Смекни!
smekni.com

Миграция труда (стр. 3 из 8)

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.[11]

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения[12]. Назначение данной Конвенции — координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

Миграционные потоки населения и трудовых ресурсов можно классифицировать по нескольким направлениям или группам. Это прежде всего иммигранты и неиммигранты, допущенные в страну в соответствии с законодательством и другими нормативными документами, регулирующими процесс въезда в страну.

Другое направление представляют собой нелегальные иммигранты — лица, незаконно пересекшие границу государства или законно въехавшие в страну, но не покинувшие ее по истечении предоставленного срока пребывания с целью получить работу. Значительная часть подобного рода лиц составляет так называемую группу нелегальных работников. Это самая обездоленная и бесправная часть населения любой страны, так как на них не распространяются никакие права и требования по обеспечению достойных условий труда и проживания.

Следующее направление формируется из работников-контрактников, которые въезжают в страну на сроки, оговоренные в договорах, заключенных со странами с избыточной рабочей силой. В частности, в нефтедобывающих странах Арабского Востока численность привлеченных работников из-за рубежа порой достигает 60—75% от общей численности их населения.[13]

Заметную долю в миграции занимают беженцы, которые становятся жертвами войн, обострения этнических, межрелигиозных или иных отношений. По данным ООН на начало 90-х гг. в мире насчитывалось около 16 млн. беженцев. Трагично складывается судьба беженцев на просторах бывшего Советского Союза. Антиконституционное упразднение великой державы привело к тому, что за пределами России оказалось более 25 млн. так называемого русскоязычного населения, основная часть которого приходится на русских. В результате число мигрантов, пополнивших население России, превышает 6 млн. человек, большинство из которых можно смело отнести к категории беженцев.

Законы и нормативные акты по регулированию миграционных потоков, закрепив права граждан на свободный выезд, проживание и работу за границей, в условиях политико-экономического кризиса стали важной предпосылкой для эмиграции из России научно-технических кадров. В условиях недофинансирования системы образования, науки, здравоохранения Россия не может допустить продления процесса «похищения умов». Выходит, что десятилетиями общество несло бремя соответствующих расходов ради того, . чтобы в тяжелейшее для страны время облагодетельствовать процветающие страны Запада. В последние годы США благодаря «похищению умов» ежегодно экономят только в сфере образования и научной деятельности примерно 7 млрд долл. Это и есть реальная экономическая подоплека борьбы за «права человека».

Насколько политизирована борьба США за права человека, свидетельствует их неоднозначная и неадекватная реакция на положение русскоязычного населения в Латвии и курдов в Турции, а также на сугубо внутреннее дело Югославии — положение в Косово. В первом случае, когда попираются права русских, которые и исторически не могут не считаться коренным населением балтийского региона, со стороны США слышны какие-то невнятные пожелания и никакой реакции — на геноцид в отношении курдов в Турции, численность которых превышает 20 млн. человек. Во втором случае, когда на исконно сербских землях образовалась албанская этническая группа, обладающая куда более широкими правами по сравнению с русскими в Латвии, США добились введения жестких экономических санкций и осуществили агрессию против суверенного государства, Югославии[14].

Представляется необходимым осознать, что наряду с правами человека есть и права народа, общества, государства, интересы которых всегда на Руси были и должны быть приоритетными, особенно в это трудное и грозное время социально-экономических потрясений, испытываемых нашей Родиной, а также в условиях изменяющейся геополитической ситуации в мире.

2. Российская федерация как центр притяжения рабочей силы

За годы реформ наша страна вошла в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992-2005 гг. за год США "впитывали" 925 тыс. человек, Германия - 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 610 тыс. Основными факторами развития такой тенденции являются[15]:

- геополитическое переустройство постсоветского пространства, изменение национально-политической ориентации в государствах старого и нового зарубежья;

- развал в республиках бывшего СССР крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях), на которых работало в основном русскоязычное население;

- более прочное экономическое положение и более высокий уровень жизни в России по сравнению со странами СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока[16];

- развитие в результате экономических реформ на российском рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности с участием иностранного капитала.

Анализ официальных статистических данных об иммиграции в Россию подводит к двум основным выводам.

1. Въезд в страну иммигрантов из дальнего и ближнего зарубежья в 1992-2005 гг. характеризуется понижательной тенденцией с 1995 г.: в 1994 г. число прибывших в Россию находилось на максимальном уровне 1.15 млн. человек, а за 1995-2005 гг. оно снизилось с 842 тыс. до 185 тыс. в год. Всего в Россию за последние 11 лет официально иммигрировало 6.7 млн. человек.

2. Основной поток иммигрантов составляют жители бывших союзных республик (стран СНГ и Балтии). В целом за 1992-2005 гг. на них приходилось 98.5% всех въехавших в Россию граждан других государств. С 1992 по 1994 г. их доля составляла фактически 100%, но в 1995-2005 гг. этот показатель снизился с 99.3 до 96% при соответствующем увеличении доли мигрантов из стран дальнего зарубежья. При этом основной поток шел из республик СНГ - 92.8% в 1992 г. и 95% в 2005 г. общего числа иммигрантов из постсоветских государств.

Обращает на себя внимание несовпадение географической структуры иммиграции населения и структуры официально регистрируемой иностранной рабочей силы. За годы реформ совокупный поток иммигрирующего в Россию населения в подавляющем объеме формировался за счет республик СНГ и Балтии. В структуре же используемой иностранной рабочей силы соотношение по странам ее происхождения совсем иное - в указанный период доля стран Балтии и СНГ в среднем находилась на уровне 49%, дальнего зарубежья - 51%. У этого явления две причины. Во-первых, в отличие от приезжающих из стран дальнего зарубежья иммиграционный поток из стран СНГ и Балтии включал не только трудовой контингент, но и членов семей. Во-вторых, преобладающему числу иммигрантов из государств СНГ гораздо легче удавалось (и удается) избегать официальной регистрации при найме на работу, что, впрочем, не снижает остроты проблемы нелегальной трудовой иммиграции из стран дальнего зарубежья.

По официальным данным, в притоке иммигрантов в Россию из стран СНГ в годы реформ преобладали в основном жители Казахстана, Украины, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Молдавии и Туркменистана, а из стран дальнего зарубежья - Китая, Турции, КНДР и республик бывшей СФРЮ.

В территориальном разрезе основная часть -более 1/3 иностранной рабочей силы сконцентрирована в центральном регионе, из них в Москве и Московской области - свыше 1/4, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах - около 1/5, в Белгородской области - более 5%, Приморском (около 5%) и Краснодарском краях (3.5%). Официально отраслевая структура иностранной рабочей силы в России в 2005 г. была следующей: промышленность - 22.5% (в 1995 г. -25.8%), сельское хозяйство - 12.6 (14.7), строительство - 7.6 (9.3), транспорт - 6.5 (6.6), торговля и общественное питание - 14.9% (10.1%).[17]

Как показывает мировая практика, для страны-реципиента рост иммиграции имеет положительные и отрицательные стороны. Для России положительным являлось то, что за счет иностранных граждан была в значительной мере решена проблема нехватки рабочей силы в трудодефицитных отраслях экономики и регионах страны (нефте- и газодобыча в Западной Сибири, содержание и развитие инфраструктуры в городах-мегаполисах). Кроме того, миграционный приток из-за рубежа позволил более чем наполовину компенсировать естественную убыль населения России в 1992-2005 гг.