В целом к середине 80-х годов большинство отраслей Японии догнали и превзошли аналогичные отрасли в других капиталистических странах по техническому уровню производства, а некоторые из них и по уровню научных исследований.
Облик японской промышленности коренным образом изменился. Возник и бурно развивается целый ряд новых наукоемких, высокотехнологичных отраслей, и в то же время свертывается производство и демонтируются мощности в старых отраслях, которые еще в 60-х — начале 70-х годов составляли основу роста японской промышленности. Однако изменились не только отраслевой состав и номенклатура изделий японской промышленности, но, что более важно, сам тип развития японской экономики.
В середине 80-х годов Япония вступила в стадию, на которой приоритетным направлением экономии ресурсов явится экономия живого труда путем замены его овеществленным. Основанием для такого предположения служит в первую очередь тот факт, что усилия по энерго- и материалосбережению уже дали весьма значительные результаты, которые в рамках существующих технологий вряд ли могут быть значительно увеличены. В то же время происшедшее в 1985—1987 гг. резкое повышение курса иены, ставящее под угрозу рентабельность и конкурентоспособность целого ряда отраслей (прежде всего экспорториентированных), делает неизбежным приведение в действие такого резерва повышения эффективности производства, как сокращение затрат на рабочую силу, которое до последнего времени тормозилось рядом причин, в том числе специфически японскими формами отношений между трудом и капиталом.
В 80-е годы необходимость ускорения перехода на новую модель экономического развития стала еще более актуальной. Прежде всего, со всей очевидность обозначились пределы имитационной стратегии экономического развития, которой Япония следовала со времен незавершенной буржуазной революции (1867-1868).
В 90-е годы японская экономика столкнулась с целым рядом серьезных проблем, проявившихся в ходе структурного экономического кризиса 1993 г. Стали исчезать преимущества японской организационной модели. Экономический рост долгое время поддерживался за счет рабочих и потребителей. Согласие между рабочими и предпринимателями основалось на достаточно быстрых, темпах роста экономики, что в свою очередь обеспечивало повышение жизненных стандартов. Возникающие разногласия погашались различного рода подачками, начиная от наличных в конвертах и кончая аграрным протекционизмом. Потому способствовало относительно равное распределение богатства. Однако в последние десятилетия экономический рост значительно, замедлился, что ослабило возможности существенного повышения жизненного уровня населения. Чрезвычайно резкое повышение цен на недвижимость в 80-х годах заметно разделило страну на имущих и неимущих.
Изменились конкурентные позиции японских предпринимателей на международных рынках. Сократилось положительное сальдо торгового баланса по отношению к ВВП (2,5% в 1995 г.). За прошедшее десятилетие уровень заработной платы, увеличился почти на треть. Резко возросли издержки на рабочую силу, по уровню которых в обрабатывающей промышленности Япония уступает только Германии и Швейцарии. Ценовые конкурентные преимущества японских товаров ослабли по сравнению со многими странами. Япония не преодолела отставание от других западных стран в области социальной инфраструктуры. Неблагоприятно для экономического роста меняется демографическая ситуация, определяемая резким увеличением доли пожилых в составе населения.
Несмотря на огромные успехи японских компаний в развитии целого ряда направлений микроэлектроники и других наукоемких производств, сохраняется значительная зависимость от американской технологии. Более половины программного обеспечения, применяющегося для разработки приборов, на которых производятся полупроводники и сложные штаты, выпускается в Америке [16, 258].
В связи со спадом деловой активности в стране в 90-е годы и укреплением позиций японских корпораций на международных рынках стала подвергаться сомнению система государственного и корпоративного управления. Превращение Японии в крупнейшего субъекта мировой экономики подводят страну к переосмыслению ее внешнеэкономических и внешнеполитических позиций в мировой экономике.
В сложившихся условиях формируется и аутентичный стиль управления, характерный только для Японии.
Японская модель управления характеризуется рядом отличительных особенностей [2, 203-215]:
1) Система пожизненного найма;
Система «пожизненного найма» означает, что служащий фактически всю свою жизнь работает на одном предприятии, постоянно продвигаясь вверх по служебной лестнице. При этом независимо от образования (средняя ли это школа или престижный университет) работник начинает свою карьеру с низшей должности и на одном месте более 2-3 лет не задерживается. И более того, за 2-3 года тот же выпускник юридического факультета Токийского университета не сможет растерять знания, полученные в вузе, если будет заниматься неквалифицированным, рутинным трудом.
Японские и зарубежные исследователи единодушны в том, что современный этап научно-технического прогресса, породивший новую технику и приведший к изменению характера труда, делает систему «пожизненного найма» экономически все более нерентабельной даже для сверхконкурентных предприятий.
2) Оплата труда;
Японские фирмы не имеют жесткой классификации должностей с фиксированными ставками заработной платы по каждой из них. Большое значение имеет оценка работы непосредственно руководителем.
Систему оплаты труда в Японии отличают следующие факторы:
Зависимость оплаты труда от стажа.
Зависимость оплаты труда от жизненных пиков.
Зависимость оплаты труда менеджеров от результатов работыпредприятия.
4. Жесткаязависимость оплаты труда от фактических результатов работника.
5. Одна из самых низких в мире дифференциация в оплатетруда - 1: 4 (в Швеции - 1: 3).
3) Стимулирование трудовых усилий;
К главным экономическим стимулам относятся повышение заработной платы; регулярные выплаты бонусов; выплаты различных единовременных пособий на поддержание благосостояния; заранее оговоренная выплата крупных выходных пособий. Главной причиной социально-экономического подъема является успешное развитие хозяйства страны. Также, определенную роль сыграла и многолетняя упорная борьба японских профсоюзов за улучшение условий труда.
Эффективным экономическим стимулом являются также бонусы, которые выплачиваются дважды в год (летом и зимой) и размер которых зависит от деятельности предприятия. Это довольно значительные суммы денег. Система бонусов практикуется не только крупными, но и многими средними и даже мелкими предприятиями. Разница лишь в том, что размеры бонусов на крупных предприятиях значительно выше.
Среди психологических стимулов есть метод «поздравления работника с днем рождения», метод «откровенных бесед в цехах», метод «внесения предложений», цель которого - усилить в сознании рядовых работников чувство своей принадлежности к предприятию и на этой основе добиться от них максимального повышения производительности труда.
4) Кружки качества
Только благодаря господству корпоративного духа японцы могли создать в фирмах систему добровольных «кружков качества», которые вовлекают рабочих в деятельность за повышение качества продукции, за ее бездефектность, за снижение уровня производственного травматизма и т. д. Кружки качества действуют во всех крупных фирмах и более чем в 50% мелких фирм. В Японии действует около 1 миллиона кружков качества, в них участвуют около 10 миллионов человек.
Первые подобные кружки появились в начале 60-х годов на предприятиях «Кобэ сэйко» и «Ниппон кокан». Тогда они именовались кружками «контроля за качеством продукции». На предприятиях появились лозунги: «Борись за искоренение погрешности в 0.1 миллиметра», «Своди к нулю погрешность в 0.1 секунды», «Включайся в движение за лучшую технологию в мире» и т. д.
Кружки качества объединяют, как правило, 6-10 работников одного уровня иерархии, выполняющих сходную работу. Они собираются 1-2 раза в неделю. Каждая группа имеет лидера и докладывает руководству о полученных решениях. Рационализаторским предложениям, исходящим от рабочих предается особо важное значение. Полезные предложения часто вознаграждаются в виде ручек, медальонов, памятных значков. Денежные вознаграждения получает кружок качества и поровну распределяет их между своими членами. В концепции кружков качества как практического инструмента решения проблем качества важен набор методик, которые используются для решения проблемы производительности труда, снижения затрат, совершенствования технологических процессов.
Часто применяется диаграмма причин и следствий, называемая графиком Исикавы или «рыбьим скелетом» (рис. 2.1. Приложение 1) [2, 214].
Принципы функционирования японской модели экономического развития с одной стороны являются безупречными, с другой стороны они носят специфический характер, который объясняется японским менталитетом. Насколько перспективно внедрение японской модели в экономику других стран? Перспективна ли она для экономики самой Японии?
Следует проанализировать недостатки «японского феномена».
Японский премьер-министр Рютаро Хасимото заявил [10, 106], что страна готова сократить налоги на 15 млн. долл. для оживления вялой японской экономики. Суть проблемы заключается в опасениях руководства Японии насчет того, что азиатский кризис привел к самой нестабильной за последние 60 лет ситуации в мировой экономике, а 70 % экономики юго-восточной Азии - это Япония. И несмотря на все попытки Международного валютного фонда наладить отношения в экономике среди стран юго-восточной Азии, существует необходимость в оздоровлении финансовой и политической системы Японии. Многие экономические специалисты подчеркивают исчерпанность «японской модели» развития экономики. За последние 6 лет средний уровень экономического роста едва составляет 1 %, йена продолжает обесцениваться, биржевой индекс Никкей стремительно падает и его значения таковы, что еще нескольким крупнейшим банкам грозит разорение. Ослабление позиций Японии становится все более очевидным, и вместе с этим все более явной становится угроза экономического спада во всем мире.