Смекни!
smekni.com

МВФ: история создания и политико-правовой анализ (стр. 2 из 7)

Сторонники национального капитализма были уверены в том, что необходимо ограничить послевоенную мировую торговлю достаточно высокими тарифными барьерами, создав при этом механизмы их регулирования через международные экономические организации. Эти механизмы позволили бы снижать тарифы по мере выхода стран из кризиса. Планировалось, что такими организациями должны были стать Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Первый должен был установить и регулировать колебания курсов валют стран-субъектов международных экономических отношений, в пределах 10%[3], а второй контролировал бы сферу международных инвестиций и займов[4]. Автором стратегии подобного развития стал молодой экономист Г.Д. Уайт, заместитель главы казначейства США[5].

Оформленный таким образом механизм экономического регулирования, в котором ключевые позиции отводились США, позволил бы им активно влиять на сферу международной торговли и финансов, меняя их в соответствии с изменениями обстановки на мировой экономической арене.

Программа, которую отстаивали сторонники экономического интернационализма («фритрейдеры»), основывалась на двух принципиальных моментах: на отсутствии дискриминации на мировом рынке и на одновременной ликвидации излишних протекционистских мероприятий. Глава госдепартамента Кордел Хэлл не переставал приводить аргументы в защиту низких торговых барьеров: «Перед первой мировой войной, в странах Западной Европы с самым высоким уровнем жизни, были самые низкие таможенные тарифы, и, напротив, в странах с самым низким уровнем жизни они оставались самыми высокими»[6].

По словам У. Клэйтона и Г. Гопкинса, отсутствие дискриминации в торговле при одновременном уменьшении торговых барьеров увеличило бы масштабы мировой торговли, привело бы к повышению уровня жизни, снизило бы конкуренцию между странами и таким образом ликвидировало бы одну из главных причин, вызывающих войны[7].

Поначалу, президент США склонялся к точке зрения госдепартамента, что нашло отражение в «Атлантической хартии», где провозглашались идеи открытой торговли, после чего имела место попытка найти компромисс между противоборствующими группами. Была создана комиссия Хансена - Винера, двух бывших президентов американской ассоциации экономистов (АЕА), которая указала на необходимость максимального использования мировых экономических возможностей и ресурсов, обеспечение максимальной занятости, наиболее эффективный обмен товарами между странами, в соответствии с принципом «сравнительных преимуществ», который наглядно продемонстрировал Д. Рикардо.

Однако рекомендации этой комиссии не были услышаны враждующими сторонами, и борьба между ними в 1942-1943 гг. приобрела ожесточенный характер. К концу 1943 г. поддержку у Рузвельта получила программа казначейства.

Свое окончательное оформление эти планы получили в статьях Бреттон Вудских соглашений 1944 г. В их рамках были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) на условиях, предлагавшихся группой Моргентау-Уайта.

Представители 44 стран (союзники в борьбе с гитлеровско-японской коалицией) в городе Бреттон-Вудс (США) составили и подписали договор о создании МВФ, который во многом отражал их страхи по поводу повторения довоенного опыта финансовой и ценовой нестабильности, безработицы и международной экономической дезинтеграции. Они надеялись создать международную денежную систему, которая бы обеспечила полную занятость и стабильность цен в послевоенное время, предоставила бы отдельным государствам возможность переживать периоды краткосрочных колебаний платежного баланса.

Все решения в МВФ и МБРР предполагалось принимать путем голосования стран-участниц. Количество голосов должно было определяться размером финансовой квоты страны в данных учреждениях. По плану Казначейства наибольшая квота предоставлялась США.

В настоящее время только узкому кругу специалистов известно о весьма сочувственном отношении в 1944-1945 гг. советских экономистов к проектам Бреттон-Вудской конференции. Один из них - И. Трахтенберг - писал в 1944 г. на страницах международного экономического журнала СССР «Мировое хозяйство и мировая политика»: «…мы заинтересованы в стабильности валюты зарубежных стран, как тех, куда мы экспортируем товары, так и тех, откуда мы товары импортируем. Мы заинтересованы в развитии мировой торговли. Всякого рода мероприятия, которые, в какой бы то ни было мере могут способствовать разрешению указанных задач, в том числе и валютные мероприятия, должны поэтому привлекать наше внимание»[8].

Известно также и о позитивном настрое на сотрудничество с СССР со стороны президента Рузвельта и группы Моргентау-Уайта. Гарри Декстер Уайт - заместитель главы американского казначейства стремился в 1944-1945 гг. включить СССР в Бреттон-Вудскую систему МВФ и МБРР как равноправного партнера. Он полагал, что именно партнерство США с СССР, прежде всего в финансово-экономической сфере, должно было обеспечить стабильность в послевоенном мире.

Однако финансовое партнерство Рузвельта - Сталина не состоялось: в декабре 1945 г. СССР окончательно отказался ратифицировать ранее подписанные им Бреттон-Вудские соглашения по МВФ и МБРР, а с 1947 г. активно выступил против «плана Маршалла» (восстановления экономики и финансов Европы).

В целом с американской и частично английской стороны Бреттон-Вудская международная финансовая конференция виделась не частным собранием мелких банкиров, озабоченных лишь возвращением потерянных в ходе войны личных капиталов, а первым шагом к созданию глобальной финансово-политической системы, призванной закрепить победу антифашистской коалиции в послевоенном мире. И самым важным в этой системе на ее первоначальной стадии было несомненное желание Рузвельта включить в нее и СССР.

1.2. Цели, функции и принципы управления МВФ как субъекта
мирового экономического процесса

Международный валютный фонд является межправительственной валютно-кредитной организацией, имеющей статус специализированного учреждения ООН. [9] Как следует из специальной литературы, международные межгосударственные организации относятся к субъектам международного частного права. Эти организации создаются государствами для достижения определенных целей, их участниками являются государства. Среди признаков международных организаций в литературе по международному праву принято выделять следующие: учреждение организации на основе международного договора; наличие организационной структуры, правоспособности, привилегий и иммунитетов; суверенное равенство государств-участников.[10]

Все эти черты можно отметить у Международного валютного фонда.

В настоящее время Международный валютный фонд является международной организацией, состоящей из 184 стран-членов (рис.1). (см. в Приложении 1 структуру МВФ)

Рис. 1Growth in IMF Membership, 1945 – 2003 (number of countries)

Источник: Сайт Международного валютного фонда - http://www.imf.org/

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Чаще всего управляющие - министры финансов или руководители центральных банков, либо лица, такого же служебного положения. Совет управляющих выбирает из своего состава председателя. Этот орган решает вопросы о приеме (исключении) членов Фонда, определение и пересмотр квот.

МВФ устроен по принципу акционерного общества, т.е. возможности каждого участника определяются вложенной им долей. В 1993 г. на долю США приходилось 18,2% голосов, Великобритании – 5,1%, Германии – 5,5%, Франции – 5,1%, Италии – 3,1%, Японии – 5,6%, Канады – 2,9%. Таким образом, США и страны Западной Европы располагают возможностью практически полностью контролировать процесс принятия решения в МВФ.[11]

Фонд имеет полный статус юридического лица и, в частности, право

- вступать в договорные обязательства;

- приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им;

- возбуждать судебное преследование.

Фонд, его имущество и активы, независимо от их местонахождения и их держателя, пользуются иммунитетом от всех форм судебного преследования, за исключением тех случаев, когда он недвусмысленно отказывается от своего иммунитета в целях того или иного разбирательства либо по условиям того или иного контракта.

Все сотрудники Фонда:

- пользуются иммунитетом от юрисдикции в отношении действий при исполнении своих официальных обязанностей, за исключением случаев, когда Фонд отказывается от такого иммунитета;

- не являясь гражданами страны пребывания, пользуются таким же иммунитетом от иммиграционных ограничений, от требований регистрации иностранцев, государственной воинской обязанности и такими же льготами в отношении валютных ограничений, которые предоставляются государствами - членами представителям, должностным лицам и служащим других государств - членов соответствующего ранга;

- имеют такой же статус в отношении перемещений, какой предоставляется государствами - членами представителям, должностным лицам и служащим других государств - членов соответствующего ранга.

Здесь следует пояснить, что природа иммунитета международной организации по-разному характеризуется в литературе. Так, с точки зрения М.М. Богуславского, в основе иммунитета международных организаций лежат те же принципы, что и в основе иммунитета государства, причем иммунитет международной организации является производным от иммунитета государств-членов.[12] По мнению же Т.Н. Нешатаевой, «принято считать, что природа иммунитетов государств и международных образований различна. Первые обладают иммунитетами в силу своего суверенного происхождения, в то время как вторые наделяются иммунитетами правовыми актами».[13]