С концом социализма в Восточной Европе и СССР Куба потеряла крупнейшего торгового партнера и впала в глубокий экономический кризис. В США многие надеялись, что кубинский социализм последует той же дорогой, и выбрали этот момент для ужесточения эмбарго. В октябре 1992 года, всего за месяц до выборов в США, конгресс принял закон Торичелли. Иностранным дочерним компаниям американских фирм было запрещено торговать с Кубой. Судам, доставляющим грузы на Кубу, запрещалось швартоваться в американских портах в течение полугода, так что судовладельцев заставляли выбирать – с кем они предпочитают торговать – с Кубой или США. Так что цены на морские перевозки на Кубу резко подскочили. Этот закон также ограничивал посылку денег родственникам на Кубу, запрещал экономическую помощь и списание долгов любой стране, торгующей с Кубой, и ужесточил наказания за нарушение эмбарго или путешествие на Кубу[10].
Четыре года спустя в другой год выборов, конгресс принял закон Хелмса-Бертона. Там прописывались новые резкие меры для предотвращения торговли не американских фирм с Кубой. По этому закону, любой, получивший гражданство США, чья собственность на Кубе была национализирована после революции, мог теперь подать в американский суд иск против иностранных компаний или граждан, которые могли получить прибыль от инвестиций в эту собственность. Закон также приписывал госдепартаменту отказывать в визах управляющим, крупным акционерам и их семьям, если их компании вложили средства в собственность, принадлежащую американским компаниям до революции[11].
До этого закона многие меры эмбарго были только указами, которые президент мог менять. Но закон Хелмса-Бертона постановил, что только сенат может отменить эмбарго. Он также утвердил условия для такой отмены. Прежде всего, это правительство без Фиделя или Рауля Кастро, и доказательство, что оно «постоянно движется в сторону рыночно-ориентированной экономики, основанной на праве владеть и пользоваться собственностью»[12].
Закон Хелмса-Бертона официально был представлен как «Закон о свободе и демократической солидарности на Кубе». То есть тем самым, Соединенные Штаты подчеркивают, что существующий режим на Кубе является антидемократическим, неприемлемым[13].
Закон содержит статьи как политического, так и экономического содержания. Причем на наш взгляд, содержание некоторых статей являются прямым нарушением норм международного права в отношении независимого государства, прямой угрозы для безопасности США не представляющей. США самым бесцеремонным образом вмешивается во внутренние дела Кубы, как будто бы Куба является американской колонией с определенной долей независимости. Причины такого отношения США к Кубе берут свое начало с 60-х годов XX века после падения проамериканского режима Батисты.
Для подтверждения сказанного приведем следующие нормы из закона Хелмса-Бертона:
1. Расширение международных санкций против режима Кастро. Закон регламентирует применение жестких финансово-экономических санкций в отношении третьих стран в случае их торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества с Кубой. Статьи 106 и 111 закона непосредственно касаются России и бывших республик СССР, ныне независимых государств.
2. Прямая телевизионная трансляция на Кубе. По предложению госсекретаря Пауэлла около 27 млн. долларов США ассигновали для трансляции на Кубу программ "Радио и Теле Марти", которые нарушают кубинское радиоэлектронное пространство, ведя на Кубу более 1200 часов передач в неделю, подстрекая ко внутренней подрывной деятельности, к созданию планов диверсий, к дезертирству, к незаконной эмиграции[14]. В качестве части выполнения закона были посланы материалы, пропаганда, было вручено более 7000 радиоприемников, подготовленных к приему «Радио Марти», и произведены другие действия. Все это представляет собой нарушение международных законов, а также правил Международного союза телекоммуникаций.
3. Разрешение групп по поддержке демократических свобод и прав человека и международных наблюдателей. Так, в декабре 2002 года в интервью телевидению Майами официальный представитель США в Гаване Дж. Кейсон заявил, что едет на Кубу с целью создания единой партии "диссидентов". Финансирование этой деятельности осуществляется правительством и спецслужбами США. Именно 109-я и 115-я статьи закона Хелмса-Бертона регламентируют выделение средств на ведение подрывной работы на территории Кубы через Агентство США по международному развитию (ЮСАИД) и использование для этого каналов спецслужб. С 1997 г. на это было выделено 22 млн. долларов, в 2003-м и 2004-м – еще по 7 миллионов[15].
4. Политика по отношению изменения режима и проведению демократических выборов на Кубе. Последние директивы Белого дома призваны, по словам Джорджа Буша, «ускорить появление новой – свободной и демократической Кубы». Причем сделать это американцы намерены, как и в 1960 году, за счет организации на острове Свободы голода, отчаяния и свержения правительства. В самом тексте закона сказано: «Признавать, что самоопределение кубинского народа – верховное и национальное право граждан, которое должно быть осуществлено без вмешательства любой другой страны. Помощь осуществляется для мирного перехода к демократическому государству и рыночной экономике. Поощрять другие страны и международные организации, которые предоставляют подобную помощь, и координировать совместные действия. Не обеспечивать поддержку будущего кубинского лидера при выборах. Быть готовым вступить в переговоры с демократически избранным правительством на Кубе, чтобы возвратить Морскую базу Соединенных Штатов в Гуантанамо на Кубе или повторно договориться о существующем соглашении на взаимовыгодных условиях»[16]. Распоряжением главы Белого дома создается комиссия «по оказанию содействия свободной Кубе», работой которой будут руководить Колин Пауэлл и министр жилищного строительства и городского развития США Мел Мартинес – уроженец Кубы, бежавший оттуда в Америку в 1962 году. Комиссия займется планированием перехода Кубы «к свободному и открытому обществу» и определит пути «ускоренного продвижения к этой цели»[17].
Закон Хелмса-Бертона является прямым вмешательством во внутренние дела Кубы. В нем в ультимативной форме ставятся требования об изменении общественного строя суверенной страны, указывается, кто должен уйти со своих постов в кубинском правительстве, а кто может пока остаться. Одновременно этот закон содержит раздел, предусматривающий особые санкции против бывших республик СССР, если они не откажутся от сотрудничества с Кубой.
Ряд мер носят как политический, так и экономический характер. Это такие как: сопротивление Соединенных Штатов участию кубинского правительства в международных финансовых организациях, осуждение помощи кубинскому правительству, протест против строительства ядерного завода Джурагуа и др.
И приведем пример норм, носящих экономический характер, направленных против Кубы: поддержание экономического эмбарго, запрет импорта, урегулирование возмещение ущерба США с помощью конфискации собственности на Кубе[18].
Следует отметить, что подобные меры, по заявлениям США, направлены против тоталитарного режима Кастро и имеют целью свержение его правления для освобождения кубинского народа и проведения там демократических выборов, установления проамериканского режима, защищающего экономические интересы Штатов в данном регионе (доказательство претензии со стороны США на конфискацию собственности и возмещение ущерба США с помощью конфискации собственности на Кубе, наделение исключительного права Комиссии по возмещению ущерба удостоверить порядок осуществления действий)[19].
Принятие закона Хелмса-Бертона обосновывается следующими доводами с американской стороны.
1. Экономика Кубы испытала спад на 60 процентов в течение последних 5 лет (перед принятием закона, то есть в начале 90-х годов 20 века) в результате окончания финансирования бывшим Советским Союзом в количестве 5 – 6 миллиардов долларов ежегодно.
2. Существование 36-летней (1959 – 1995 гг.) коммунистической тирании и плохого управления правительством Кастро.
3. Наличие большого спада в области торговли между Кубой и странами бывшего Советского блока.
4. Политика Российского Правительства и стран бывшего Советского блока устанавливает экономические отношения с Кубой на строго коммерческих условиях.
5. Благосостояние и здоровье кубинцев в значительной степени ухудшились в результате этого экономического спада и отказа режима Кастро провести свободные и честные демократические выборы на Кубе.
6. Кастро не желает проведение политических реформ, которые должны привести к демократии, рыночной экономике, или экономическому восстановлению.
7. Правительство Фиделя Кастро проводит репрессии против кубинского народа, включая запрет свободных и честных демократических выборов, продолжая нарушать фундаментальные права человека.
8. Пока на Кубе не будут проведены свободные демократические выборы экономическое состояние страны и благосостояние кубинского народа, по мнению разработчиков закона, не будут улучшаться в любом случае.
9. Тоталитарная природа режима Кастро лишила кубинцев любых мирных средств, чтобы улучшить свои условия проживания.
10. Политика Соединенных Штатов по отношению к Кубе, с тех пор как к власти пришёл Кастро, вне зависимости от того, республиканцы или демократы были у власти, пыталась поддерживать веру кубинского народа, и является эффективной в применении санкций по отношению к тоталитарному режиму Кастро.