Смекни!
smekni.com

Коррупция в нефтедобывающих странах (стр. 12 из 31)

В таких условиях реальный механизм политической власти подчиняется правящему клану (общине, племени, роду), ис­пользующему антидемократические методы властвования. К 1965 г. этническое напряжение в стране сильно усилилось. Эт-нико-религиозные конфликты, раздиравшие страну, возникали по причине назначения представителей того или иного клана на гражданскую или военную должность, по поводу капиталовло­жений в инфраструктуру, социальную сферу, строительство новых фабрик и заводов, а также размещения доходов феде­ральным правительством в различных регионах страны. Возрастало недовольство населения, поэтому выход воен­ных на политическую арену был проявлением кризиса граждан­ских социально-политических структур, попыткой преодолеть внутриполитическую нестабильность. Военные, встававшие во главе государственных переворотов, не были инструментами в руках тех или иных социально-политических Сил - армия к то­му времени сама превратилась в господствующую социально-политическую силу (если в 1960 г. в армии Нигерии насчитыва­лось 10 тыс. человек, то уже в 1979 г. - более 200 тыс.) и в принципе являлась единственным претендентом на получение нефтяных доходов, которые стали поступать в страну. Сегодня нигерийская армия, по данным зарубежных источников, явля­ется самой многочисленной и технически оснащенной в Тропи­ческой Африке. В рядах вооруженных сил находятся 95,1 тысячи человек, в том числе в сухопутных войсках - 80 тысяч, ВВС -9,5 тысячи, ВМС - 5,6 тысячи человек; в настоящее время на ее содержание выделяется около 10% ВНП страны.

41 The Military of African Politics / Washington-New-York.-1987.-P.1.

В 1967 г. территория, на которой проживали племена ибо, провозгласила себя независимым государством - Республикой Биафра и пыталась отделиться. После этого началась граждан­ская война и, как следствие, произошла серия военных переворо­тов. Но после истощающей гражданской войны (1967-1970 гг.), Биафра сдалась, потеряв контроль над своими портами и неф­тяными доходами. По подсчетам зарубежных источников, в этот период в результате гражданской войны в Биафре людские потери составили 2 млн. человек, из которых около половины пришлось на жертвы среди гражданского населения.42

Для того периода времени (особенно во время граждан­ской войны 1967-1970 гг.) было характерным то,что военные ориентировались на жесткие, иногда насильственные методы: преследование и попытки истребления этнических групп, сто­явших у власти при прежних режимах, преследование оппози­ционных сил, элементы насильственной исламизации. Естест­венно, это не могло не привести к прогрессирующей деграда­ции всего нигерийского общества. Нефтяные доходы, ставшие основной причиной разруши­тельной гражданской войны, стали камнем преткновения между интересами различных этнических групп. Если раньше племе­на, проживающие на севере страны, специализировались на производстве арахиса, на западе - на производстве какао, на востоке - на производстве продуктов переработки масличной пальмы, то с началом экспорта нефти и поступлениями нефтя­ных доходов остро встал вопрос об их распределении по регио­нам. До 1960 г. региональные правительствасевера и запада страны применяли принцип "происхождения" нефтяных посту­плений и распределяли их в соответствии с количеством при­были, которую произвёл каждый регион. Когда на востоке страны была найдена нефть, этот регион стал основным источ­ником доходов и обогнал север и запад, вспыхнула гражданскаявойна. Она, с одной стороны, на время нанесла урон нефтяному сектору, с другой стороны - ускорила процесс централизации власти на уровне федерального правительства. Сельскохозяйст­венный сектор не стал "любимым ребёнком" правительства, и жил по остаточному принципу. Власть понимала равенство как равенство между этническими группами, ине делала акцент на равенство между городом и деревней.

Влияние государственных расходов на экономику было незначительным до тех пор, пока нефть не стала важной частью экономики Нигерии. Так, в 1965-1966 гг. общий объем госу­дарственных расходов составил 12% ВВП, а капитальные рас­ходы была размещена в экономическую сферу, в том числе 12% в сельское хозяйство. Только 14,7% общих капитальных вложе­ний, или 0,8% ВВП были размещены в социальную сферу и сферу обслуживания населения. К концу 1960-х гг. начался бы­стрый рост добычи нефти. В этот период времени начала изме­няться фискальная политика. Налоги на нефть, устанавливае­мые правительством, увеличились с 2,8% ненефтяного ВВП в 1970 г. до 8,5% в 1972 г. Чтобы получить поддержку среди го­сударственных служащих и военных, правительство торопи­лось как можно быстрее использовать нефтяные доходы. Уве­личение заработной платы стало единственным путем быстро потратить деньги. Кроме того, резко увеличились расходы на образование и транспорт.

Поэтому представляется неудивительным, что такое по­спешные, порой непродуманные внутренние инвестиции прави­тельства привели к колоссальным потерям и коррупции.

42 Ruth Leger Sivard, World Military arid Social Expenditures . - Washington, DC:World Priorities, 1996.

Цена, которую Нигерия получала за свою нефть, устойчи­во росла в период между 1971-1973 гг., государственные неф­тяные доходы быстро увеличивались. Происходило расширение государственной доли в нефтяных доходах через рост государ­ственной собственности в нефтяном секторе, а также через вы­сокие налоги и роялти. Несмотря на частую смену глав "прави­тельств в хаки", все они преследовали три основные цели:

- рост и модернизация государства;

- национализация экономики: как нефтяного, так и ненеф­тяного секторов;

- равномерное распределение доходов между этническими группами и регионами, а не экономическими классами населения.

Первый план, включающий в себя эти цели, был разрабо­тан сразу же после второго переворота в июле 1966 г. В плане решение первой цели планировалось достигнуть созданием ста­лелитейной промышленности. Кроме того, чтобы поднять пре­стиж страны в глазах мирового сообщества, начинается финан­сирование грандиозного проекта - строительство новой столи­цы Абуджи (опять же за счёт нефтяных поступлений, состав­лявших в тот период времени 80% от всех поступлений в госу­дарственный бюджет).

Что касается второй цели - национализации экономики, то здесь, естественно, произошло столкновение интересов госу­дарства с иностранными инвесторами. В течение долгого пе­риода времени нигерийцы ощущали роль иностранцев в собст­венной экономике. Уже в 1958 г. выходит Акт "О снижении на­логообложения", в котором нефтяным транснациональным компаниям (ТНК) предъявляются требования об увеличении доли нигерийцев в собственности ТНК; об увеличении количе­ства местных специалистов, работающих на предприятиях ТНК; об использовании местного сырья и материалов. В Указе 1959 г. "О налогообложении нефтяных доходов" правительство установило долю дохода с иностранных корпораций в размере.' 50%; в 1967 г. Указом правительства в Нигерии были примене­ны условия ОПЕК; в 1969 г. Нефтяной декрет установил госу­дарственное право выбора доли собственности в коммерческих нефтяных операциях. В соответствии с планом национализации в 1971 г. была создана Национальная Нефтяная Компания Ни­герии-NNPC.

Директива второго плана (1970-1974 гг.) национального развития представляла уже долгосрочные цели, среди которых были выделены следующие:

- высокий уровень экономического роста;

-быстрая индустриализация;

- увеличение производства продуктов питания для внутрен­него потребления, не ослабляя при этом экспортные сектора;

- значительное снижение безработицы.

Нетрудно заметить, что первый и второй планы нацио­нального развития способствовали всё большей степени госу­дарственного контроля над экономикой, а особенно над при­родными ресурсами (нефтью). С 1970 г. правительство страны стало проводить активную политику стимулирования ино­странных инвестиций, а также создания большого количества предпринимательских структур. Кроме того, через программы государственного сектора (электрификация, водоснабжение, здравоохранение в сельской местности, строительство) прави­тельство было намерено повысить уровень жизни населения.

В 1975 г. был принят третий план национальногоразвития,основными приоритетами которого были:

- более равномерное распределение доходов;

- контроль над инфляционными процессами. Как видим, Нигерия в принципе ставила перед собой эти це­ли, понимая, что экспорт нефти не является конечной целью на­ционального развития; что именно нефтяные доходы должны служить источником развития экономики в целом. Большое вни­мание при этом уделялось достижению положительных результа­тов в нефтяной отрасли с целью создания благоприятного поли­тического имиджа и популизма. Лидеры Нигерии, стоявшие у власти, вкладывали нефтяные поступления в государственные расходы с целью как можно больше набрать политических очков.

Кроме того, наблюдались попытки военных лидеров по­строить так называемую систему неокорпоративистского пред­ставительства (то есть непартийных организаций и группировок, объединяющих людей по признаку профессиональной общности или приверженности тому или иному специфическому интере­су). Процесс направляемою правительством формирования авторитарно-неокорпоративистской системы стал особенно замет­ным после 1983года. Как отмечал Г.И. Мирский, "в развивающихся странах чисто военные режимы не могут оказаться жизне­способными на сколько-нибудь длительный период: слишком велики и срочны задачи, стоящие перед этими странами. Воен­ные режимы должны были видоизмениться, то есть превратиться в режимы социальные, имеющие массовую базу, политическую организацию и идеологию, либо уйти со сцены".43