Смекни!
smekni.com

Ядерная безопасность в постсоветском Казахстане (стр. 14 из 16)

В настоящее время перед движением «Невада-Семипалатинск» и другими общественными организациями антиядерного и экологического направления стоят задачи: как можно полнее и своевременно оказать помощь в преодолении социальных последствий, провести реабилитацию, оздоровить население, пострадавшее от испытаний на полигонах, запретить ввоз и захоронение радиоактивных отходов.

Значительная часть территории заражена радиоактивными веществами, как от ядерных взрывов, так и в результате глобального выпадения радионуклидов, заброшенных в стратосферу в результате ядерных испытаний на всех полигонах северного полушария, а также последствий кыштымской и чернобыльской катастроф, других факторов. В мире нет ни одной страны. Где была бы такая высокая плотность ядерных взрывов.

Около четверти мировых запасов урана сосредоточены на территории Казахстана. К числу уранорудных зон относятся Северо-Казахстанская, Жамбылская, Алматинская и Восточно-Казахстанскаяобласти. Здесь отмечаются высокие концентрации урана и тория, локальные скопления радионуклидов в породах и почвах. Источниками радиационной опасности служат и оставшиеся после отработки урановых месторождений отвалы высокоактивных пород, хвосты рудообогатительных фабрик.

В республике накопилось более 20 миллиардов тонн твердых промышленных и бытовых отходов. В том числе 237 миллионов тонн радиоактивных. По данным НАК «Казатомпром», ежегодно добывается около двух с половиной тысяч тонн урана. Но захоронение отходов стоит в десять раз дороже, чем добыча урана. А у нас до сих пор нет государственного радиоактивного могильника, отвечающего экологическим требованиям, отсутствуют надежные технологии утилизации ядерных отходов. Особое место в проблеме захоронения занимает вопрос утилизации. Российский профессор, советник генерального директора МосИПО «Радон» Н. Бабаев, консультирующий казахстанских коллег по вопросам захоронения ядерных отходов, заявил, что в настоящее время уже создано более сорока сценариев захоронения ядерных отходов, заявил, что в настоящее время уже создано более сорока сценариев захоронения ядерных отходов, но совершенно безвредных для человечества еще нет [1, с.49].

Как считают специалисты, для того, чтобы провести в порядок нашу республику, убрать все опасные отходы, нужно более 1 миллиона. Руководство НАК «Казахстанпром» предложило идею ввоза и захоронения собственных отходов за счет оплаты иностранными инвесторами. По словам президента НАК «Казатомпром» М. Джакишева, проекты захоронения способны принести доход в размере 30 миллиардов долларов в течении тридцати лет. Общий объем импортируемых высокоактивных отходов может составить несколько сотен тысяч тонн.

Ученые проблемного комитета движения «Невада-Семипалатинск» считают, что пока не будет научного обоснования безопасности этого проекта для здоровья населения республики, глубокого мониторинга экологии территорий, где предполагается захоронение радиоактивных отходов, окончательное решение принимать не следует. Необходимо оценить состояние радиационной безопасности уже существующих у нас захоронений, используемых методов, технологий, средств транспортировки.

Общественные неправительственные организации, в том числе и движение «Невада-Семипалатинск», считают, что захоронением отходов должна заниматься только государственная компания, которая без разрешения Правительства не имеет права формировать частные структуры. Решение о ввозе ядерных отходов из других государств может быть принято лишь после того, как будет проведена независимая экологическая экспертиза, когда населению будет гарантирована полная экологическая безопасность. В настоящее же время нет ни социальных, ни моральных, ни научных оснований, гарантирующих экологическую безопасность населения, для отмены статьи закона о ядерной энергетике, о запрете на ввоз ядерных отходов на территорию Казахстана.

2.4 От сдерживания к универсализации

Если не считать того, что ядерное нападение является своеобразной формой распространения атомного оружия, то можно констатировать самый главный недостаток Договора о нераспространении ядерного оружия как системы обеспечения глобальной и региональной ядерной безопасности. Договор не предусматривает каких-либо гарантий предоставления ядерной безопасности неядерным странам со стороны стран-депозитариев. Более того, понятие гарантии вообще не входит в саму структуру Договора о нераспространении, не смотря на то, что условие компромиссной универсальности учитывает такие гарантии в неявной, но определенной форме [28, с.10].

Существенный недостаток Договора появляется в том, что система гарантий ядерной безопасности не является составной частью международной глобальной и региональной безопасности.

Ядерные гарантии присутствуют только или в виде соответствующих резолюций ООН, или же в виде специальных соглашений и договоренностей. Как это было в случае с Казахстаном, который получил гарантии безопасности от ведущих ядерных держав на основе специального Соглашения.

Отсутствие гарантий особенно опасно в контексте новой роли ядерного оружия и его технической трансформации. Атомное оружие современности – это не просто «архаичное» устройство образца 1945 года, это целый ансамбль атомного и термоядерного оружия самых разных модификаций и видов для широкого круга задач. Оно постоянно эволюционизирует и мутирует, приобретая самые разные формы и свойства, подчас совершенно неожиданные и чрезвычайно специализированные. Само ядерное оружие готовится к тому, чтобы суметь проявить себя с «лучшей» стороны во всех ситуациях и при всех обстоятельствах. При очередном глобальном переделе мира на региональном уровне.

Таким образом, довольно легко заметить, что эволюция ядерного оружия вполне естественно вписывается в характер сложившихся на данный момент международных отношений.

Давайте попробуем представить себе чрезвычайно утрированную и во многом не совсем хронологически выдержанную, но весьма характерную аналогию самой эволюции ядерного оружия и ее взаимосвязи с системой международных ценностей:

-спасение человечества – первая атомная бомба малой мощности;

-возникновение противостояния – вторая атомная бомба;

-соревнование – водородная бомба;

-обострение отношений – сверхмощная термоядерная бомба;

-мирное сосуществование – уменьшение мощности водородных зарядов;

-пик холодной войны – нейтронная бомба;

-переговорный процесс – ослабление качества;

-спад биполярности – частичная ликвидация;

-мультиполярный мир – селективные ядерные бомбы, мининьюки, пучковое оружие с ядерной накачкой, атомные пенетраторы, сверхзвуковая ядерная шрапнель, чистая термоядерная бомба.

Селективность, избирательность, значительное ослабление мощности ядерного оружия и его увод в сторону «экзотичности» и «специфичности» создают ложное впечатление о ядерном оружии как обычном оружии для решения обычных стратегических и тактических задач на любом уровне конфронтации. Самое опасное, что видится в этом, - снятие психологического барьера на его применение.

Но эволюция ядерного оружия не остановилась. Стратегическое оружие стало более эффективным по совокупной мощности и системам доставки. Тактическое же ядерное оружие постепенно не только существенно модернизировалось, но и значительно расширило сферу своей компетенции.

Стратегической и тактической задачей ядерного оружия становится не сдерживание возможного «взаимного гарантированного уничтожения», а «тотальное» или «окончательное предупреждение» противника, независимо от ядерного или неядерного статуса [67, с.12].

Тотальное предупреждение понимается просто – это ситуация, когда неизбежен гарантированный ядерный контрудар баллистической ракетой, пушечным снарядом или сброшенной бомбой, независимо от того, пользуется вероятный агрессор обычным видом вооружений или ядерным оружием.

Сфера применения ядерного оружия может расширяться. Давайте вспомним, в биполярном мире стратегические концепции предусматривали использование ядерного оружия только против основного вероятного противника. В наше время сфера применения можно выделить, по крайней мере, в несколько раз. Таких сфер применения можно выделить, по крайней мере, три.

Первая, основная сфера – применение «Военного» атома против основного «вероятного противника», естественно, остается.

Вторая – ряд стран «третьего мира», которые или проявляют ядерные амбиции, или уже стали ядерными державами, или же уже стали ядерными державами, или же могут при изменении внешних обстоятельств достаточно легко реанимировать свои предыдущие атомные проекты.

В первом случае предусматривается использование ядерного оружия как предупредительной или превентивной меры по схеме: или нанести мощный предупредительный удар, или уничтожить ядерные объекты ядерным оружием.

Во втором случае рассматривается возможность локального одичного или серийного применения тактического ядерного оружия при конфликтной ситуации с ядерной державой «третьего мира».

Третья – появляется опасная возможность использования ядерного оружия против негосударственных субъектов. Независимо от того, на чьей территории они находятся. Скажем, экстремистская группировка совершила очень крупный террористический акт. Если пострадавшая страна посчитает, что ей нанесен «неприемлемый ущерб», то она, используя одну из разновидностей тактического ядерного оружия, может нанести ответный удар с расчетом гарантированного тотального поражения источника индивидуальной или групповой угрозы. Может быть, даже без уведомления правительства той территории, на которой находится источник террористической угрозы.