Смекни!
smekni.com

Место и роль экономики России в мирохозяйственных связях (стр. 2 из 4)

Безудержное присвоение прибавочного продукта и значительной части необходимого продукта (за счёт поддержания низкого уровня зарплат наёмных работников) со стороны формирующегося класса российских предпринимателей привело в России к беспрецедентному социальному расслоению, какого и близко не наблюдается, например, в союзной Белоруссии [1, c. 12].

Необходимо принять меры по увеличению доли зарплаты наёмных лиц (кроме топ-менеджеров крупных компаний) в ВВП с 30% до среднеевропейского уровня в 50–60%. Ведь чрезмерно малая доля оплаты труда в ВВП тормозит рост экономики, делая невозможным реализацию продукции на внутреннем рынке. В результате Россия потребляет и использует меньше продукции, чем выпускает. И, следовательно, может поддерживать экономический рост в основном благодаря превышению экспорта над импортом (в 2006 году объём экспорта – 302 млрд. долларов, а импорта – 137,5 млрд. долларов; в 2008 году прогнозируемый объём экспорта – до 303,6 млрд. долларов, а импорт – до 200,8 млрд. долларов). Неиспользуемый денежный капитал «складируется» основном за океаном в фондах с разными названиями и накапливается в виде огромных валютных резервов. Рост положительного сальдо внешнеторгового баланса означает, что Россия отдаёт мировому рынку больше ресурсов и труда, чем получает взамен. Исходя из установившейся практики развитых стран и учитывая имеющиеся внешние риски в современном мировом хозяйстве, накапливать валютные резервы целесообразно лишь до рубежа годового объёма импорта. Сейчас эти резервы уже насчитывают огромную величину – почти 500 млрд долларов.

Следует иметь в виду, что теоретически даже очень большой прибавочный продукт всегда может быть реализован, если отечественный капитал достаточно бурно инвестируется внутри страны. Но как раз этого в современной России не происходит. Вывозу капитала в виде невозврата экспортной валютной выручки способствует российский закон, принятый ещё Третьей Думой при его лоббировании депутатами – главными акционерами нефтяной компании «Юкос».

К сожалению, российское правительство избегает серьёзного анализа результатов рыночных реформ, не хочет видеть бедственного состояния экономики и подавляющей части общества, продолжает оставаться на либеральных позициях.

Из непредвзятого анализа фактов, отсутствующего в публикуемых документах российского правительства, вытекает неотложная потребность пересмотра правительственного курса и выработки новой повестки дня реформ с убедительной структурной, промышленной, валютной политикой и эффективным использованием внешнеэкономических связей, прежде всего, в интересах реального социально-экономического подъёма страны, а не нынешнего гипертрофированного экономического роста, который способен обеспечить, как показывает практика последних лет, лишь инерционное развитие России. В противном случае внешнеэкономический комплекс Российской Федерации будет по-прежнему оставаться в сильной зависимости от колебаний мировой конъюнктуры и критически влиять на внутреннее экономическое и социальное развитие страны. Подобное положение дел недопустимо с точки зрения пороговых значений обеспечения экономической безопасности России.

Естественно, при коррекции экономического курса локомотивом экономического роста и устойчивого развития России должен оставаться внутренний рынок. В условиях усиливающейся конкуренции за дефицитные ресурсы между экспортом и растущим внутренним спросом уже в ближайшее время объективно потребуется государственное регулирование доли экспорта в ВВП с целью удержания дефицитных товаров в стране и улучшения пропорций международного обмена как в энергетическом, так и в неэнергетическом секторах отечественной экономики.

По мнению учёных Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН, наблюдаемый в стране растущий спрос на ресурсы со стороны внутреннего рынка, а также обозначившиеся уже сегодня пределы дальнейшего наращивания экспорта отечественных энергоносителей, объективно потребует в ближайшие годы сокращения ныне завышенной экспортной квоты в российском ВВП с 1/3–1/5 до порядка 18–20%. При этом главным критерием в тенденции развития отечественного экспорта должно стать уже не просто наращивание его физического объёма, а повышение стоимости единицы экспорта [4, c. 32].

Что касается отечественных энергоресурсов, мы должны рационально оптимизировать физические объёмы экспорта нефти и природного газа применительно к новому уровню мировых цен. При этом необходимо в полной мере учитывать национальные интересы и исходить из того, что мировая энергетическая безопасность не требует от России «интернационализации» её природных ресурсов. Российский вклад в её обеспечение может осуществляться через посредство внешнеторгового обмена продуктами переработки нефти, газа и другими готовыми энергоёмкими товарами.

В этой связи государству необходимо конкретизировать функции экспорта и импорта в национальном воспроизводственном процессе. Переход к индустриализации отечественного экспорта и переориентации импорта на инвестиционные цели потребует от экономического блока российского правительства программно-системного обеспечения по стратегическим направлениям развития национальной экономики с опорой на частно-государственное партнёрство, бюджетное финансирование и систему государственного регулирования.

Среди важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей по географическим направлениям исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Нам пора серьёзно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности – практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3).

По имеющимся прогнозам, в ХХI веке Азиатско-Тихоокеанский регион перехватит у Европы пальму первенства деловой активности и станет центром мирового экономического развития. Азиатское направление развития внешнеэкономических связей сулит России немалые позитивные перспективы в геоэкономическом и геополитическом плане, в том числе для ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока, которые нам необходимо сохранить в рамках единой России.

Как известно, среди приоритетов российской внешней политики на первом месте числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удаётся преодолеть негативную тенденцию снижения доли этих стран в её внешнем товарообмене, которая понизилась за последние годы до 15%. По мнению большинства экспертов, только при наличии продуманной и долгосрочной политики России в ближнем зарубежье оно вполне может стать хозяйственной зоной, тяготеющей к РФ.

Внешнеэкономические связи с США и Канадой используются Россией в основном для импорта продовольствия, хотя эти страны могли бы стать одним из главных источников импорта самых передовых технологий.

Неоправданный уход России с рынков развивающихся стран после развала СССР существенно сузил возможности её внешнеэкономического комплекса. Чтобы изменить положение, России нужно вернуться на эти рынки и выстраивать свои отношения с этой группой стран на рыночных принципах, а не на идеологической основе, как это было в недалёком прошлом, когда мы накапливали их долги в ущерб себе.

Для повышения эффективности внешнеэкономических связей России назрела необходимость разработки комплексной программы их развития и диверсификации с учётом насущных потребностей и внутренних факторов социально-экономического прогресса страны [7, c. 16].

3. Динамика, внешняя и товарная структура внешней торговли России

Внешняя торговля в глобальной экономике стала важнейшим фактором экономического развития. Эффект от участия России в международном обмене товарами и услугами стал играть весьма заметную роль в развитии отечественной экономики.

Только экспорт товаров обеспечивает от одной до двух третей прироста ВВП, то есть 2,1–4,2 процентных пункта прироста в среднем в год. Мировой рынок поглощает от 11% до 14% производимой в России добавленной стоимости. Почти половина ресурсов розничной торговли формируется за счет импорта.

Позитивное влияние внешнеэкономических связей ощущают на себе сегодня практически все сектора и отрасли экономики, включая сектор домашних хозяйств. Оно во многом обусловлено в целом благоприятной для российских внешнеэкономических операторов конъюнктурой на мировых рынках. Повышение цен на товары отечественного экспорта, равно как и их понижение на импортируемую продукцию, т.е. изменение условий торговли, в прошедшие годы позволяло экспортерам и импортерам получать дополнительные доходы – своеобразные субсидии мировых рынков.

Если рассматривать внешнюю торговлю товарами как совокупный результат торговли со странами дальнего зарубежья и странами СНГ, то в 2004–2005 гг. можно отметить тенденцию к увеличению товарооборота со странами дальнего зарубежья, причем темпы роста экспорта в 2005 году в страны дальнего зарубежья значительно опережают темпы роста экспорта в страны СНГ. В импорте, начиная с 2005 года, отмечается тенденция переориентации импорта со стран СНГ на страны дальнего зарубежья.

Таким образом, доля дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте России увеличивается, а стран СНГ уменьшается.

Ведущее место в товарной структуре экспорта за период 2003–2008 гг. продолжали занимать минеральные продукты (57,3%-64,7%), металлы, драгоценные камни и изделия из них (17,8%-16,1%), машины, оборудования и транспортные средства (9,0%-5,6%), продукция химической промышленности, каучук (6,9%-5,9%), а также древесина и целлюлозно-бумажные изделия (4,2%-3,5%).