В Каспийском регионе. Турция является основным конкурентом Ирана (кроме России) в развитии транспортно-энергетических нефтепроводов в регионе (нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан), которые пользуются поддержкой со стороны США в ущерб экономическим интересам стран региона и компаниям, ведущим разработку нефтяных месторождений на шельфе Каспия, так как иранский маршрут трубопровода представляется наиболее рентабельным и перспективным.
2. Конфронтация в рамках "исламского поля" – недовольство со стороны Ирана политикой интеграции Турции с Израилем, несмотря на складывающуюся тенденцию к охлаждению во взаимоотношениях. Тегеран обвиняет Стамбул в "измене" исламским принципам.
На сегодня для США складывается неблагоприятная внешнеполитическая конъюнктура для того, чтобы провоцировать военный конфликт с Ираном. Данная тенденция определяется современным развитием международной обстановки, обусловливаемой следующими факторами:
1. Не завершен иракский кризис. В связи с этим США пока не в силах вовлекаться в еще один долгосрочный военный конфликт. В ближайшей перспективе иракский вопрос будет являться определенным индикатором того, как будут развиваться американо-иранские отношения.
2. Усложнены и углублены противоречия в трансатлантических отношениях по принципам регулирования миропорядком в целом и по вопросу применения военной силы. Так, Франция, Германия и Великобритания выступают за решение иранской проблемы через диалог с Тегераном. Расхождения в подходах по урегулированию иранской проблемы между США и ЕС значительно ослабляют позицию Вашингтона в отношении Ирана. Без однозначной дипломатической поддержки своих европейских партнеров Вашингтону будет достаточно сложно создать сильную антииранскую коалицию. Позитивная позиция европейских союзников особенно важна, чтобы не допустить раскола НАТО, с тем чтобы использовать потенциал данной организации в качестве геополитического инструмента на Среднем Востоке[6].
Следовательно, в ближайшей перспективе политика республиканской администрации будет выжидательной и направлена на улучшение сложившегося "статус-кво" в свою пользу. США не препятствуют попыткам ЕС решить иранский вопрос мирным путем. В случае ее провала, европейская линия будет скомпрометирована. Это станет обоснованием для применения Соединенными Штатами жесткого варианта. В настоящее время Соединенным Штатам требуется время для реализации ряда дипломатических тактических действий против Тегерана с целью создания в лице Ирана "образа врага" для международного сообщества. Дополнительно США попытаются использовать данный период для подготовки почвы с целью передачи иранского досье в Совет Безопасности ООН.
Данные тенденции в глобальной стратегии США протекают на фоне активизации политики Ирана по налаживанию международных контактов и сотрудничества с крупными международными политическими акторами в рамках обеспечения национальной безопасности от США.
Глобальная стратегия США в области безопасности предполагает трансформировать Иран в страну-сателлит, нейтрализовав его возможность стать региональной державой в противовес американским геостратегическим и геополитическим интересам. С геополитической точки зрения Иран является связующим звеном между Ближним и Средним Востоком, Средней Азией и Индокитаем, Дальним Востоком, обеспечивающим связь Европы с Азией. С геоэкономической точки зрения Иран обладает колоссальным нефтяным потенциалом, имеет широкие транзитные возможности, а также располагает значительным и дешевым трудовым ресурсом.
США выражают свое недовольство Ираном по следующим пунктам:
1. Сохранение заметных фундаменталистских элементов во внутреннем устройстве. В период правления экс-президента Ирана Мохаммеда Хатами, который принадлежал к блоку реформаторов, консервативные клерикальные круги в лице духовного лидера аятоллы Али Хаменей де-факто сохраняли контроль над страной. Однако реформаторский настрой экс-президента относительно либерализовал политическое поле в Иране. Сегодня же, после прошедших в стране в июне 2005 года президентских выборов, на которых победил политик консервативного толка (бывший мэр Тегерана Махмуд Ахмадинеджад), власть в Иране закрепила позиции духовенства.
2. Стремление Ирана к региональному лидерству и ограничению присутствия в регионе глобальных игроков.
3. Поддержка международных террористических организаций "Хамас", "Хезболла" и военизированных шиитских группировок на территории Ирака.
4. Развитие ядерной программы. По данным американских разведслужб, Иран способен создать ОМУ в ближайший год в случае отсутствия сопротивления со стороны мирового сообщества. Разработка же Ираном ракетных и ядерных технологий в комплексе вызывает еще большую озабоченность, чем если бы эти разработки велись раздельно. Речь идет о модифицированном прототипе ракеты типа "Шехаб-3" – "Шехаб-4", созданных на базе северокорейской ракеты "Нодон", которая, как предполагается, при полете на высоте 250 км способна достигать территории Египта, Израиля, практически всей территории Южного Кавказа, Турции и Пакистана, всей Центральной Азии, западных регионов Индии и Китая, всех стран Персидского залива. В результате в радиусе действия этой ракеты оказываются Суэцкий канал, Черноморские проливы, нефтяные промыслы и важнейшие коммуникации в Персидском заливе и в Каспийском бассейне, практически все военные базы США и Великобритании в Восточном Средиземноморье, в Турции[7].
5. Тесное сотрудничество Ирана с Россией и Китаем, а также рядом европейских государств в рамках "критического диалога" с ИРИ (германские и французские компании и банки сохраняют лидирующие позиции в иранском нефтегазовом комплексе). Это заставляет США критически подходить к решению иранской проблемы, так как, проводя политику изоляционизма и отказываясь от всякого сотрудничества с иранской стороной, США не имеют доступа к иранскому рынку, где укрепляются позиции других политических акторов. На сегодня они имеют несомненные преимущества в формировании своих отношений с иранской стороной. Данный факт противоречит стратегическим интересам США, направленным на контроль иранского рынка (он составляет не менее 40 млрд долларов, с учетом возможных экономических и технологических потребностей Ирана)[8], который представляет благодатную почву для развития бизнеса.
В целом все нижеприведенные сценарии развития политики США в отношении Ирана являются лишь одной из попыток проанализировать различные перспективы развития иранского кризиса.
На сегодня можно предположить три основных варианта развития политики США в отношении Ирана:
1. Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США.
2. Разрешение иранского кризиса военным путем.
3. Урегулирование иранской проблемы мирным путем.
Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США представляется наиболее реалистичным вариантом развития событий в краткосрочной перспективе (год-два года).
В рамках данной политики дипломатия США будет нацелена на ослабление позиций клерикально-консервативных кругов Ирана[9].
На начальном этапе осуществления данного варианта предполагается определенная консервация текущей обстановки в американо-иранских отношениях, при которой Иран проявляет одностороннее желание к прямому сотрудничеству. В этом контексте со стороны США предполагается оказание определенного давления на Тегеран, а также "работа" с международным сообществом с целью его склонения к американскому виденью разрешения иранской проблемы.
Предположительно официальные и неофициальные меры Вашингтона, направленные на ослабление позиций консервативно-клерикальных кругов в Иране, будут сводиться к следующему:
1. Поддержка со стороны США всех антиправительственных сил на территории Ирана: Иранский Совет Национального Сопротивления (оплот радикальной иранской оппозиции), Движение Национального Возрождения Южного Азербайджана (ДНВЮА), чья деятельность частично переплетается с экстремистскими тенденциями. Кроме этого, предполагается актуализировать использование потенциала иранских диаспор, с которыми налажены контакты. Ряд политиков и аналитиков из их числа представляются США как возможные претенденты на роль проамериканских политиков в Иране.
2. Вовлечение иранской молодежи (она составляет 60% населения Ирана) в более активное участие в реформистском и либеральном движении, набирающем обороты в Иране.
3. Установление американскими спецслужбами, исследовательскими учреждениями, общественными фондами, нефтяными и иными американскими компаниями регулярных связей и контактов с иранскими политиками, деятелями иранских СМИ и другие. Возможно установление контактов с военными кругами Ирана (предположение). Данные действия будут нацелены на создание конъюнктурного дисбаланса на внутриполитическом поле Ирана.