Повышению эффективности деятельности ОАГ в социально-экономической сфере призван содействовать созданный в 1996 г. Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ).
Важное направление деятельности ОАГ - укрепление демократии и обеспечение прав человека. Главные механизмы в этой сфере – резолюция ГА ОАГ 1080, устанавливающая порядок реагирования на нарушения конституционного строя в странах континента, и Вашингтонский протокол, которым введена в действие “демократическая статья”, предусматривающая приостановление участия государств в ОАГ в случае неконституционных изменений демократического порядка. На 28-й внеочередной сессии ГА ОАГ (Лима, 2001 г.) принята Межамериканская демократическая хартия, закрепляющая механизмы применения “демократической статьи”. ОАГ оказывает практическое содействие странам континента путем направления миссий наблюдателей для контроля за реализацией мирных договоренностей и проведением выборов. В последнее время особое внимание уделяется Гаити и Венесуэле.
Усиливается внимание ОАГ к проблематике континентальной безопасности. Побудительными мотивами к этому стали, с одной стороны, понимание, что Пакт Рио-де-Жанейро (1947 г.) как правовая основа обеспечения безопасности в регионе не отвечает современным реалиям, а с другой - стремление США сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотрудничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысления концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вызовам. Важным шагом на пути формирования новой архитектуры региональной безопасности, учитывающей современные мировые реалии, стала Специальная межамериканская конференция по безопасности (Мексика, 2003 г.).
Изменение подходов к пониманию безопасности должно повлечь за собой выработку новых механизмов ее обеспечения. Мексиканцы взяли на себя инициативу по ускорению продвижения в данном направлении.
В 2004 г. Мексика вышла из Пакта Рио. Латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.) не заинтересованы в пересмотре ведущей роли ОАГ в системе межамериканской безопасности, в создании альтернативных форумов принятия решений по вопросам военного сотрудничества. Под эгидой ОАГ проведены две региональные конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Западном полушарии (Чили, 1995 г., Сальвадор, 1998 г.).
Среди основных тем повестки дня ОАГ - проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией и другими новыми вызовами. Приняты межамериканские конвенции: о борьбе с коррупцией, о запрещении незаконного производства и оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, о транспарентности в приобретении обычных вооружений. Планируется заключить конвенцию по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий.
После терактов в США активизировалась деятельность Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом (СИКТЕ). На 32-й сессии ГА ОАГ (2002 г.) принята межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом. Активно работает Межамериканская комиссия по контролю за злоупотреблением наркотиками (СИКАД).
На состоявшейся в январе 2006 г. 31-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ принято решение об увеличении бюджета Организации в 2007-2008 гг. и временном перераспределении шкалы взносов на этот переходный период. Постсовету поручено выработать к 37-й очередной сессии Генассамблеи (июнь 2007 г.) новую систему квот и принципы индексации бюджета. Достигнутый компромисс об увеличении бюджета с 76,3 до 81,5 млн. долл. важен как первый шаг на пути к полномасштабной финансовой реформе ОАГ.
В ходе 32-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ (март 2006 г.) принята резолюция о статусе Межамериканского совета обороны (МСО), а также его правовых и институциональных взаимоотношениях с ОАГ. В ней четко зафиксировано, что МСО является одним из органов ОАГ. Он пользуется технической автономностью, но обязан выполнять в пределах своей компетенции решения Генассамблеи и Постсовета ОАГ, а также консультативных встреч мининдел. Членом МСО (на данный момент их насчитывается 26) может стать любая страна-участница ОАГ. Государства-наблюдатели при ОАГ автоматически получают аналогичный статус и при МСО.
Страны латиноамериканского региона, длительное время, вплоть до начала 70-х годов нашего столетия находившиеся как бы в стороне от большой мировой политики, прошли, тем не менее, весьма значимый путь развития представлений о собственных интересах национальной и региональной безопасности, связанный с долгой борьбой за их практическое обеспечение. Сегодня, стремясь упрочить свои позиции на международной арене и войти в XXI век в качестве авторитетных членов мирового сообщества, они пытаются перестроить систему региональной интеграции, сложившуюся в Западном полушарии, на основе идей, близких к парадигме многоуровневой интегративной безопасности, неизбежно внося в нее свою региональную и страновую специфику.
Однако, этот путь был тернист и долог. Стремясь играть на международной арене самостоятельную роль, а не роль подконтрольного вассала США, Латинская Америка по сей день ведёт эту неравную борьбу с западным империализмом во главе с Соединенными Штатами Америки, ставшими оплотом и олицетворением политики экспансионизма в этот регион.
В наши дни, многие политические явления и процессы, происходящие в различных государствах и регионах Земли, в том числе — и в весьма удаленных друг от друга, могут быть поняты лишь на основе увязки в восприятии общих для всех, универсальных тенденций, и той специфики развития, которая определяется региональными и страновыми условиями. Среди этих условий, наряду с социально-экономическими, можно выделить исторические, геополитические, этнокультурные, религиозные и другие, которые в сумме составляют “цивилизационный облик” того или иного региона, государства или нации.
Специфика политики государств латиноамериканского региона в сфере их региональной безопасности обусловливается чертами, делающими изучение ее эволюции весьма интересным как с точки зрения современной политологии, так и с учетом интересов развития нашего государства. Это, в первую очередь, особый характер латиноамериканских обществ с присущим ему трудным процессом становления специфической, национально-ориентированной модели демократии и рынка, который на региональном уровне предполагает реализацию стратегии устойчивого мира.
IV Список использованной литературы
1. Глинкин А.Н. Латинская Америка в международных отношениях. XX век. М.:Прогресс, 1988 г. 403 с.
2. Клименко Б.М. Мирное решение территориальных споров. М.: Наука, 1982 г. 120 с.
3. Селиванов В.Н. Экспансия США в Латинской Америке. М.: Прогресс, 1975 г. 230 с.
4. Тарасов К.С. США и Латинская Америка. М.: История, 1972 г. 450 с.
5. Лазарев М.И. США в Латинской Америке - международный деликт. М.: Наука, 1970 г. 384 с.
6. Шлесингер А. Циклы Американской истории.М.:Прогресс,1987г. 411 с.
7. Золов А.В. США: борьба за мировое лидерство. М.: Международные отношения, 2003 г. 383 с.
8. Вишня Г.Ф. США - Латинская Америка. М.: Прогресс, 2006 г. 392 с.
9. Антясов М.В. Панамериканизм: идеология и политика. М.: Международные отношения, 2005 г. 150 с.
10. Антясов М. В. Современный панамериканизм, М.: Наука, 1960 г. 178 с.
11. Гвоздарёв Б. И., Организация американских государств, М.: Наука, 1998 г. 294 с.
12. Мартынов Б.Ф. Безопасность: латиноамериканские подходы. М.: Международные отношения, 2000 г. 303 с.
13. Фостер У. З. Очерк политической истории Америки. М.: Политиздат, 1988 г. 455 с.
14. Поклад Б.И. Межамериканские конференции. http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l 4.05.1999 г.
15. Абдулфаттах Амб. ОАГ и ее роль в координации внешней политики латиноамериканских государств. М.: Международные отношения, 1999 г. 542 с.
16. Маслов А.Л. Организация Американских Государств. http://www.mid.ru/organizations/oas 14.04.2007 г.
[1] Гонионский С.А. Латинская Америка и США. 1850-1900 гг. Очерки истории дипломатических отношений. М.: Наука, 1960 г.
[2] Тарасов К.С. США и Латинская Америка. М.: История, 1972 г.
[3] Золов А.В. США: борьба за мировое лидерство. М.: Международные отношения, 2003 г.
[4] Фостер У. З. Очерк политической истории Америки. М.: Политиздат, 1988 г. С. 394.
[5] Поклад Б.И. Межамериканские конференции. http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l 4.05.1999 г.
[6] Абдулфаттах Амб. ОАГ и ее роль в координации внешней политики латиноамериканских государств. М.: Международные отношения, 1999 г.
[7] Глинкин А.Н. Латинская Америка в международных отношениях. XX век. М.:Прогресс, 1988 г. С. 48.
[8] Клименко Б.М. Мирное решение территориальных споров. М.: Наука,1982 г. С.205.
[9] Гонионский С.А. Латинская Америка и США. 1850-1900 гг. Очерки истории дипломатических отношений. М.: Наука, 1960 г. С.294.
[10] Селиванов В.Н. Экспансия США в Латинской Америке. М.: Прогресс, 1975 г. С. 149.
[11] Там же. С. 150.
[12] Тарасов К.С. США и Латинская Америка. М.: История, 1972 г. С. 394.
[13] Лазарев М.И. США в Латинской Америке - международный деликт. М.: Наука, 1970 г. С. 284.
[14] Шлесингер А. Циклы Американской истории. М.: Прогресс, 1987 г. С. 108.
[15] Золов А.В. США: борьба за мировое лидерство. М.: Международные отношения, 2003 г. С. 35.
[16] Вишня Г.Ф. США - Латинская Америка. М.: Прогресс, 2006 г. С.194.