Несмотря на официальное заявление Хасимото, некоторые политические деятели (например, министр экономического планирования Японии Кожи Оми) заявляют, что состояние японских банков нормальное и что попытки отмены государственного регулирования успешны. На самом деле сильная во всех отношениях Япония должна несколько пересмотреть пути дальнейшего развития своей экономики.
Просроченные ссуды Японии по приблизительным подсчетам составляют 300 млрд. долл. Новый план рекапитализации, разработанный Министерством финансов и учитывающий сумму в 98 млрд. долл., скорее всего не решит проблему, а только усложнит ее. А при индексе Никкей ниже 15000 банковские портфели продолжат обесцениваться. Эти факты приведут к тому, что банки для удовлетворения своих потребностей в капитале, будут вынуждены сократить кредиты, а это приведет к ослаблению экономики и к неспособности списать просроченные ссуды; в итоге порочный круг замкнется.
Спустя почти шесть лет низкого экономического роста становится очевидным, что японская экономика переживает некоторый кризис. В самый разгар событий ведущая оппозиционная партия Японии самораспустилась, оставив после себя группу мелких партий, пытающихся создать единый фронт. После того, как к власти в 1995 г. вновь пришла либерально-демократическая партия (в 1993 г. она потеряла власть впервые почти за сорок лет), политическая перестройка в Японии, затрагивающая и экономику, движется крайне медленно [30, 305].
Эисуке Сакакибара, заместитель министра финансов Японии и ярый защитник японской модели капитализма, сказал, что не допустил бы разорения ни одной крупной японской компании. Сакакибаре принадлежит много работ, в которых расписываются достоинства Японии и недостатки западных индустриальных стран. Но, хватит ли у экономических магнатов Токио, которые, надо отметить, в послевоенный период подняли свою страну до заоблачных высот, такта и мудрости принять новые формы, последующие за серьезной финансовой реорганизацией?
Если индекс «Никкей» опустится ниже 13000, ответ на этот вопрос дадут центробежные силы в экономике Японии. Но пока это случится Соединенные Штаты, возможно, испытают резкий торговый дефицит, так как Япония может попытаться решить свои проблемы за счет экспорта, и все это не говоря уже о продолжении азиатского кризиса, об экономическом спаде в Японии и т. д. В конце концов, нет другой реальной альтернативы для Японии кроме принятия повестки, состоящей всего из трех пунктов: дальнейшего снижения налогов в целях стимулирования внутреннего спроса, устранения проблемы просроченных ссуд и отмены государственного регулирования в экономике.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы, японское правительство не хочет соглашаться с мировыми экономистами относительно своего нынешнего положения на мировом рынке и принимать оперативные меры по устранению сложившегося положения. Единственным выходом из ситуации может быть признание своей несостоятельности и возобновление экономических реформ в стране.
2.2. Тенденции и перспективы развития японской национальной экономики на современном этапе
Важной чертой развития японской экономики являются не количественные показатели роста и расширения масштабов экономики в целом, а структурные преобразования, основанные на росте «адаптивных возможностей японского хозяйственного комплекса к изменяющимся требованиям научно-технического прогресса» [31, 56]. В связи с этим необходимо отметить и усиливающуюся автономию Японии от колебаний внешнего рынка: инвестиционный бум, характерный для начала 90-х годов, здесь сопровождался повышением деловой активности японских корпораций по широкому кругу отраслей, обслуживающих в первую очередь внутренний национальный рынок.
В то же время отраслевая структура хозяйства Японии под влиянием перестройки ее промышленности, а также повышения стоимости иены претерпела в последнее десятилетие существенные изменения. «Структурно больные» отрасли промышленности были переданы развивающимся странам, в частности новым индустриальным странам Азии. Промышленность же самой Японии постепенно меняется в сторону увеличения в ней удельного веса товаров с высокой добавленной стоимостью.
По оценкам мировых экономистов в 2005-2010 гг. экономика Японии будет развиваться по пути так называемой «софтизации», при которой все большее значение в структуре общественного производства будет приобретать непроизводственная сфера. В то же время доля обрабатывающей промышленности и строительства имеет тенденцию к снижению. Ведущими отраслями хозяйства становятся информатика и связь, электронное производство. Среди производственных технологий основную роль будут играть микроэлектроника, программное обеспечение и т.п. В отраслях обрабатывающей промышленности Японии активно развивается процесс диверсификации традиционных направлений деятельности. Нефтехимические концерны уделяют пристальное внимание фармацевтике, текстильные компании - освоению биотехнологий, производству стройматериалов, материалов для электроники. В десятке основных, производимых в Японии товаров присутствуют: легковые автомобили, сталь, электронные лампы и полупроводники, автоматические устройства обработки информации, запчасти для автомобилей, грузовики, видеоаппаратура, суда, металлообрабатывающие станки.
Устойчивость экономического и промышленного роста Японии на протяжении последнего десятилетия резко контрастировала с вялой хозяйственной конъюнктурой в других ведущих капиталистических странах [11, 370].
Японские компании без особых потерь преодолели оба нефтяных кризиса [11, 369], сумели свести к минимуму последствия взрывообразного роста цен на нефть, сохранив исключительно высокую конкурентоспособность своих товаров на мировом рынке. Они смогли быстро развернуть экспорт, в первую очередь электронной и механотронной продукции, и таким образом внедрить станки с числовым программным управлением, промышленные роботы и другие трудосберегающие устройства в производственные процессы без увеличения безработицы в стране, вызывая тем самым зависть в других странах мира.
Неуклонное наращивание индустриального потенциала Японии, безусловно, связано с техническим прогрессом. Если поначалу она выделялась умением производить товары более высокого качества при меньших издержках, то за последние годы она сумела широким фронтом развернуть НИОКР во многих передовых областях техники. Используя открывшиеся при этом возможности, компании разработали и начали массовый выпуск новой продукции, ассортимент которой продолжает множиться.
На рубеже веков японская экономика утратила наступательный порыв и дома, и за границей. Главная причина — сокращение темпа роста экспорта, которое наступило, несмотря на снижение курса иены по отношению к доллару и связанное с ним повышение конкурентоспособности японских товаров на мировом рынке. Трудности внешней торговли Японии отражают усиление напряженности в международных экономических отношениях из-за депрессивного состояния мирового капиталистического хозяйства, в частности из-за длительного спада деловой активности, охватившего все промышленно развитые страны.
Замедление темпа роста экспорта внезапно окрасило ближайшее будущее в мрачноватые тона, наполнив реальностью прогнозы, согласно которым темпы роста японской экономики на протяжении 90-х годов сократятся до двух-трех процентов. Столь неблагоприятное развитие событий — результат слишком сильной зависимости от экспорта. По-видимому, Япония не в силах будет и далее расширять экспорт, опираясь только на конкурентоспособность своей высокотехнологичной продукции.
Отметим также, что в мировой торговле высокотехнологичной продукцией усиливается конфронтация между Японией и США. Скорость, набранная Японией, позволила ей как будто внезапно настичь США в гонке за пальму «технологического» первенства, а это никак не соответствует рейгановскому представлению о «сильной» Америке. Со своей стороны Западная Европа болезненно переживает отставание в электронике — ключевой сфере прогресса современной промышленности [27, 124-131].
Что же в такой ситуации разумно предпринять Японии, каковы пути дальнейшего развития ее мирохозяйственных связей с учетом накопленного технического потенциала? Сейчас Японии важно задуматься о своем дальнейшем развитии, нам представляется возможным уделить внимание двум основным аспектам [31, 347]:
Во-первых, Япония должна продолжать экспорт технологий, изыскав для этого все возможные способы. Помимо улучшения двусторонних отношений с другими странами, такой поворот будет содействовать оживлению мировой экономики, в чем насущно заинтересована Япония. Коль скоро проблемы роста ее собственного хозяйства усугубляются замедлением темпа роста экспорта из-за низкой конъюнктуры на внешних товарных рынках, любые меры, которые Япония примет для стимулирования мировой экономики с помощью межфирменного сотрудничества, продажи технологий и межгосударственных программ экономического развития, обернутся для нее прямой выгодой.