По сведениям директора ФБР Роберта Мюллера, все 18 террористов попали на борт самолетов вполне легально – в качестве обычных пассажиров с билетами. Похитители были вооружены примитивным оружием – пластиковыми ножами и бритвами.
В результате атаки на США погибло около 5000 человек, а убытки составили более сотни миллиардов долларов[32]. Количество погибших при террористической операции примерно в два раза превысило число американских военнослужащих, убитых во время нападения японцев на Перл-Харбор. Впервые главной целью нападения стали мирные жители. На несколько дней была парализована финансовая система. Прямые и косвенные потери американской экономики достигли 1 % ВВП.
Несомненно, что трагические события 11 сентября стали крупнейшим провалом американской разведки. Угроза со стороны терроризма была хорошо известна американским властям. Контртеррористический центр, расположенный в штаб-квартире ЦРУ и координирующий деятельность всех разведывательных учреждений, с 1996 г. на первое место в списке террористических угроз ставил Осаму бен Ладена. Было установлено его участие в организации взрыва во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке в 1993 г. и взрыве эсминца "Коул" в аденском порту в октябре 2000 г. Американской разведке было известно о планах бен Ладена в 1995 г. направить самолет на штаб-квартиру ЦРУ и об обучении террористов пилотированию самолетов. Наконец, египетские и итальянские власти информировали США о попытке бен Ладена использовать самолет для террористического акта против участников саммита "Большой восьмерки" в Генуе в июне 2001 г. ЦРУ сообщило ФБР имена более 100 участников организации бен Ладена. 23 августа были объявлены в розыск два из участников будущего террористического нападения[33].
Обладая гигантскими финансовыми и техническими возможностями, разведслужбы США не смогли получить какой-либо информации о готовившемся нападении. Более того, 11 сентября было уничтожено находившееся в одном из зданий Всемирного торгового центра нью-йоркское отделение ЦРУ. Американские ВВС не смогли осуществить перехват захваченных террористами самолетов. Полную беспомощность продемонстрировали и государственные ведомства, отвечающие за обеспечение гражданской обороны. "Правительство просто не организовано таким образом, чтобы справиться с катастрофой такого масштаба", – признал первый заместитель министра обороны Пол Волфовитц[34]. Оправившись от замешательства, президент Буш провозгласил: "Это был акт войны, объявленной Америке террористами"[35]. Объясняя причины террористического нападения, руководители США предпочли использовать идеологические штампы. "На нас напали потому, что мы следуем принципам справедливости, уважаем личность и защищаем свободу личности", – утверждал генеральный прокурор Джон Эшкрофт[36].
Генеральный прокурор Эшкрофт после событий запросил новые полномочия по прослушиванию телефонных разговоров без обычной судебной санкции в каждом конкретном случае. ФБР уже приступило к проверке всей электронной почты, которая идет по каналам трех крупнейших провайдеров – "Америка он лайн", "Эрслинк" и "Майкрософт". Власти также потребовали права без судебного разрешения отслеживать оплату счетов по Интернету. Администрация объявила, что будет добиваться законодательного разрешения на задержание на неопределенный срок и депортацию иностранцев по подозрению в содействии терроризму или другой деятельности, угрожающей национальной безопасности США, без необходимости предъявлять в суд доказательства обвинений. Появились, хотя и неофициально, предложения о введении внутренних паспортов (документов, удостоверяющих личность), которых у американцев никогда не было[37].
В стране возникла атмосфера истерии. 4 тыс. агентов ФБР при поддержке 3 тыс. технических сотрудников были привлечены к расследованию терактов. Генеральный прокурор Джон Эшкрофт объявил, что террористы "постоянно находятся в Соединенных Штатах"[38].
Раздувая истерику, крайне правые призывали конгресс отменить habeas corpus и 4-ю поправку конституции США, чтобы власти могли по своему усмотрению задерживать любых лиц, подозреваемых в содействии терроризму. С призывом к конгрессу принять такие "временные" меры выступила, например, газета "Вашингтон таймс"[39].
В американской истории уже были попытки "закрутить гайки", организовав чистку политически неблагонадежных лиц. Достаточно вспомнить разгул маккартизма в начале 1950-х годов. Трагедия 11 сентября спровоцировала рецидивы прошлого. Однако в нынешней ситуации антикоммунизм больше не являлся идеологической основой американской политики.
Провозглашение Бушем "крестового похода" против терроризма указывало на религиозно-этнический подтекст конфликта, в который вступили Соединенные Штаты. После террористических атак 11 сентября в ряде районов США имели место антиарабские и антимусульманские выступления. Организация "Совет по мусульманско-американским отношениям" (CAIR) распространила доклад о более чем 300 инцидентах антиисламской направленности[40]. Директор ФБР Роберт Мюллер сообщил о возбуждении 40 дел по расследованию преступлений, совершенных на почве национальной ненависти, включая нападения на арабо-американских граждан и институты. Он признал также, что, по неподтвержденным пока данным, на этой почве совершено уже два убийства[41].
Не случайно президент Буш 14 сентября был вынужден публично выступить с призывом обращаться с арабами и всеми мусульманами "с уважением, которое они заслуживают". 17 сентября Буш посетил Исламский центр в Вашингтоне, где выразил негативное отношение к акциям против американских мусульман, предпринятых в ответ на теракты в Вашингтоне и Нью-Йорке. "Граждане нашей страны должны научиться уважать друг друга", – заявил Буш, – "Мы исповедуем одни и те же ценности – ценности человеческой жизни и человеческого достоинства"[42]. С аналогичными обращениями выступил сенатор Эдвард Кеннеди, конгрессмен Дэвид Бониор и ряд других общественных деятелей. Палата представителей приняла резолюцию, осудившую насилие против арабо-американцев. Это – признание опасности вспышки расизма и религиозной нетерпимости в американском обществе на почве "борьбы с терроризмом"[43].
В октябре в США были отмечены десятки случаев рассылки по почте писем, содержавших порошок со спорами сибирской язвы. Адресатами этих писем оказались сотрудники крупнейших телевизионных компаний и лидеры конгресса. Около 20 человек заболели сибирской язвой, в 4 случаях исход оказался смертельным. Паника по поводу "начала химической войны" привела к беспрецедентному закрытию зданий Сената и Палаты Представителей, в результате чего был парализован на несколько дней высший законодательный орган США. Кроме того, был вынужден прервать свою работу Верховный суд. Власти не смогли обнаружить, кто рассылал по почте споры сибирской язвы. Однако 20 человек было арестовано за попытки сеять панику (рассылка писем с фальшивым порошком). Им грозит "штраф в 250 тыс. долл. и даже пожизненное тюремное заключение по обвинению в угрозе использования оружия массового поражения"[44]. Администрация запросила на 2002 финансовый год 1,5 млрд. долл. на закупку вакцины против сибирской язвы и оспы[45].
Таким образом, администрация Дж. Буша, для начала антитеррористической компании, пыталась сыграть на патриотических настроениях американских граждан.
В США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г.) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г.). Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся терактов как на территории США, так и за рубежом[46].
В период до 2000 года в США на усиление борьбы с терроризмом было предусмотрено выделить целевым порядком дополнительно 1 млрд. долл., которые предполагалось израсходовать на приобретение специального оборудования и подготовку персонала. Американскому президенту было предоставлено право прекращать все виды помощи государствам, вовлеченным прямо или косвенно в деятельность, классифицируемую как международный терроризм. Иммиграционные власти наделялись полномочиями без объяснения причин депортировать из США лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористических организаций. Были приняты другие меры, ужесточающие ответственность за терроризм, расширяющие полномочия антитеррористических структур: на 1 тыс. человек была увеличена численность антитеррористического персонала; ФБР было предоставлено право на прослушивание и скрытую видеосъемку лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности; введена смертная казнь за осуществление террористических актов, приведших к человеческим жертвам; возможность привлечения вооруженных сил для пресечения терроризма и борьбы с ним (захват участников, предоставление необходимой техники, специального оборудования и снаряжения для дезактивации, дегазации и дезинфекции, предоставление учебных центров ВС США для отработки спецзадач)[47].