Смекни!
smekni.com

Ипотечный кризис в Соединенных Штатах Америки (стр. 4 из 6)

14 ноября 2008 года лидеры стран Группы двадцати собрались на антикризисный саммит, по итогам которого была принята декларация, содержащая, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, реорганизации международных финансовых институтов, обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие 12 месяцев. По мнению некоторых специалистов, конкретные меры, содержащиеся в приложении к декларации и направленные на укрепление прозрачности финансовых систем и продуктов и унификацию регулирования в разных странах на самом деле являются «высокоприоритетными пожеланиями, не имеющими прямого действия»[27].

23 ноября 2008 года в Лиме завершился саммит лидеров стран-членов организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, которые признали неизбежность снижения темпов роста мировой экономики в ближайшей перспективе.

4 декабря 2008 года Европейский Центральный Банк и Банк Англии существенно понизили базовые процентные ставки (руководство ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на 1 процентный пункт до 2 %). Данная мера была предпринята перед назревающей угрозой дефляции[28].

2 апреля 2009 г. в Лондоне состоялся саммит Большой Двадцатки, на котором был принят План действий по выходу из мирового финансового кризиса. Одной из наиболее серьёзных мер стало решение о значительном увеличение ресурсов МВФ (до 750 млрд долларов США), поддержка новых ассигнований специальных прав заимствования (далее – СПЗ) в размере 250 млрд долларов США[29].

Международный Валютный Фонд (далее – МВФ) полностью поддержал меры правительств стран, предпринимаемые в целях борьбы с экономическим кризисом. Организация активно включилась в процесс кредитования наиболее пострадавших от кризиса стран. Так, в октябре 2008 года Беларусь запросила кредит на 2 млрд долларов, а 12 января 2009 года МВФ выделил кредитную линию в размере 1,6 млрд СПЗ сроком до 11 апреля 2010 года. После ряда сообщений со стороны Пакистана 24 ноября 2008 года МВФ выделил и этой стране кредитную линию в размере 5,2 млрд СПЗ сроком до 23 октября 2010 года. Крупнейший в 2008 году кредит МВФ в размере 11 млрд СПЗ был выделен Украине 5 ноября 2008 года сроком на 2 года; немного меньший кредит получила Венгрия – 10,5 млрд СПЗ (выдан 6 ноября 2008 года до 5 апреля 2010 года). В числе должников находятся такие страны, как Исландия (1,4 млрд СПЗ), Сербия (351 млн СПЗ), Латвия (1,5 млрд СПЗ), Армения (368 млн СПЗ)[30].

Таким образом, в силу остроты нынешнего кризиса встает вопрос о выживании мировой финансовой системы, для поддержания которой страны мира мобилизуют максимально возможный набор источников и инструментов (несмотря на снижение качества притекающего капитала, в том числе с учетом его геоэкономических обременений). При этом контроль и консолидация системы в новых условиях потребуют значительно расширить и ужесточить существующие подходы к ее регулированию. Последнее определяется необходимостью, во-первых, исправления нарушений и перекосов финансового рынка; во-вторых, мониторинга проблем связанных с усилением роли трансграничного фактора; в-третьих, формирования цельной системы единых подходов при возрастающей сегментации финансового рынка и диверсификации его инструментов.

2.3 Влияние кризисной ситуации в США и мировой экономике на экономику России

В отличие от большинства стран мира Россия столкнулась с кризисом особой сложности, что вызвало необходимость применения антикризисной стратегии по трем направлениям, которые лишь частично совместимы, а то и разнонаправлены[31]. Первый вектор – это мощная подпитка отечественной банковской системы, так как без кредита и «длинных» денег под инвестиции экономика не может нормально функционировать. Однако стабилизационные кредиты получили не все банки (129 из общего количества более одной тысячи), а субординированные кредиты не доходят до промышленности и строительства. В то же время учетная ставка Банка России очень высока, но из-за высокой инфляции ее снижение нежелательно. К тому же существует угроза втягивания России в полосу стагфляции (совмещения инфляции и спада).

Второй вектор – это прямая помощь реальному сектору экономики. Здесь основная проблема состоит в том, что заявки на помощь превышают финансовые ресурсы России, включая и золотовалютные резервы. Очевидно, содействие производителям благ придется оказывать через казначейство и другие небанковские институты.

Третий вектор – социальное страхование безработных и малообеспеченных, имеющий конечной целью стимулирование спроса. Такие вложения снимают социальную напряженность, что немаловажно, однако в краткосрочном плане малоэффективны. В отличие от США и Евросоюза, Россия не может в данный момент снизить налог на добавленную стоимость, ведь тогда неизбежен дефицит федерального и большинства региональных бюджетов, а торговля, как показали предыдущие снижения налогов, вряд ли поведет себя адекватно. Ситуация в России уникальна, и только время покажет, какая стратегия окажется выигрышной.

В условиях мирового финансового кризиса российское правительство стремится поддержать население, здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции. Сегодня антикризисную политику РФ трудно охарактеризовать однозначно, поскольку власти по-прежнему проявляют сдержанность, когда речь заходит о бюджетной поддержке экономики, но в области нефинансовых стимулирующих мер активность властей беспрецедентна.

Среди слабых сторон указанной антикризисной политики, во-первых, следует отметить неэффективность механизма государственных гарантий, которые так и не превратились в массовый инструмент поддержки: из зарезервированных за ними в бюджете прошлого года 300 млрд рублей до конечных получателей добралось в лучшем случае 100 миллиардов. Во-вторых, согласно данной программе, при модернизации финансовой системы предполагается задействовать пенсионную и страховую системы как источники длинных денег[32]. Однако данная мера, по сути, является бесполезной, поскольку страхование жизни в России находится в стадии становления, а пенсионная система накапливает лишь будущие обязательства. К сильным сторонам антикризисной политики РФ можно отнести увеличение количества мероприятий по стимулированию инноваций (развитие спроса на инновации со стороны крупного бизнеса; меры по финансовой поддержке тех, кто уже ведет НИОКР и разрабатывает новую продукцию; стимулирование создания новых инновационных компаний). Кроме этого, основные усилия будут направлены на выполнение социальных обязательств государства перед населением в полном объеме, а также на развитие человеческого потенциала. Одной из основных задач является сохранение и наращивание промышленного и технологического потенциала.

При разработке антикризисных программ необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами, свидетельствующий о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниям и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платёжеспособность. Практика доказывает, что неизбирательное представление государственной поддержки предприятиям и банкам без учета состояния их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия.

Спад мировой экономики повлиял на развитие российской экономики. Снижение притока иностранного капитала, падение цен на нефть сказалось на изменении российских базовых макроэкономических показателей. Например, в 2009 году наблюдался спад индекса производства и ВВП. Тем не менее, кризис вызвал не только отрицательные, но и положительные изменения в экономике.

Из отрицательных последствий можно выделить следующие[33]: падение цен на нефть, в результате чего возникли проблемы с инвестированием в этот сектор, а также появился риск замедления реализации проектов по увеличению добычи и строительству энергопроводов; сокращение темпов роста российской экономики ( при росте экономики в 2007 году на 8,7%, за 9 месяцев 2008 года рост составил 4,9% к соответствующему периоду прошлого года); 2008 год стал последним годом прироста трудоспособного населения, что создаёт невозможность реализации экстенсивных проектов, а также трудности для Пенсионного Фонда; сокращение государственных проектов в сфере инфраструктуры и строительства; увеличение безработицы.

К положительным моментам последствий финансового кризиса в России можно отнести следующие[34]: оживление предпринимательской инициативы; замещение импортных товаров отечественными; банкротство неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных; повышение уровня конкуренции и как следствие, снижение цен на ряд товаров (например, снижение цен на бензин, на недвижимость и землю).

Исследовав последствия финансового кризиса в России, можно отметить, что страна оказалась неплохо подготовленной к такому повороту событий. Именно на фоне мировых и национальных рынков хорошо видно, в какой степени было правильным решение накопить золотовалютные резервы, создать резервный фонд и фонд национального благосостояния. Это позволяет сегодня российским органам власти управлять кризисом. Тем не менее, не стоит забывать о том, что резервы лишь дают возможность проводить политику, направленную на ограничение влияния глобального кризиса на российскую экономику, а не защищают от него.

Таким образом, несмотря на уникальность экономики и общества каждой страны, общие подходы мирового банковского сообщества к решению вопросов антикризисного регулирования экономических ситуаций становятся возможными исключительно в результате оперативного координирования усилий и отсутствия экономической разобщенности стран мира.