Организационно-правовая практика создания СЭЗ показывает необходимость принятия такого Федерального закона, единого для всех типов СЭЗ, который может стать базой, отправным документов для законодательных актов, разрабатываемых организаторами каждой конкретной зоны. Вместе с тем высокая степень специфичности условий создания и функционирования СЭЗ делает неотвратимой необходимость разработки пакета законов и актов в каждом отдельном случае.
22 июля 2005 г. президентом РФ был подписан Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». ОЭЗ - это определяемая постановлением правительства часть государственной и таможенной территории Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.
Создаются ОЭЗ двух типов: промышленно-производственные (в целях размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 10 кв. м, на срок не более 20 лет) и технико-внедренческие (в целях создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях науки и техники, общей площадью не более 2 кв. км, на срок не более 20 лет).
ОЭЗ будут функционировать следующим образом. При создании ОЭЗ правительство РФ определяет виды деятельности, разрешенные на территории конкретной ОЭЗ. При этом на территории ОЭЗ не допускаются:
1. добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка;
2. производство и переработка продукции черной и цветной металлургии (за исключением производства особо чистых металлов и
сплавов и материалов для электроники);
3. производство и переработка подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей и мотоциклов).
На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на территории ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации без распространения на них льгот и преференций.
Для обеспечения единства управления ОЭЗ на всей территории Российской Федерации предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:
1. разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);
2. координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (планируется создание нового федерального агентства);
3. управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (далее - Территориальный орган).
Следствием создания и функционирования зон являться:
1. привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний в отрасли обрабатывающей промышленности;
2. стимулирование развития регионов;
3. развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг;
4. создание высококвалифицированных рабочих мест.
Для успешного воплощения на практике основных положений Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» необходимо принять целый ряд подзаконных актов в развитие этого документа. С момента вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было разработано 42 нормативных правовых акта, направленных на реализацию положений закона.
Между тем статистика СЭЗ по ряду позиций выглядит довольно привлекательно. За период с 2003 по 2007 годы доля экспорта продукции СЭЗ в общем объеме экспорта страны увеличилась с 2,3% до 4,1%, т. е. почти вдвое. А доля экспорта отдельных зон (СЭЗ «Брест») в общем объеме экспорта области (Брестской) достигла в 2006 г. 27,1%.
Практически нельзя говорить о реализации задач по созданию производств инновационной, высокотехнологичной продукции. СЭЗ экспортируют по большей части традиционные товары: мебель и части к ней (15,7%), изделия из пластмасс (9,7%), готовые и консервированные продукты из рыбы (9,2%), колбасные и другие готовые консервированные изделия из мяса (5,4%), металлоконструкции алюминиевые и их части (4,8%). Не способствует активному продвижению инноваций и тот факт, что СЭЗ явно не относят к основным субъектам инновационной инфраструктуры в рамках национальной инновационной системы.
Нельзя говорить о полноценном выполнении задач по импортозамещению: в 2007 г. только четверть резидентов осуществляли выпуск импортозамещающей продукции.
Если рассматривать динамику отношений основных показателей работы СЭЗ к соответствующим республиканским величинам за период с 2003 по 2007 гг., то становится очевидной неоднозначность оценки протекающих в СЭЗах процессов. По рентабельности продукции и по доле убыточных предприятий СЭЗ выглядят явно хуже других среднестатистических субъектов хозяйствования. В то же время по росту числа предприятий (резидентов), объемам производства продукции и реализации ее на зарубежных рынках позиции резидентов СЭЗ гораздо лучше остальных субъектов хозяйствования. А вот оценка относительной динамики таких показателей, как среднемесячная заработная плата, объем инвестиций в основной капитал и даже объем экспорта, на наш взгляд, должна проводиться с осторожным скепсисом.
4. Свободные экономические зоны в мировой практике
Сейчас в мире, как уже было сказано, функционирует до 2000 свободных экономических зон. В развивающихся странах наибольшее распространение получают экспортно-производственные зоны. Это обусловлено тем, что главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ в этих странах, являются: обеспечение экономического роста страны, достижение новой более высокой степени индустриализации ее экономики; включение страны в МРТ, мировое хозяйство, международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.
В отличие от ЭПЗ и развитых странах, работающих преимущественно на внутренний рынок, ЭПЗ в развивающихся странах всегда ориентированы на внешний рынок, ибо только наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить свободно-конвертируемую валюту, необходимую им для эффективного осуществления мирохозяйственных связей.
СЭЗ в развивающихся странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала. Если в странах с развитой рыночной экономикой - это преимущественно национальный частный капитал, то в развивающихся - это преимущественно иностранный частный капитал. Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом: прямые бюджетные вложения - 2-3%, прямое финансирование из местных бюджетов - 12-15%, льготный государственный кредит - 30-35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов 47-56%.
Отсюда вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах — более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в них государством, для иностранных инвесторов.
Для национальных частных инвесторов развивающиеся страны устанавливают в СЭЗ различные ограничения. Во многих странах разрешается вложить капитал только при условии, что как минимум 90 % объема произведенной ими продукции будет экспортироваться. Условия и формы вложения капитала для местных частных инвесторов в СЭЗ могут изменяться в зависимости от изменения уровня ее развития, доли СЭЗ и т.п. Например, в самом начале Южная Корея не разрешала своим предпринимателям вкладывать инвестиции в СЭЗ, но со временем этот запрет был снят и они получили такую возможность. Важное значение в решении этого вопроса придается экономической политике страны по отношению к той или иной отрасли, Обычно наиболее льготные условия инвестирования имеют отрасли материального производства по сравнению с отраслями услуг и др. Причем внутри отраслей материального производства тоже существует дифференциация условий инвестиций в зависимости от их приоритетности. Специалисты UNIDO в зависимости от условий инвестирования иностранного и частного капитала разделили все отрасли обрабатывающего производства в СЭЗ на 3 группы.
Первая группа — наиболее льготная — охватывает отрасли монтажа, такие, как электронная и механическая (высокой точности) и т.п., т.е. отрасли, нуждающиеся в высоких технологиях и высококвалифицированной рабочей силе.
Вторая группа — с меньшей степенью преференциальности — включает швейную и текстильную отрасли, где используется много рабочей силы и инвестиции быстро окупаются.
Третья группа — наименее льготная — это отрасли, основанные на добыче и переработке местного сырья (например, драгоценных камней или орехов высокого качества, как в Шри-Ланке) с привлечением значительного количества национальной рабочей силы, что позволяет существенно снизить в стране уровень безработицы.
По результатам исследования специалистов журнала “Экономист” (The Economist) в настоящее время в большинстве СЭЗ электронная промышленность занимает доминирующие позиции. На нее приходится 30 % количества предприятий и 55—60% рабочей силы в СЭЗ. Они концентрируются в основном в Юго-Восточной Азии (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Тайвань) и в некоторых латиноамериканских странах, таких, как Мексика, Гаити, Сальвадор.
Особую поддержку государств в этой группе получают предприятия, не требующие больших капиталов, но производящие продукцию, имеющую спрос на мировом рынке (компьютерное оборудование, средства связи, детские электронные игрушки, спортивный инвентарь и т.п.).