Смекни!
smekni.com

США: проблемы современности. Внешняя и внутренняя политика Великобритании (стр. 3 из 5)

По сути, Тони Блэр стал родоначальником новой идеологии Лейбористской партии – идеологии неолиберализма (нового либерализма). Лейбористы приняли вызов меняющегося буквально на глазах мира и сумели сформировать адекватную этим изменениям внутреннюю политику.

Серьезных успехов добилось правительство лейбористов в социально-экономической сфере. Самым главным из них стало то, что впервые при их правлении страна избежала экономического кризиса. Кроме того, в Британии были зафиксированы самый низкий за 30 лет уровень инфляции и самый низкий за 16 лет процент безработных. Английский фунт в течение этих 4 лет неизменно рос так же, как и ВВП.

Был заметен ощутимый прогресс в сферах здравоохранения и образования, которые британские избиратели в списке приоритетов ставят даже выше экономики. С помощью созданной лейбористами системы «национальной службы здравоохранения» удалось оказать бесплатную медицинскую помощь 3,5 млн. малоимущих британцев. Заметно вырос уровень образованности британской молодежи – заработала программа расширения сети бесплатных школ.

Блэр отважился на проведение конституционной реформы. Одним из направлений реформы явилось предоставление большей автономии Шотландии и Уэльсу, а также основным регионам самой Англии. Вопрос о шотландском парламенте и Ассамблее в Уэльсе был решен в сентябре 1997 г. в ходе референдумов. В 1999 г. были проведены выборы в эти новые представительские органы.

Премьер-министр впервые посягнул на «святая святых» – Палату лордов. Он инициировал реформу о лишении ее членов наследственного статуса и о постепенном превращении верхней палаты парламента в орган, представляющий всех избирателей. Осенью 2001 г. правительство Блэра обнародовало проект, согласно которому часть Палаты лордов должна избираться, а другая – назначаться королевой по представлению правительства и оппозиции. Неясной оставалась лишь пропорция.

7 июня 2001 г. на всеобщих парламентских выборах в Палату общин вновь победила Лейбористская партия, за которую проголосовало 42% избирателей. Консервативная партия получила 32,7% голосов, а либеральных демократов поддержало 18,8% избирателей. Впервые за последние 100 лет в Британии правящая партия шла на второй срок с таким высоким рейтингом.

Премьер-министр Тони Блэр в предвыборной программе главное внимание сосредоточил на социальных вопросах. Образование и здравоохранение являлись главными козырями лейбористов, с которыми они выиграли с большим преимуществом выборы 1997 г. За прошедшие 4 года на эти важнейшие сферы были затрачены огромные бюджетные средства. И хотя нерешенных проблем здесь еще достаточно много, движение вперед очевидно.

Одними из наиболее острых в предвыборной борьбе были вопросы, связанные с иммиграцией. Консерваторы обвиняли лейбористов в «мягкотелости» за то, что Британия приобрела имидж страны, легкодоступной для нелегальной иммиграции. Лейбористы же быстро сориентировались и развернули кампанию по обвинению консерваторов в расизме. В результате – лидерам тори пришлось оправдываться и доказывать свою «нерасистскую» сущность.

Значительно обострилась в последнее время проблема иммиграции и иммигрантов. В конце мая 2001 г. в одном из северных городков Великобритании, Олдеме, прошли самые ожесточенные за последние 15 лет столкновения на расовой почве между белой молодежью и выходцами из африканских и азиатских стран. Позже подобные события повторились и в ряде других городов.

В последнее время негативное отношение к иммигрантам имеет тенденцию все более широкого распространения среди граждан Великобритании. Согласно опросам специальной комиссии ЕС, проведенным в начале 2002 г., 22% британцев считали, что иммигрантов нужно в обязательном порядке возвращать на родину. Только 10% британцев полагали, что африканцы, азиаты и латиноамериканцы могут внести свой вклад в культуру их страны.

Проблема интеграции иммигрантов стала особенно актуальной после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США. Однако Великобритания, как и другие страны Западной Европы, пока не готова отказаться от выгод иммиграции, основной поток которой сейчас идет из исламских стран (дешевая рабочая сила, готовая занять непрестижные рабочие места и решить проблему старения местного населения), но и не может найти оптимальные пути ассимиляции представителей чужой культуры, сохраняя при этом традиционный уклад своего общества.

Среди других социальных проблем современной Великобритании называют быстро растущий разрыв в доходах между наиболее богатыми слоями общества и тех британцев, которые находятся внизу этой своеобразной иерархической лестницы. В стране периодически возникают серьезные конфликты между работодателями и наемными работниками. Например, в январе 2002 г. в Лондоне проводились двухдневные забастовки работников общественного и железнодорожного транспорта, которые фактически парализовали транспортную систему юго-востока страны. Их участники добивались улучшения оплаты труда.

Британское правительство, сделав выводы из уроков истории, приняло необходимые для разрешения конфликта меры. Памятуя о нанесенном забастовками в 1970-е гг. ущербе экономике страны, Тони Блэр в опубликованном в прессе специальном интервью предостерег от возврата к конфронтации в духе каменного века и предложил поиск компромиссов.

На прошедших 5 мая 2005 г. парламентских выборах в Великобритании лейбористы заняли 356 мест, консерваторы – 197 мест, либерал-демократы – 62 места, сохранив свои прежние позиции. Выступая в победной речью переизбранный глава кабинета поблагодарил народ Великобритании. "Нет большей чести, чем служить вам в качестве премьер-министра", - произнес Блэр. "В первый раз за 100 лет Лейбористская партия останется правящей на второй срок. Это невероятное событие!" - добавил премьер-министр.

С 1969 г. в современной истории Великобритании продолжается драма Ольстера (так иногда называют Северную Ирландию), которая корнями уходит в глубь веков.

В апреле 1998 г. при посредничестве США был подписан трехсторонний мирный договор по Северной Ирландии. Им восстанавливался статус политической автономии Ольстера. Национальная ассамблея Северной Ирландии (парламент), в отличие от прежнего Стормонта, должна была работать по правилам «обоюдного согласия», то есть для принятия любого решения требовалось одобрение депутатов, представляющих и католическую, и протестантскую общины. Ирландия обязывалась отказаться от притязаний на Ольстер, а британское правительство соглашалось на образование общеирландских местных органов самоуправления с ограниченными полномочиями (практическое решение этого вопроса переходило в сферу полномочий Национальной ассамблеи Северной Ирландии).

Мирный договор был утвержден на референдуме 28 мая 1998 г. В Ольстере «за» высказались 71% избирателей, в Ирландии – 94%

Постепенно обстановка начала стабилизироваться. В 2000 г. британское правительство отказалось от нового ввода в Ольстер спецподразделений, но ужесточило антитеррористическое законодательство.

В начале XXI века Ирландская республиканская армия (ИРА) – тайная военизированная организация католиков Северной Ирландии – приняла решение сложить оружие, а британская армия начала демонтаж наблюдательных постов, расположенных в католических районах.

Властям в Северной Ирландии придется приложить немало усилий, чтобы привлечь на свою сторону протестантов. А последние лишь незначительным большинством поддерживают соглашение 1998 г. о паритетном представительстве в органах власти (в отличие от католиков, из которых за соглашение выступают более 90%). Это соглашение должно положить конец более чем 30-летней гражданской войне в Ольстере.

Однако в последнее время активизировались протестанты-подростки, которые терроризируют своих сверстников-католиков в их школах. Не отказался от политики террора и ряд военизированных организаций протестантов. Отдельные формирования ИРА, несмотря на неоднократные заявления руководства о прекращении боевых действий, также берутся за оружие. Очевидно, что путь к нормализации обстановки на многострадальной земле Северной Ирландии будет длительным и сложным.

Главные внешнеполитические приоритеты правительства Тони Блэра заключаются в стремлении повысить роль Великобритании как в европейских, так и мировых делах, что означает конец того изоляционистского курса, которым долгое время следовали консерваторы. С другой стороны, проведя предвыборную кампанию под лозунгом «Безопасность – превыше всего», лейбористы отменили положение своей программы о стремлении к безъядерному статусу Британии и больше не настаивают на уменьшении военных расходов.

В настоящее время Великобритания значительно больше внимания уделяет сотрудничеству с европейскими странами и, прежде всего, со странами Евросоюза. Прочные торгово-экономические отношения связывают Великобританию с Германией, Францией, Италией, Нидерландами, которые являются, наряду с США, Канадой и Японией, основными экспортерами своей продукции в Британию и импортерами британских товаров.

Тони Блэр огласил в мае 2001 г. предвыборные тезисы о европейском выборе. Он сделал это в Эдинбурге, столице Шотландии, которая не дала на прошлых выборах ни одного мандата консерваторам. Лозунгом «Поставить Британию в сердце Европы» он убеждал избирателей в том, что Британия принадлежит Европе и что выжить в современном мире, оставаясь гордой одиночкой, очень проблематично.

Правительство Тони Блэра настойчиво и последовательно укрепляет стратегические отношения с США, которые в Лондоне привыкли называть «особыми». Великобритания практически безоговорочно поддерживает усилия Соединенных Штатов в борьбе с международным терроризмом, принимая самое активное участие во всех внешнеполитических акциях своего союзника, в том числе и в антитеррористической операции в Афганистане. Лондон полностью поддерживает своего главного союзника в действиях, направленных против режима Саддама Хусейна в Ираке. Британские ВВС неоднократно принимали участие в бомбардировках тех территорий этой страны, где разрабатывается и производится оружие массового поражения.