Приведем еще несколько точек зрения на этот счет из исторической философской ретроспективы.
В средневековье арабский философ и историк Ибн Хальдун отметил закономерность общественного развития, обусловленную географической средой и проявляющуюся в циклах подъема и упадка цивилизации в процессе смены поколений.
Немецкий писатель и философ И. Гердер говорил о культурных, литературных и языковых факторах, влияющих на объединение территорий.
Р. Челлен понимал под геополитикой учение о государстве как о географическом и биологическом организме, стремящемся к своему расширению. Одновременно Челлен рассматривал государство как политическое пространство.
Немецкий ученый Ф. Ратцель разработал теорию «жизненного пространства» и «естественных границ», где отправным пунктом была концепция о том, что географическое ведет к политическому.
Русские ученые В.Н. Татищев, П.А. Кропоткин, Л.И. Мечников, Г.В. Плеханов, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский и другие изучали влияние географической среды на историческую судьбу народа, на формирование наклонностей и характера человека.
Эти работы написаны в контексте понимания геополитики как науки, органически взаимосвязанной с другими областями человеческого познания. «Факт географический» (говоря словами Чаадаева) и историческая ретроспектива, природные условия и традиции народов – все это вместе взятое действительно влияет на судьбу каждой конкретной страны, и все это необходимо брать на вооружение при разработке ее концептуальной политики.
В связи с этим можно взять за основу предложенную белорусскими учеными трактовку геополитики: это учение о географической обусловленности политических явлений, это особая отрасль знаний, исследующая зависимость государственных действий от влияния географических факторов, влияющих на состояние и эволюцию экономической, политической и социальной системы общества. Она служит одним из теоретических оснований политики стран как внутри их, так и за рубежом.
Более полное представление об этом предмете можно приобрести, ознакомившись с основными концепциями геополитики, выработанными различными учеными и целыми философскими школами.
1) Географический детерминизм – концепция, пытающаяся объяснить место страны в системе международных отношений и ее внешнеполитическую деятельность, исходя из особенностей географической среды. Эта концепция признает объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Однако было бы неверным воспринимать эту концепцию как фатальный подход. Ход истории взаимосвязан с целым рядом факторов, но все-таки не предопределен. В общественно-политической жизни иногда имеет место потенциальная многовариантность. И многое зависит не только от объективного хода событий, но и от участия самих людей.
2) Следующая концепция геополитики – это, так называемая, «концепция образования государств». Она исходит из того, что в самом «начале» (фигурально выражаясь, в самом «зародыше») государства заложена его будущая история. В качестве примера можно взять западноевропейские государства, историческая «генетика» которых уходит в Римскую империю. Империя распалась, страны десятилетиями и даже столетиями (например, «столетняя» война») противостояли друг другу, отстаивая свои интересы. Но после кровопролитнейшей из войн возникла идеи «новой общей» Европы. И история (естественно, уже в новом качестве) снова собирает европейские народы в «общий дом».
Если же коснуться отечественной истории, то наши корни – в Киевской Руси, для которой изначально была присуща собирательность. Кстати, характерный штрих: Полоцкое княжество в самом начале Киевской Руси умело сохранять свою самодостаточность.
3) Концепция политического пространства и «политического времени».
Понятие «политического времени» условно. Оно означает характер политико-исторического развития общества на протяжении многих веков. Принято различать два типа «политического времени»: «линейное» (западное) и «цикличное» (восточное). Первое предполагает последовательное развитие событий, относительно плавный переход от одной общественной формации к другой. Второе связано с цикличным чередованием в историческом развитии народов, периодов «взлета» и «упадка».
Под «политическим пространством» понимается граница распространения политического влияния, протяженность и глубина политической деятельности. Вне пространства и времени политической деятельности не бывает.
4) Концепция жизненного пространства – более широкое понятие. В этом пространстве люди находят средства своего существования, арену своей деятельности и безопасности. Так, например, Союзное пространство Беларуси и России постепенно становится сферой взаимного жизненного пространства для наших народов. Нам уже удается поддерживать взаимообмен специалистами (поскольку упрощено взаимоподтверждение научных дипломов, а вузовские дипломы вообще такого подтверждения не требуют), удается развивать научное сотрудничество (есть целый комплекс профильных программ), расширять информационное пространство и даже вместе организовывать культурный досуг (например, проводить ежегодный фестиваль искусств «Славянский базар»).
5) Еще более широкое понятие – «сфера жизненных интересов», земное пространство, представляющее для какой-либо страны жизненно важный, необходимый участок. Геополитика исследует сферы влияния – территории зависимых и независимых стран.
6) Важнейшим аспектом геополитики является население республики. Ученых интересует жизнеобеспеченность, образованность, культура, менталитет, темпы роста населения.
7) Концепция национальной безопасности.
Соответственно к основным факторам геополитики относятся: географические, демографические, этнические, военные.
Как подчеркивается в учебниках политологии, геополитика изучает соотношение территориальных и политических сил и интересов в географическом пространстве, которое охватывает определенную страну (регион), континент или весь мир. Она получила признание политиков и ведущих держав, и значение ее может возрастать (естественно, в том случае, если эта наука будет находиться на правильных, конструктивных позициях).
Перечислим теперь основные функции геополитики:
Познавательно-созидательная. Ее основная цель – познать и осознать геополитические реалии, выработать стратегию развития государства.
Интеграционная – геополитика способна интегрировать в единое целое многие естественные и общественные науки (географию, историю, социологию, демографию, культурологию и т.д.) для решения социально-политических проблем в интересах людей.
Аналитико-рекомендательная. Эта наука исследует расстановку политических сил как внутри страны, так и в других (прежде всего, в соседних странах) в соответствии с их географическим положением, и на данной основе вырабатывает конкретные предложения для государственных деятелей, определяющих внутреннюю и внешнюю политику страны.
В целом геополитика формирует стратегическое мышление, избавляет от волюнтаризма, субъективизма, упрощения и внеисторического понимания событий. Она способствует пониманию человеческого сообщества как единой семьи, где отношения между субъектами основываются на взаимном признании и уважении. Помогает воспитать отношение к географическому пространству Земли не только как к чему-то территориально разделенному, но и как к взаимосвязанному целому.
Исходя из всего вышеизложенного, большинство ученых сходятся во мнении о том, что основной вопрос геополитики – это изучение политической практики государства с учетом естественной среды обитания и качества жизни своего народа и отношений с политическими силами соседних и других стран. Изучение его необходимо для того, чтобы укрепить свои политические позиции и свое право на жизненное пространство в данном регионе, чтобы своевременно устранять возможные препятствия на пути социально-экономического развития своей страны.
Что, с нашей точки зрения, следует иметь в виду, говоря об особенностях геополитики нашей страны?
Прежде всего, что, будучи расположена в центре Европы, Беларусь вследствие исторических процессов находится на перекрестке торговых и военных путей и на скрещении двух мощных пластов культур. Нельзя не учесть и того, что (как уже отмечалось) оставшаяся сверхдержава США стремится к созданию однополюсного мира. И все-таки попытки подавления одних другими встречает все более растущее сопротивление со стороны самых разных общественных и политических сил.
Да и сами «глобалисты» вряд ли уж так настроены вертеться вокруг единой североатлантической оси. Укрепляется Евросоюз. Кстати, по данным опросов западных ученых, самоидентификация населения западных стран состоит в ощущении себя, прежде всего, европейцами.
Интересные процессы происходят в крупнейших восточных государствах: возрастают экономические и политические возможности Китая, самодостаточность Индии. В этой связи представляет интерес восточный вектор в политике России. Сама Россия, несмотря на пережитые потери, конечно же, продолжает оставаться великой страной.
В совокупности эти факторы так или иначе влияют на международный политический процесс и на распределение сил в новом мире.
Беларусь – суверенная и дружелюбна ко всему цивилизованному миру, однако историческая судьба нашей страны – быть рядом с Россией. Здесь выигрывают обе стороны, какой аспект ни возьми. Для России Беларусь была и остается «сборочным цехом», а Россия для нас – это рынки сбыта, источники сырья и новые места работы. Белорусские ученые и специалисты выдерживают конкуренцию в российском интеллектуальном пространстве, а с помощью российских технологий мы сможем эффективнее решать проблемы белорусской науки.
Используя свой каждый исторический шанс, Беларусь как любая цивилизованная страна сможет внести свой вклад в строительство геополитического мироздания.
Список использованных источников
1. Белов Г.А. Политология: Курс лекций / Белов Г.А, М., 1999.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1995.
3. Баранова Е.В. Политология: Курс лекций / Баранова Е.В. – Мн., 2003. – 112 с.
4. Политология: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М., 1999.