Комитет по свободе объединения образуется на трехсторонней основе и состоит из девяти членов, девяти заместителей, а также независимого председателя. Важно отметить, что жалобы рассматриваются Комитетом по свободе объединения независимо от того, несет ли данная страна обязательства по конвенции, касающейся свободы объединения. Юридически это обосновывается тем, что присоединяясь к Организации, государства приняли на себя обязательство соблюдать положения Устава МОТ, в котором закреплена обязанность соблюдать фундаментальный принцип свободы объединения.
Комитет по свободе объединения собирается три раза в год. Жалобы в Комитет представляют объединения работников и работодателей как на международном, так и на национальном уровне. В случае поступления жалобы о нарушениях в области свободы объединения Международное бюро труда направляет информацию о фактах, послуживших основой для жалобы, соответствующему правительству. Ответ правительства направляется организации, обратившейся с жалобой. Ответы на соответствующие уведомления должны осуществляться в течение месяца.
Комитет по свободе объединения может принять заключение о необходимости запросить у правительства дополнительную информацию. После вынесения заключений Комитет может рекомендовать Административному совету направить заключения соответствующему правительству, обратив его внимание на отклонение от принципов в области свободы объединения. По случаям, требующим более углубленного рассмотрения, направляется отдельный доклад.
Административный совет может также создавать Комиссию по расследованию и примирению в области свободы объединения, состоящую из девяти независимых экспертов, работающих, как правило, в группах по три человека. Также как и Комиссия по рассмотрению жалоб, данная Комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы.
И Комитет экспертов, и Комитет по свободе объединения являются первыми инстанциями по рассмотрению жалоб, и работают в тесном сотрудничестве друг с другом. Принципиальная разница в их деятельности заключается в том, что Комитет экспертов осуществляет контроль за юридически четким исполнением любых ратифицированных конвенций, в то время как Комитет по свободе объединения рассматривает только вопросы, касающиеся прав представителей работников и работодателей, но при этом не ограничивается юридическими нормами, которые прямо выражены в соответствующих конвенциях. Комитет по свободе объединения, по сути, обладает нормотворческими полномочиями, вырабатывая и публикуя принципы, касающиеся свободы объединения, применительно к конкретным ситуациям. [7] Есть специальные механизмы, касающиеся соблюдения государствами-участниками МОТ Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1977 г. (Декларация 1977 г.), а также Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. (Декларация 1998 г.). [8] Обе декларации носят рекомендательный характер, тем не менее, Международная организация труда осуществляет наблюдение за соблюдением заложенных в них принципов государствами-членами МОТ на добровольной основе.
В отношении Декларации 1977 г. установлена процедура доклада о соблюдении ее принципов, а также предусмотрен механизм разрешения споров о ее применении. [9] В Декларации 1998 г. указывается на меры, цель которых состоит в том, чтобы поощрить усилия государств-членов МОТ по содействию соблюдению основополагающих принципов и прав, провозглашенных в Уставе МОТ, Филадельфийской декларации и подтвержденных Декларации 1998 г. [10] Эти меры заключаются в представлении государствами ежегодных докладов относительно нератифицированных основополагающих конвенций МОТ, а также глобального доклада, [11] цель которого состоит в том «…чтобы дать в динамике общую картину по каждой из категорий основополагающих принципов и права за предшествующий четырехлетний период и создать основу для оценки эффективности предоставленной Организацией помощи, а также для определения приоритетов на последующий период в форме планов мероприятий по техническому сотрудничеству, имеющих целью, в частности, привлечение внутренних и внешних ресурсов, необходимых для их выполнения». [12] Доклад предоставляется ежегодно по одному из четырех фундаментальных принципов в сфере труда, закрепленных в ст. 2 Декларации 1998 г., а именно: a) свободе объединения и упразднении всех форм принудительного или обязательного труда; cодейственном запрещении детского труда; и d) недопущении дискриминации в области труда и занятий.
Контроль за исполнением региональных актов в сфере труда. Помимо актов Международной организации труда, как уже отмечалось выше, Российская Федерация, являясь членом Совета Европы, ратифицировала в 1998 г. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). К Конвенции применим достаточно сложный механизм исполнения, затрагивающий Генерального Секретаря Совета Европы, Парламентскую Ассамблею Совета Европы и Европейский Суд по правам человека. [13] Россия также подписала в 2000 г. Европейскую Социальную Хартию 1996 г., [14] однако, ратификация ее до сих пор не состоялась.
Российская Федерация признает компетенцию Европейского суда по правам человека, который рассматривает дела, в том числе, по искам, связанным с нарушением Конвенций МОТ. [15] Из контрольных механизмов в рамках СНГ следует отметить Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ), расположенную в г. Минске, которая осуществляет контроль за соблюдением Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Определенный интерес представляют механизмы контроля за соблюдением Североамериканского соглашения о сотрудничестве в сфере труда. В отношении большей части из одиннадцати трудовых принципов, закрепленных в этом соглашении, применяются «мягкие» механизмы контроля, суть которых состоит в обсуждении имеющихся сложностей и при возникновении серьезных проблем – вынесении их на широкое обсуждение. Меры «жесткого» контроля применяются при нарушении трех принципов: минимальной заработной платы, детского труда и охраны труда. Независимый арбитраж в этих случаях имеет право налагать экономические санкции в отношении работодателя или отрасли промышленности, где допущены такие нарушения.
Понятие основополагающих трудовых стандартов
Перечень основополагающих трудовых стандартов был зафиксирован в Декларации МОТ 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». П. 2 Декларации гласит: «все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно: а) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; в) действенное запрещение детского труда; и т.д.) недопущение дискриминации в области труда и занятий…» Принцип свободы объединений и ведения коллективных переговоров направлен на защиту прав профсоюзов и иных объединений работников (советов трудового коллектива, производственных советов и др.) и возможности свободно обсуждать с работодателем условия труда и другие вопросы, связанные с трудовой деятельностью работников у данного работодателя.
Понятие принудительного труда, по сути, включает в себя обязательный труд, который наряду с рабским трудом, не является свободным и, следовательно, нарушает основные права человека, закрепленные в ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека.
Исключение дискриминации в области труда затрагивает в первую очередь прием на работу и равное отношением ко всем работникам предприятия вне зависимости от качеств и свойств, не имеющих непосредственной связи с их трудовой деятельностью.
Запрещение детского труда имеет целью исключить, прежде всего, такие его формы, которые ставят под угрозу безопасность и здоровье детей.
К моменту принятия Декларации МОТ эти четыре принципа уже были закреплены в ряде Конвенций МОТ: – право на ассоциации – Конвенция МОТ №87; – право на коллективные переговоры – Конвенция МОТ №98; – упразднение принудительного и обязательного труда – Конвенция МОТ №26 и №105; – запрет дискриминации работников – Конвенция МОТ №100 и №111.
Признание норм, закрепленных в Декларации и указанных Конвенциях МОТ, подавляющим большинством государств-членов МОТ, безусловно, стало одной из причин, инициировавших поиск способа принуждения к их соблюдению «неприсоединившихся» государств и нарушителей конвенций.