После 1998 г. почти 40% всех расследований «несправедливой конкуренции» в США относились к стальной продукции. Более половины из них имели своим результатом предоставление сталелитейной отрасли помощи от государства в той или иной форме.
В соответствии со ст. 201 Закона о торговле 1974 г. США могут вводить тарифы или квоты на временной основе в случае, если импорт причиняет существенный ущерб национальному производству. При этом не требуется представления доказательства факта субсидирования. Так, в 2001 г. Комиссия рекомендовала в целях ограничения импорта применить тарифы на стальную продукция в размере до 40%.
Защита национального сельского хозяйства осуществляется в основном с помощью импортных тарифов и тарифных квот. На субсидирование производства сельхозпродукции только в 2001 г. было затрачено 29.9 млрд. долл.1
В мае 2002 г. президент США подписал Закон о защите ферм, предусматривающий массированные государственные субсидии для американского сельского хозяйства. Закон рассчитан на 10 лет, в течение которых из федерального бюджета будет выделено 190 млрд. долл. на поддержку сельского хозяйства.
Импорт рекламных услуг превышает 1 млрд. долл. в год.2 Регулирование рекламного бизнеса в США имеет также замаскированную цель ограничить спрос на некоторые товары импортного производства. Комиссия осуществляет надзор, целью которого является не допустить незаконное использование марки «сделано в США», также таможенная служба контролирует правильность использования других марок и требует, чтобы все товары иностранного происхождения были маркированы с указанием страны производства.
ЕС. На ЕС сегодня приходится 20% мирового экспорта и импорта. Свободная торговля между странами-членами лежала в основе зарождения ЕС почти 50 лет назад и вызвала рост благосостояния всех его государств. Поэтому Союз возглавляет движение по либерализации мировой торговли в интересах как богатых, так и бедных стран.
Общая торговая политика ЕС работает на двух уровнях. Во-первых, в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) Европейский Союз активно участвует в установлении правил многосторонней системы мировой торговли. Во-вторых, ЕС заключает двусторонние торговые соглашения со странами или региональными группами стран.
ЕС предусматривает отказ от импортных и экспортных таможенных пошлин и любых сборов между странами-членами, а также введение единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Автономные ставки пошлин, являющиеся максимальными и применяются в отношении тех стран, с которыми не существует на договорной основе режим РНБ или преференциальный, составляют от 4 до 25%, хотя обложение автотранспортных средств достигает 29%, сахара-80%, табачных изделий – 180%.3 Конвенционные ставки применяются к государствам-членам ВТО, а также к тем, с которыми заключили соглашение о предоставлении РНБ. Среднеарифметический уровень этих ставок на продовольственную и сельскохозяйственную продукцию составляет 10.3%. Для остальных товаров средний уровень ставки составляет 4.2%.4
В 1971 г. ЕС стал первым, кто осуществил Общую систему преференций на практике. Система преференций ЕС распространяется на большинство промышленных товаров, а также на ряд сельскохозяйственных товаров, прошедших определенную степень переработки. Товары, в отношении которых применяется ОСП, разделяются на четыре группы, в зависимости от чувствительности их импорта для рынка ЕС и степени влияния на соответствующий сектор экономики. В зависимости от принадлежности товара к одной из этих групп, определяются и тарифные преференции: 15% - для очень чувствительных товаров, (оплате подлежит 85% ставки пошлины РНБ), 30% - для чувствительных товаров (70% ставки РНБ), 65% - для получувствительных товаров (35% ставки РНБ), с нечувствительных товаров пошлина не взимается5.
ОСП ЕС распространяется на все развивающиеся страны и некоторые страны на стадии перехода к рыночной экономике.
На рынках продукции традиционных старых отраслей (сельское хозяйство, судостроение, металлургия и т.д.) широко применяются обычные протекционистские меры: манипулирование тарифами, субсидирование, квотирование, дискриминационные правила реализации продукции.
Манипулирование тарифами часто встречается в торговле сельскохозяйственной продукции, особенно зерном. Например, импортные пошлины на зерно в ЕС определяются на основе цен, которые обычно завышаются.
Прочное место в арсенале средств защиты занимает государственное субсидирование и стимулирование экспорта. В частности, в ряде ЕС государство издавна оказывает помощь судостроительной промышленности. Допускается дискриминация поставщиков для госзакупок в области водоснабжения, транспорта, энергетики и телекоммуникационных услуг, в продукции которых компонентов, произведенных в ЕС, менее 50%. Но формально закрытым остался только рынок госзакупок телекоммуникационного оборудования. Тем не менее, в ряде государств сохраняется очевидное предпочтение своих фирм, или, в крайнем случае, фирм из других стран ЕС.1
В Евросоюзе поддержка сельского хозяйства получила приоритетное внимание, на эти цели направляется основная часть его бюджета (порядка 300 млрд. долл. в год2). Крупнейшим получателем субсидий является Франция, выступающая серьезным конкурентом Латинской Америки на мировом аграрном рынке.
Недостаточная гармонизация национальных законодательств позволяет отдельным странам ЕС весьма эффективно защищать свои рынки от иностранных, особенно американских конкурентов. Так, американские фармацевтические компании, как и компании из других третьих стран, испытывают трудности на рынке ЕС из-за контроля национальных правительств над ценами, объемом продаж и условиями доступа на рынок. В результате стоимость одних и тех же лекарств различается по странам. Как следствие, торговые посредники наживаются, нанося ущерб фармацевтическим компаниям, у которых сокращается возможность возмещать расходы на НИОКР.
Кроме того, в ряде стран существует система обязательного медицинского страхования. Включение лекарства в список препаратов, стоимость которых возмещается за счет страховки, является функцией Организации социального страхования. Процесс одобрения внесения препарата в этот список весьма длителен (пять и более лет), а процедура рассмотрения непрозрачна и отказ не может быть опротестован легально.
Весьма действенны и широко распространены в странах ЕС протекционистские меры, опирающиеся на стандарты, процедуры тестирования и сертификации, требования к маркировке и упаковке продукции, а также к этикеткам и ярлыкам. Часто эти меры особенно эффективны в отношении продукции высокотехнологичных отраслей – электроники, телекоммуникационного оборудования, биотехнологии.
Широкие возможности для защиты внутреннего рынка ЕС открывает введение особых требований к продукции, произведенной, обработанной или хранящейся с использованием достижений биотехнологии. Например, развитие производства генетически измененных сельскохозяйственных продуктов в США привело к значительным трениям между США и ЕС, так как запрет на их ввоз и продажу, затягивание их допуска на рынок существенно ослабили их позиции на рынке ЕС1.
В ЕС приняты директивы об обязательной пригодности электрических и электронных приборов к утилизации, о запрете применения в них некоторых материалов (свинца, кадмия и т.д.). Ряд стран (Финляндия, Швеция) уже ввели запреты на ввоз холодильников, содержащих вещества, разрушающие озоновый слой, что коснулось экспортеров из США.
Ограничения на низкочастотное излучение, создаваемое электронным оборудованием, не подкреплено научно, но потребовало от производителей из третьих страна внести в экспортируемые в ЕС приборы значительные изменения, которые обошлись в миллиарды долларов дополнительных издержек.2
В 1989 г. ЕС принял директиву, согласно которой большая часть телевизионного времени резервировалась за европейскими программами. Во Франции, например, на европейские программы должно приходиться не менее 60% общего времени трансляции, а на французские – не менее 40%3.
В отдельных странах ЕС наблюдаются случаи ущемления прав компаний из третьих стран на рынке телекоммуникационных услуг, несмотря на соглашение в рамках ВТО об открытости национальных режимов для операторов из третьих стран. Так, France Telecom отказывается подписывать соглашения с новыми операторами, не имеющих лицензии, в то же время для получения лицензии нужна содержащаяся в этих соглашениях информация. В Германии стоимость получения лицензии в несколько раз выше, чем в любой другой стране.
Что касается юридических услуг, то, к примеру, во Франции фирмам из третьих стран запрещено открывать филиалы под тем названием, под которым они известны в стране происхождения. Также им запрещено образовывать партнерства с местными юристами. Такая же ситуация в Австрии и Италии.
Торговые отношения ЕС с третьими странами довольно противоречивы и нередко порождают споры и взаимные обвинения в протекционизме. Так в ответ на одностороннее решение США увеличить тарифы на импорт стали до 30% Еврокомиссия в марте 2002 г. установила пошлины в размере от 15 до 26% на ввоз 15 видов стали для защиты рынка от наплыва импорта китайской и южнокорейской стали.