Его идеология вобрала в себя элементы таких геополитических и даже расистских концепций, как теории "предначертания судьбы", "географического фатализма", "цивилизаторской миссии англосаксонской расы", "взаимозависимости" и т. п. В основу этой доктрины был положен тезис о "континентальной солидарности" и о якобы существующей общности интересов США и латиноамериканских стран, обусловленной географическими факторами, взаимодополняющим характером их экономик, наличием "духовного братства" и единой "культурной общности", которая противопоставлялась европейской, восточной и славянской культурам. При этом США как "старшему брату" отводилась руководящая роль в межамериканских делах и право разговаривать с латиноамериканскими странами авторитетным тоном.[11]
Сопротивление империалистическим державам страны Латинской Америки оказывали разнообразными внешнеполитическими акциями. В частности, на рубеже XIX-XX вв. большое число сторонников завоевала идея разработки "международного латиноамериканского права", призванного вооружить государства региона средствами международно-правовой защиты от иностранных интервенций и создать арбитражный механизм для мирного урегулирования споров между ними без участия США. С этой целью в 1888 г. в Монтевидео состоялся специальный конгресс, созванный по инициативе Аргентины и Уругвая. В его работе участвовали представители семи стран Южной Америки. Согласно принятым рекомендациям, в 1906 г. в Рио-де-Жанейро начала работу комиссия юристов по подготовке кодекса частного и публичного международного права стран Западного полушария. Работу комиссии прервала первая мировая война.
Крупной акцией в деле защиты стран Латинской Америки стала известная "доктрина Кальво Драго", основные положения которой были сформулированы аргентинским юристом и дипломатом Карлосом Кальво (1885). Основываясь на принципах национального суверенитета и юридического равенства всех государств, "доктрина Кальво" провозглашала недопустимость дипломатического вмешательства, а тем более вооруженной интервенции, с целью взыскания долгов или получения возмещения за убытки, понесенные иностранными подданными. Всякий иной подход означал бы "создание опасной привилегии злоупотребления силой для могущественных держав в ущерб более слабым государствам и установление ничем не оправдываемого неравенства между своими и иностранными подданными".[12]
"Доктрина Кальво" была с энтузиазмом встречена в регионе, и многие его страны стремились включить эти принципы в свои конституции, в условия контрактов с иностранными фирмами, в договоры, заключенные между собой, а также с иностранными государствами. Некоторые принципы Кальво даже нашли свое отражение в германо-мексиканском договоре 1882 г., в испано-перуанском договоре 1898 г., договоре о мире, дружбе, арбитраже и торговле, заключенном в 1906 г. Коста-Рикой, Сальвадором, Гватемалой и Гондурасом и др.
§2. США в конце XIX- начале XX века
Во второй половине XIX в. республиканцы долго сохраняли контроль над центральной властью, но южные штаты на долгие десятилетия стали доменом демократической партии. Восстановить рабство и экономическую мощь плантаторов ей было не по плечу, но она сумела создать на Юге расистский политический режим. Поскольку федеральная конституция, ее 15 поправка запрещали дискриминацию по цвету кожи, южные политики предприняли обходные меры по ограничению политических прав негров.
На роль общенациональной идеологии в последние десятилетия 19 века претендовал социал-дарвинизм. Социал-дарвинизм перенес биологические законы Дарвина на общество и обосновывал естественное, вытекающее из самой природы вещей происхождение социальных явлений и противоречий, такие как конкуренция, массовая бедность.[13]
Первым, кто перенес законы Дарвина на общество, был англичанин Герберт Спенсер. Популярность социал-дарвинизма имела несколько причин. Исповедуемые им законы общества и политические рекомендации удивительно полно и точно отразили запросы новой социально-экономической элиты. Интеллектуальным лидером американских социал-дарвинистов стал Уильям Самнер, глава Йельского университета. Американскую социологию все чаще называли самнерологией.
Американская элита, ознакомившись с социал-дарвинистскими принципами, без промедления взяла их на вооружение. Карнеги, Рокфеллер, Морган, Херст преподносили себя как наиболее приспособленных индивидуумов, а созданные ими промышленные и финансовые империи – как высшее достижение естественного отбора.
К 1900 году Америка стала ведущей промышленной державой мира. За 30 лет производство чугуна выросло в 8 раз, добыча угля – в 10 раз, выплавка стали – в 150 раз. Чугуна и стали США производили больше, чем Великобритания и Германия, вместе взятые.
Среди американцев было немало тех, кто с изумлением, а то и с восхищением наблюдал за воцарением в экономике и политике “наиболее приспособленных” индивидуумов и искренне считал их триумф следствием естественного отбора. Но было немало и тех, кто полагал, что возвышение олигархов оказалось возможным вследствие предательства политиками и государством народа и демократии.
Фундаментальной чертой американского общественного сознания, присущей как правящей и интеллектуальной элитам, так и «широким массам», является идея исключительности и избранности американской нации. Эта, как говорят социологи, идеологема, ведёт свое начало от идеи избранного народа, привезённой в Северную Америку протестантами-англичанами, и ставшей цементом американской общенациональной идеологии.
Как известно, прибывшие в первой половине ХVII века в Америку английские протестанты называли себя новыми евреями, Новым Израилем, а Новый Свет - землей обетованной. Так же, как иудеи, протестанты-англичане считали себя избранным Богом народом, и так же, как иудеи, они почитают Ветхий Завет (а не Новый, как это ожидается от христиан) своей главной Книгой. И как в иудаистской этике, стремление к богатству и стяжательству считается в протестантской этике богоугодным делом, обеспечивающим попадание в рай.
В статьях и выступлениях отцов-основателей США, многие из которых были членами масонских лож (например, Бенджамин Франклин), а позже - в речах президентов США Джеймса Монро, Абрахама Линкольна, Тедди Рузвельта можно обнаружить целые тирады об особой миссии США в «этом мире». Именно А. Линкольну принадлежит знаменитая фраза: «Мы, американцы - последняя надежда всего человечества». А вот, что писал классик американской литературы Г. Мелвилл: «Мы, американцы - особые, избранные люди, мы - Израиль нашего времени; мы несём ковчег свобод миру»[14]
Из ноты государственного секретаря США Р. Олни Великобритании (20.07.1895 г.): «В настоящее время США фактически являются хозяином нашего материка, и их законы обязательны для подданных, которые находятся под их покровительством. Почему? Не только потому, что они (США) проявляют бескорыстную дружбу или добрую волю по отношению к ним. И не просто по причине своей высокой репутации как цивилизованного государства, не потому, что мудрость и справедливость являются неизменными характеристиками всех поступков Соединенных Штатов. А потому, что в дополнение ко всем остальным причинам неограниченные ресурсы США наряду с изолированным положением делают их хозяином ситуации и фактически неуязвимыми перед лицом любого из государств и всех их вместе взятых».[15]
Однако, пока США оставались ведущей державой лишь Нового Света, «избранничество» и «мессианство» американцев проявлялось, главным образом, в установлении контроля над странами Северной и Южной Америки и в этнических чистках северо-американского континента от туземцев-индейцев.
Первый удар был нанесен в 1898 г. по дряхлеющей Испании, в чьей колонии на Кубе шла освободительная война (1895-1898). После разгрома испанских эскадр у берегов Кубы и Филиппин наибольшие лавры среди сторонников захватнической политики снискал президент США Теодор Рузвельт. Свою политику в отношении соседей по континенту он сформулировал в знаменитом афоризме: "Говори мягко, но держи большую дубинку". Политика "большой дубинки" состояла в оккупации той или иной страны и силовом "вколачивании" в ее экономику американского капитала. Когда монополии закреплялись, США выводили войска. Наряду с другими ограничениями национального суверенитета, оставляли за собой право на повторную интервенцию "в случае возникновения угрозы жизни и собственности американских граждан". Так неоднократно оккупировались Куба (1906-1909, 1912, 1917-1922), Гаити (1915-1934), Гондурас (1905, 1907, 1911, 1912), Доминиканская Республика (1904, 1914, 1916-1924), Никарагуа (1912-1933) и даже Мексика (1914, 1916-1917). Подобные же отношения ради строительства и эксплуатации Панамского канала установились с 1903 г. между США и отделившейся с их помощью от Колумбии Панамой.[16]
Таким образом уже к 1914 г. США захватили серьезный плацдарм, выйдя на 2-е место после Англии по объему общих инвестиций в регионе. В дальнейшем, воспользовавшись ослаблением экономических связей между Латинской Америкой и Европой в годы первой мировой войны, американские монополии значительно потеснили своих конкурентов на Южноамериканском континенте. Их инвестиции в регионе в 1914-1918 гг. возросли на 50%, достигнув 2,4 млрд. долл.