Смекни!
smekni.com

Конституционно-правовые основы отношений России и Беларуси (стр. 5 из 6)

Исходя из интересов развития двух государств, предстоит, очевидно, снова осмысливать и конкретизировать Программу действий по реализации Договора. При этом следует учесть огромный теоретический задел и практический опыт развития таких программ как у нас, так и на Западе.

Поэтапное воссоединение двух государств в последнее время приостановилось. Во многом из-за противоречий, заложенных в самом Договоре, которые и завели этот процесс в неизбежный юридический тупик. На стадии обсуждения проекта Конституционного Акта эти противоречия затруднили и саму работу над этим актом. Вместо того чтобы представить на подпись президентам новый, на этот раз профессионально составленный, вариант договора, его авторы все надежды на выход из тупика стали возлагать на политическую волю президентов.

Договор о создании Союзного государства вступил в силу после подписания его главами двух государств, ратификации и обмена ратификационными грамотами. Об общенародном голосовании за принятие Договора речи в нем не идет. Реальное создание Союзного государства определяется Конституционным Актом, который предусматривает вынесение его на референдумы в государствах-участниках. Таким образом, основной документ - Договор - на референдум не выносится, а выносится производный от него проект Конституционного Акта Союзного государства, разработанный в его развитие и продолжение.

Если учредительной власти нет и под Договором стоят подписи двух президентов, которые лишь руководствуются, как сказано в преамбуле Союзного Договора, волей народов России и Белоруссии к «единению», то по своей форме учредительный договор становится международным и для придания ему юридической силы достаточно его ратификации парламентами двух государств. Для придания же Договору юридической силы учредительного акта необходим референдум, что и предусмотрено Конституционным Актом Союзного государства.

§ 2. Потенциал Конституции и повышение эффективности Союза

Магистральной тенденцией развития Содружества является наполнение форм многостороннего сотрудничества реальным содержанием, их адаптация к масштабным разноплановым задачам, стоящим перед государствами – участниками, как во взаимодействии друг с другом, так и с межгосударственными объединениями вовне (Европейским Союзом, Всемирной торговой организацией и др.). В этих условиях ст. 79 Конституции России приобретает актуальное звучание.

Укрепление демократической основы организации и деятельности различных форм межгосударственного объединения в рамках Союза есть важнейший путь повышения их эффективности. Для достижения этой цели существует только один способ – укрепление конституционных основ деятельности институтов Содружества. Политические игры, амбициозность, разжигание национализма ни к чему, кроме потерь и дезорганизации, не приводят.

Опыт европейских союзов и сообществ убедительно показал, что межгосударственные соглашения и договоры оказывались неэффективными, если проводились в отрыве от демократических институтов – референдумов, парламентов, общественных организаций – и одновременно не сопровождались созданием «бюрократических» правовых механизмов и процедур, обеспечивающих принятие и реализацию необходимых решений.

Оба этих начала – демократическое и «бюрократическое» – формируются непосредственно на основе конституций, в которых нередко содержится подробное описание процедур взаимодействия в рамках Европейского Союза, что обеспечивает устойчивость и прочность организационного механизма. Для отношений государств – членов этого Союза с его органами характерно, что передача государством – членом объединения своих суверенных прав межгосударственным объединениям (учреждениям) происходит законодательным путем, в порядке, установленном конституцией государства. Приоритет отдается учредительной власти, а не международному договору; например, п. 2 ст. 9 Конституции Австрии гласит, что на основании закона или государственного договора, одобряемого Национальным Советом, отдельные суверенные права Федерации могут быть переданы межгосударственным учреждениям и их органам.[15]

Европейский парламент в настоящее время усиливает демократическую составляющую Европейского Союза и, образуя довольно сложную систему организующих, консультативных и контрольных органов, соподчиненную как Парламенту, так и национальным органам, обеспечивает эффективность принимаемых решений в процессе совместной деятельности представителей государств Союза. Практика показала, что существовавшая до этого система межгосударственных соглашений оказалась неэффективной и неизменно приводила к провалу.

Эффективность совместной деятельности заключается в установлении так называемого баланса правовых институтов, основанного на полномочиях комиссий Парламента разрабатывать и вносить на его рассмотрение законодательные нормы, в принятии совместных решений в законодательной и бюджетной сферах, контроле Европейского суда с целью обеспечения деятельности каждого института в соответствии с законодательством. К слову сказать, полномочия и процедуры Суда прописаны с завидной тщательностью и профессионализмом. Чиновники на Западе не любят пустых деклараций, призывов, безответственности.

Ничто не мешает повышать эффективность организации и деятельности межгосударственных объединений и на просторах так называемого постсоветского пространства. Служащие аппаратов многочисленных межгосударственных (межправительственных) органов в рамках Союза являются «международными должностными лицами». От них во многом зависит налаживание системы взаимодействия с национальными органами государств – членов Содружества и других межгосударственных объединений, глубокое осмысление конституционных норм, лежащих в основе системы этих взаимоотношений.

Важно постоянно изучать опыт парламентов стран Европейского Союза, которые проводят в настоящее время очередные институционные реформы: 1) сокращаются процедуры прохождения законодательных актов; усиливается демократический подход при установлении принципов выборности членов Европейского парламента; облегчаются условия принятия общего законодательства для членов Европейского парламента; усиливается контроль парламентов за распределением ресурсов их стран при решении бюджетных вопросов; 2) усиливается защита гражданских прав и повышается эффективность социальной политики Европейского Союза в сфере здравоохранения, защиты окружающей среды, защиты прав потребителей и борьбы против мошенничества; 3) укрепляется внешняя значимость Союза, в частности путем наделения его качествами единого юридического лица; Парламенту предоставлено право давать свое согласие на важные международные соглашения; 4) укрепляется принцип свободы и справедливости в результате включения в сферу деятельности Сообщества изучения и решения проблем, касающихся правосудия и внутренних вопросов в рамках отдельной страны; усиливается роль Парламента в сфере деятельности, подпадающей под межправительственное сотрудничество в этой сфере, включая деятельность Европола; 5) объединяются и упрощаются договоры.


Заключение

Таким образом, можно отметить следующее:

Во-первых, договор о союзе, на мой взгляд, воспринимается и обществом, и государственным аппаратом как некая декларация о намерениях, не более (по крайней мере, такое ощущение очень сильно). Вызвано это тем, что он не имеет конституционно-правовой, учредительной природы.

Во-вторых, опыт зарубежных стран показал, что реальное объединение государств в союз происходит всегда после референдума по вопросу об объединении. Только прямое волеизъявление народа способно расшевелить неповоротливую бюрократическую машину.

И наконец, из двух предыдущих выводов следует главный: чем скорее будет создан проект конституционной основы Союза (Конституции или Конституционного акта), а затем вынесен на голосование, тем больше шансов на то, что реальное объединение все-таки произойдет. А шансы эти с каждым годом уменьшаются.

Прошедшее десятилетие показало, что развитие сотрудничества в рамках Союза все больше отражает две общие тенденции: расширение участия государств – членов Содружества в различных межгосударственных объединениях и стремление защитить национальные интересы. Противоречивость этих тенденций придает процессу развития длительный и сложный характер. Использование конституционных механизмов членами Содружества позволит эффективнее решать многие региональные и глобальные проблемы.


Список используемой литературы

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 25.07.2003) // Российская газета от 25.12.1993 № 237, СЗ РФ от 28.07.2003, № 30, ст. 3051.

2. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного Государства» // СЗ РФ от 14.02.2000, № 7, ст. 786.

3. Конституция Республики Беларусь // Конституции государств Европы: В 3 т. – М.: Норма, 2001. – Т. 1.

4. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ // СЗ РФ от 17.07.1995, № 29, ст. 2757.

5. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». – 1992. – № 1.

6. Устав Содружества Независимых Государств // Бюллетень международных договоров. – 1994. – № 1.

7. Заседание Совета глав правительств – участников СНГ // Дипломатический вестник. – 2003. – № 5.

8. Егиазаров В.А. Унификация гражданского законодательства участников Договора о создании Союзного Государства // Право и экономика. – 2000. – № 9.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Бек, 1994.

10. Конституции государств Европы: В 3 т. – М.: Норма, 2001. – Т. 1.