Свободная торговля – это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства, которая позволяет отечественным предпринимателям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и прорывать протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на всемирный рынок.
Понимание значения международной торговли для своего успешного развития заставило многие страны искать новые методы организации мирового рынка. Основными формами международной экономической интеграции являются зоны свободной торговли, таможенные союзы, экономические (и валютные) союзы.
Наиболее зрелой формой экономической интеграции является существующий в Западной Европе Европейский союз (ЕС), сформировавшийся на основе целого ряда договоров и соглашений. В него входят 16 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Португалия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Австрия, Норвегия, Швеция, Финляндия. В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, но создается экономический, валютный и политический союз.
Кроме ЕС в Европе существует еще одна организация – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Она возникла в 1960 г. на основе подписанной в Стокгольме соответствующей конвенции. В настоящее время членами ЕАСТ являются Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Швейцария. Договор ЕАСТ распространяется и на Лихтенштейн, который состоит в таможенной унии со Швейцарией.
ЕАСТ представляет собой зону свободной торговли. Причем режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию. В отличие от ЕС здесь за каждой страной сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами, единого таможенного тарифа не существует.
Существование двух интеграционных группировок в Европе не исключает процесса сближения и развития отношений между ними. К 1977 г. образовалась зона свободной торговли промышленными товарами стран ЕС и ЕАСТ, в рамках которой ликвидировались таможенные пошлины и уменьшались нетарифные ограничения взаимной торговли. В 1991 г. было подписано соглашение между этими странами о создании единого европейского экономического пространства. В соответствии с этим соглашением страны – члены ЕАСТ с 1993 г. включают в свои законодательства сотни правовых актов ЕС, касающихся свободного движения товаров, капиталов, услуг, а также политики в области конкуренции. Предусматривается введение единой валюты, выработка общей внешней политики, повышение роли Европарламента, введение единого гражданства, сотрудничество в области безопасности и т.д. Интеграции рынков аграрной продукции не предполагается, т.к. сельское хозяйство стран ЕАСТ не смогло бы выдержать конкуренцию со стороны стран ЕС.
Аналогичные процессы наблюдаются в Северной Америке. Вся территория Северной Америки охвачена Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА). Хотя на государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г., а Мексика присоединилась к нему в 1992 г., степень взаимодействия и интегрирования североамериканской экономики не уступает западноевропейской. Соглашение о свободной торговле предполагает постепенную ликвидацию тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле и меры, облегчающие взаимные капиталовложения. Кроме того, этим соглашением предусмотрен порядок урегулирования торговых конфликтов, возникающих между его участниками.
Тихоокеанское сообщество, которое как оформленная региональная группировка только складывается, объединяет и развитые страны – Японию, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии (в том числе участников региональной группировки Ассоциации стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН), а также Китай и Океанию.
Модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы наиболее прочно охватывают микроуровень на основе деятельности транснациональных корпораций.
Международная финансовая система и платежные балансы
После второй мировой войны объем международной торговли рос очень высокими темпами. Это положительно воздействовало на экономический рост и повышение уровня жизни стран-участниц мировой торговли. Но рост обмена требовал и увеличения валютных операций, которые его обслуживали.
В каждой стране существует своя национальная денежная система. Та ее часть, в рамках которой формируются валютные ресурсы и осуществляются международные платежи, называется «национальная валютная система».
На базе национальных валютных систем функционирует «мировая валютная система» – форма организации международных валютных отношений, в которую входят следующие элементы:
– международные платежные средства;
– механизм установления и поддержания валютных курсов;
– порядок балансирования международных платежей;
– условия конвертируемости (обратимости) валют;
– режим работы валютных и золотых рынков;
– права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.
На валютном рынке национальная валюта (например, американский доллар) обменивается на иностранные валюты (например, канадские доллары, французские франки, марки или фунты стерлингов). Цена денежной единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве денежных единиц национальной валюты, называется валютным (или «обменным») курсом. Фиксирование курса национальной денежной единицы в иностранной называется валютной котировкой.
В мировой практике валютный курс определяется на основе так называемого «паритета покупательной способности», т.е. сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Разумеется, в данном случае речь идет не о каких-то конкретных отдельных товарах, ибо при таком изолированном сравнении отразить реальный курс не удастся. Объективность сравнения может быть достигнута только при использовании очень большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину двух стран. Установившийся валютный курс находится под пристальным вниманием центрального и коммерческих банков, крупных предприятий, маклеров-посредников, его движение имеет важное макроэкономическое значение и поэтому является объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Дело в том, что при падении курса национальной валюты по отношению к валютам других стран в выигрыше оказываются экспортеры, а при повышении курса выигрывают импортеры. Поэтому производители крайне заинтересованы в стабильном и предсказуемом изменении валютного курса, которое может стать основой планирования их коммерческой деятельности.
В экономическую политику государства входят меры, влияющие на валютный курс. Их делят на «косвенные» и «прямые».
Косвенное воздействие оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка страны. Более ощутимый эффект тем не менее дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним, прежде всего, относятся: политика учетной ставки Центробанка (т.е. процента, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), валютные интервенции на внешних валютных рынках, «девальвация» (или «ревальвация») национальной валюты. Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение.
Формирование валютной политики государства как инструмента регулирования экономического равновесия в значительной мере зависит от установленного режима валютных курсов. В зависимости от того, установлен в той или иной стране режим фиксированных или плавающих курсов, применяется различный набор экономических рычагов восстановления нарушенного равновесия.
При фиксированном курсе должны проводиться изменения во внутренней экономике с тем, чтобы при существующем валютном курсе устранить внешний дисбаланс. Например, при дефиците платежного баланса необходимо за счет продажи валютных резервов сокращать денежную массу, ужесточить денежно-кредитную политику со всеми вытекающими дефляционными последствиями до тех пор, пока спрос на национальную валюту не восстановится.
При плавающем курсе возможна другая крайность. Валютный курс под воздействием краткосрочных (спекулятивных) факторов может переоценить макроэкономическую несбалансированность экономики, что опасно нежелательными структурными изменениями.
Интервенции центральных банков на валютных рынках и активное применение различных денежно-кредитных рычагов в целях воздействия на макроэкономические показатели развития экономики позволяют говорить о том, что в настоящее время ни тот, ни другой режим валютных курсов в чистом виде практически не существуют, хотя эволюция международной валютной системы в целом шла от режима фиксированных валютных курсов к плавающим.
Условия включения национальной экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капиталов в страну и из страны напрямую зависят от режима, или порядка конвертируемости (обратимости) валют. Режим обратимости определяет три разновидности валют: «свободно конвертируемую валюту» (СКВ), «частично конвертируемую» и «неконвертируемую».