Проведенные автором исследования показывают, что однородность казахстанских и китайских экспортируемых товаров представляют возможным делать прогноз с учетом позитивных и негативных факторов для наращивания обменных операций. Мы предполагаем, что преобладать будет усиленно активно проводимая в Казахстане политика индустриализации.
Между тем, во многих странах постсоветского пространства также взяты курсы на усиление индустриализации страны. Это значит, что ими проводятся меры по укреплению способности и своих сравнительных преимуществ, в конечном счете, расширяющиеся зоны потребления казахстанских и китайских товаров. Соответственно, эти товары будут экспортироваться в условиях усиления конкуренции. Поэтому для эффективного участия в МРТ обе страны могут использовать различные меры по переходу к преимуществам более высокого порядка. Нам представляется, что они же, как показывает мировой опыт, могут осуществляться: а) за счет изменения ресурсной базы; б) характера применения модели ВЭС, где увеличение объема и производства обрабатывающей промышленности и ее структурная перестройка позволят формировать самые разные комбинации потоков капитала и товаров.
При этом новый аспект взаимодействия будет развиваться на основе усиления кооперации обеих сторон в создании продуктов, реализуемых на азиатском регионе. В данном случае будет происходить компенсация ограниченного внутреннего спроса реализацией за рубежом, что в первую очередь, благоприятно будет для рынка Казахстана. Этому способствуют интенсивно набирающие обороты совместные казахстанско-китайские предприятия.
Третий сценарий взаимодействия между странами, на наш взгляд, может развиваться по модели, в основу которого положен конкурентный, построенный на конкурентности по принципу «товарный-нетоварный»[94]. Построенный по этому принципу тип взаимодействия партнеров во ВЭД РК и КНР будет определяться по характеру формирования структуры мирового рынка и зон потребления экспортных товаров.
Тип взаимодействия будет определяться по схемам наличия различных вариантов расклада самой торговли: а) машинами, оборудованием и транспортными средствами; б) сочетающих реализацию готовых товаров с поставками сырьевых и полуобработанных продуктов; в) сырьевыми ресурсами; г) услугами; д) капиталом; е) управленческим опытом, ж) технологией и т.д. [103].
Эти точки соприкосновения совместных предприятий реализуют различные комбинации усиления, ослабления связей либо полного отсутствия взаимодействия. К тому же следует отметить, что в близлежащих государствах наблюдаются набирающие темпы потоки капитала, вывозимые казахстанской и китайской сторонами, помимо экспорта товаров и услуг. Речь идет о сотрудничестве в нефтебизнесе. Так, отмечая международную реакцию на подписание многих контрактов с КНР, следует отметить, что они значительно активизировали деятельность других зарубежных компаний в нефтегазовом секторе.
В настоящее время идет интенсивный поток китайского капитала в страны бывшего СССР, обусловленный либерализацией правил для внешних инвесторов Китая, которое вызвано тем, что у властей больше нет необходимости сдерживать вывоз капитала. По прогнозу ООН, через 4 года Китай войдет в пятерку крупнейших экспортеров капитала в мире, обогнав Японию.
Таким образом, основываясь на проведенных исследованиях, автор считает, что обе республики должны развивать как прямое, так и перекрестное инвестирование многих производств на территории постсоветского пространства. В этих условиях совершенно естественно, что Россия и Китай будут главными проводниками вхождения Казахстана в систему торгово-экономических отношений Восточной Азии. В связи с этим целесообразно усиление внешнеэкономических связей с этими государствами. В такой ситуации ограничители взаимного отторжения по структуре перемещающихся факторов производства можно устранить активным формированием совместных предприятий, и произведенную продукцию партнеры будут реализовывать за пределами двух стран и достигать эффекта увеличения масштабов производства. Тем самым узость казахстанского рынка, как условие роста торговли, может быть преодолена.
Заключение
На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. В соответствии с анализом торгово-экономических взаимоотношений необходимым представляется выделить основные приоритеты реализации механизма взаимодействия в торгово-экономических отношениях Казахстана со странами ЮВА. Этому способствовали не только стратегии стран, но и сложившийся механизм развития внешней торговли.
Прогнозируя перспективы во взаимодействии стран необходимо отметить, что современный Китай играет важную роль в мировой экономике. Однако степень влияния Китая на экономику различных стран не одинакова, что обусловлено структурой экспорта КНР и страновыми векторами потока экспортной продукции.
2. Во внешнеторговом оборотеКитаяболее половины приходится на страны Азии, второе место принадлежит странам Европы, третье – Северной Америке. В экспорте аналогичным образом лидером являются страны Азии, второе место занимает Северная Америка и затем Европа. Соответственным образом характеризуется распределение удельных весов, занимаемых регионами мира по импорту. Касательно Казахстана следует отметить, что доля республики низка и в статистических обозрениях проходит по статье «прочие» в связи с малыми оборотами.
3. В Казахстане за эти годы были созданы условия, создающие благоприятствующие успешному развитию внешнеэкономических связей: политическая стабильность, большие природные богатства, развитая промышленность, квалифицированная рабочая сила, относительно благо-приятное геополитическое положение, разветвленные хозяйственные связи с большинством стран СНГ, которые остаются решающим фактором для развития внешнеэкономических отношений.
4. Анализ структуры экспорта и импорта стран позволяет судить о степени реализации потенциальных возможностей взаимного обмена между странами. Так, исследование внутри укрупненных групп товаров позволяет судить как о наличии принципов взаимодополнения, так и взаимоисключения, что объясняется имеющимся технологическим базисом казахстанской промышленности. В целом следует отметить, что исследование наполняемости корзины экспорта и импорта товаров обеих стран по номенклатуре ВЭД показывает, что в настоящее время по 60% наименованию отсутствует дублирование.
5. Учитывая перспективные направления сотрудничества с РК и Китаем, эффективному развитию торговли и кооперации будут способствовать следующие меры, как:
– активизация экономического сотрудничества Казахстана с КНР в целях беспрепятственного использования территорий стран для выхода на внешние рынки ( использование железных дорог, трубопроводов и т.д.);
– использование возможностей ведущих мировых нефтегазовых корпораций, установивших контроль над значительной частью природных ресурсов региона и подталкивающих государства к более тесной кооперации;
– объединение усилий стран в развитии кластерных образований;
– создание благоприятного инвестиционного климата в АПК для привлечения взаимных инвестиций;
– создание совместными усилиями специальных экономических зон вдоль казахстанско-китайской границы, в целях увеличения объемов приграничной торговли и зарубежных инвестиций;
– оснащение Трансазиатской железнодорожной магистрали и активизация развития сети транспортных коммуникаций.
Учитывая, что Китай является для Казахстана таким же континентальным мостом, то рекомендуется определить основные приоритеты реализации механизма взаимодействия в торгово-экономических отношениях Казахстана со странами СВА. Так, и Казахстан и Китай осознают необходимость укрепления сотрудничества со странами СВА, что обусловливает потребность в усилении экономической интеграции, которая может способствовать обеспечению политической стабильности; обеспечению устойчивого развития; увеличению притока инвестиций в Казахстан и одновременно наращиванию совместного вывоза капитала в зарубежные страны и т.д.
Список использованных источников
1 Мировая экономика и международные отношения. – 1998. –№ 17. – 713 с.
2 Назарбаев Н.А. На пороге ХХI века. – Алматы: Онер, 1996. – 220 с.
3 Назарбаев Н.А. К экономике знаний – через инновации и образование. – Астана, 2006. – 28 с., С.8.
4 http://www.macauhub.com.mo/gb/news.php?ID=8778.
5 Гуаньфу Гу. Исследование социального развития Европы и Азии / Институт социального развития Европы и Азии Центра изучения развития при Госсовете КНР. – Пекин, 1999. – № 5. – С. 90-96.
6 Экспресс – информации. – М.: ИДВ РАН, 2000. – № 3. – С. 42-51.
7 Фомичев В.И. Международные экономические отношения: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1991. – 109 с., С.5-7.
8 Хасбулатов Р.И. Мировая экономика – М.: ИНСАН, 1994. – 736 с., С. 9.
9 Декларация о принципах международного права дружественных отношений и сотрудничества между государствами // Устав ООН.
10 Микрюков В.Ю. Теория взаимодействия экономических субъектов. – М.: Вузовская книга, 1999. – 96 с., С. 13.
11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2 изд. – Т. 47. – С. 298.
12 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 368 с., С. 39-48.
13 Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешнеэкономической политики. – Алматы: Экономика, 1999. – 184 с., С. 4.
14 Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М., 1992. –
157 с., С.85.