной из основных товарных групп казахстанского экспорта в КНР являются черные металлы, на долю которых приходилось 54%. В 1998г. в КНР было отправлено более 1 млн. т. продукции черного металла. КНР продолжает покупать в большом количестве казахстанский металлопрокат, что объясняется его относительной дешевизной и выгодными условиями платежа. Соответственно, между АО «Митал Стил Темиртау», который наращивает мощности и экспорт металлопродукции, инвестируя большие средства в производство, и компанией Product Corporation из провинции Гуандун, СП «Хуанте» из СУАР заключены соглашения об организации сервисного центра в Урумчи по обработке, упаковке, сортировке металлопроката и доведению его качества до необходимого уровня. Кроме того, Синьцзянская импортно-экспортная компания по металлургии имеет ежегодный торговый оборот с Соколовско-Сарбайским ГОК в 15 млн долл. США

Следующими важными товарными группами продукции, которые отправляет Казахстан в Китай, являются: медь (9%), алюминий (11%), удобрения (2%), хлопок (0,5%), шерсть (0,7%). Доля продукции животного и растительного происхождения в структуре казахстанского экспорта составила в 1998г. менее 9%, что не соответствует потенциальным возможностям сельского хозяйства республики.

Для этих лет взаимного обмена были характерны три особенности.

Первая – прирост товарооборота между странами происходит в основном вследствие роста экспорта казахстанских товаров. Очевиден диспаритет в пользу китайцев в международных автоперевозках между двумя странами, значительная часть из которых осуществляется китайским автотранспортом.

Вторая – недостаточная эффективность использования инфраструктуры рынка, поскольку, несмотря на запросы казахстанской стороны, Пекин откладывал решение вопросов предоставления воздушных коридоров казахстанским авиалайнерам и проезда казахстанского автотранспорта через территорию КНР в другие страны ЮВА.

Третья - в числе форм обмена отмечаются значительные масштабы «челночного бизнеса», которые по данным таможенного комитета РК в 1998г. достигли 2 млрд. долл. США, из которых значительная часть приходится на долю Китая.

В 1999г. объем торговли между странами, по данным китайской таможни, составил 1,14 млрд. долл. США, а в январе-мае текущего достиг 516 млн. долл. США, увеличившись на 37,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Китай в это время уже занял четвертое место в торговле Казахстана после России, Великобритании и Германии. Сегодня во внешней торговле Казахстана КНР занимает второе место после России. Объем казахстанско-китайской торговли из года в год стабилен и не превышает, по официальным данным, отметки 500 млн. долл. США. Таков же, к примеру, объем торговли Казахстана за 1998г. был и с Турцией.

Товарооборот между КНР и Казахстаном уже по итогам 2000г. превышал уже 1557 млн. долл. США, из которых экспорт Казахстана составил 958,3 млн. долл. США (увеличение на 67,2%), а импорт – 598,7 млн. долл. США (увеличение на 82,6%). В структуре экспорта Казахстана по итогам 2000г. качественного изменения не наблюдается. Основными экспортными товарами, которые выросли на 31,1% и составили90% общего экспорта, остаются поставки черных и цветных металлов, минеральное топливо, удобрения, продукты неорганической химии и древесина. При этом произошло увеличение поставок по группе минеральное топливо, нефть и нефтепродукты с 41,5 до 127 млн. долл. США или на 206%. Черных металлов Казахстаном было экспортировано в Китай на 422 млн. долл. США, что составило 44% общего экспорта, меди и изделий из меди – 178,8 млн. долл. США или 18,7%, алюминия и изделий из алюминия – 165,1 млн. долл. США или 17,2%. Экспорт минерального топлива, нефти и нефтепродуктов составил 127 млн. долл. США или 13,3% от общего объема экспорта. Сокращения коснулись лишь поставки по группе энергетическое и другое технологическое оборудование с 8,2 до 0,1 млн. долл. США или в 81 раз, по группе удобрения с 9,9 до 1,5 млн. долл. США или на 84,8%. Между тем увеличение экспорта происходило и по другим позициям казахстанского экспорта, включая шерсть, волос животных и пряжа – 6,1 млн. долл. США, прирост (+32,6%), древесина – 3,2 млн. долл. США (+18,5%), другие продукты животного происхождения – 12,4 млн. долл. США (рост в 30 раз). Снижение отмечено по группе кожевенное сырье и кожа до 15,6 млн долл. США против 29,8 млн. долл. США в 1999г. или на 47,7%.

Что касается крупных китайских компаний, пришедших в РК, в том в числе 34 представительств, зарегистрированных в эти годы, были представлены: Китайская национальная нефтяная компания (КННК – CNРC), компания «Хуавэй» (город Шэньчжэнь, телекоммуникации, компьютерные технологии, связь), компания «Нункэн» (Синьцзян, торгово-посреднические операции), компания «Тяньшань» (Синьцзян, торговля продукцией легкой промышленности), Банк Китая и др. Летом 1997г. подписывается контракт между Казахстаном и Китаем (представленным КННК) по инвестированию в нефтегазовый сектор РК на общую сумму в 11 млрд. долл. США. Планировалось, что они будут направлены на реабилитацию АО «Узеньмунайгаз», АО «Актобемунайгаз» и строительство нефтепроводов в Западный Китай и Иран.

Тем не менее, и на протяжении второй половины 1990-х гг. не происходило серьезных качественных изменений в торгово-экономических отношениях КНР и РК. На повестке дня оставались прежние проблемы, к которым относятся: несбалансированность структуры экспорта и импорта, преобладание «челночной» торговли, замкнутость экономического взаимодействия на СУАР КНР, а также исключительный интерес китайской стороны к импорту сырьевой продукции.

В развитии казахстанско-китайских экономических отношений после 2000г. наблюдается несколько отчетливых тенденций: значительный рост объемов внешнеторговых операций, улучшение внешнеторгового баланса Казахстана в результате усиления совместного продвижения крупных экономических проектов, повышенного внимания КНР к развитию энергетического сотрудничества с Казахстаном.

К наиболее крупным совместным экономическим проектам данного периода можно отнести:

• Март 2003г. – сдача в эксплуатацию трубопровода «Кенкияк – Атырау» на западе Казахстана. Протяженность трубопровода составила 448,8км, а проектная пропускная способностью должна была достигать 12 млн. тонн нефти в год. При реверсной эксплуатации этот нефтепровод становился первой частью большого нефтепровода «Западный Казахстан – Китай», меморандум о строительстве которого был подписан еще в 1997г.

• Май 2003г. – приобретение CNPC за 150,2 млн. долл. США государственного пакета акций предприятия «CNPC Актобемунайгаза» (25,12%), таким образом, китайская компания стала единственным владельцем компании.

• Август 2003г. – CNPC приобрела у саудовской Nimir Petroleum Ltd. 35% долю в СП Texaco North Buzachi Inc. месторождения Северные Бузачи.

• Октябрь 2003г. – возобновление реализации проекта, по строительству нефтепровода «Западный Казахстан – Китай».

• 17 мая 2004г. Нурсултан Назарбаев и Ху Цзиньтао подписали специальное соглашение о строительстве нефтепровода «Атасу Алашанькоу».

• В апреле 2005г. CNODC стала единственным акционером кызылординского АО «Айдан мунай».

Основные виды деятельности данной компании включали проведение нефтегазовых операций на территории Республики Казахстан, включая разведку и бурение, добычу, переработку, транспортировку и хранение, маркетинг и торговлю, экспорт углеводородов и продуктов их переработки.