Великобритания, являясь одной из ключевых стран НАТО, стремится укреплять евроатлантическую солидарность, даже в тех случаях, когда действия Альянса идут в разрез с нормами международного права. В составе вооруженных сил НАТО британская авиация принимала участие в бомбардировках территории суверенной Югославии в 1999 г.
Особое значение в Лондоне придают развитию отношений со странами Содружества, куда входят бывшие британские колонии и доминионы, а также некоторые другие страны. Очередная конференция стран-членов этой международной организации на уровне глав государств и правительств с участием главы Содружества королевы Великобритании Елизаветы II состоялась в марте 2002 г. в Австралии. На ней в первую очередь рассматривались вопросы консолидации стран Содружества в борьбе против международного терроризма, проблемы преодоления бедности, внедрения всеобщего начального образования в тех странах, где оно еще отсутствует.
Важное значение Великобритания придает развитию отношений с Японией, Китаем, Южной Кореей, постоянно наращивая объемы торговли с ними. Большой интерес для Великобритании и британского частного бизнеса представляют отношения с Россией. Встречи Тони Блэра и российского президента Владимира Путина приобрели в последнее время регулярный и конструктивный характер. Великобритания стремится развивать отношения с Саудовской Аравией, Кувейтом и другими странами Персидского залива – основными поставщиками нефти на мировой рынок.
Вооруженные силы страны принимали участие в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, Косово, ряде других стран и регионов. В Афганистане по решению ООН в конце 2001 г. были сформированы Международные миротворческие силы, которые первоначально возглавляла Великобритания.
2.1 Внутренняя политика Великобритании
В XXI в. Великобритания вступила, как самая высокоразвитая индустриальная европейская страна. За последние 20 лет в английской экономике были проведены широкие социально-экономические преобразования: сокращен государственный сектор; снижены налоговые ставки с физических и юридических лиц; проведено дерегулирование экономики (с одновременным снижением государственных расходов). ВВП на душу населения в стране в 2006 г. достиг 31800 долларов. По запасам энергоресурсов занимает Великобритания 1-е место в Европе, являясь крупным производителем нефти и газа. Развитие современной промышленности Великобритании определяется уровнем развития высоких технологий. Великобритания обладает в Европе самым высоким научно-техническим потенциалом. Расходы на научно-исследовательские работы составляют свыше 2% ВВП в год, в том числе свыше 35% всех научно-исследовательских работ финансируется государством.
«Эра Маргарет Тэтчер» (1979-1990) позволила вывести страну из затяжного структурного кризиса. Были сокращены государственные расходы и уровень инфляции, поощрялось инвестирование и развитие среднего и мелкого предпринимательства. Была осуществлена широкая приватизация предприятий государственного сектора, в общей сумме на 35 млрд.ф.стер., в результате чего его доля снизилась с 10% до 6,5% ВНП. Резкий рост числа акционеров и акционерного капитала привели к тому, что в начале 1990-х гг. Великобритания заняла второе место в мире по числу акционеров после США. Формирование «общества собственников» в стране сопровождалось реформой жилищного хозяйства, системы медицинского обслуживания и образования. Эффективная политика социально-экономического реформирования привела к стабилизации и быстрому повышению всех экономических показателей.
28 ноября 1990 г., после ухода М. Тэтчер в отставку, лидером Консервативной партии и премьер-министром Великобритании стал Д. Мейджор (1990-1997), который продолжил курс М. Тэтчер на приватизацию государственной собственности, а также проводил политику по интеграции Великобритании в европейское сообщество. Правительству Д. Мейджора удалось добиться заметных успехов в модернизации экономики (прирост 3% в год), темпы прироста экономики заметно превышали уровень инфляции, который оказался на тот момент самым низким за последние 27 лет, малоимущим гражданам страны была оказана социальная помощь. В то же время новому правительству не удалось решить Проблему массовой безработицы, которая достигала 3 млн.чел. (население страны – 58,5 млн.чел.), а высокие налоги стали настолько обременительными для англичан, что это непременно сказалось на их покупательной способности.
В условиях партийного кризиса происходили заметные перемены в политических партиях, основных соперников консерваторов. В 1990 г. была распущена партия социал-демократов во главе с Р.Оуэном. Лейбористская партия во главе с Т. Блэром стремилась преодолеть внутрипартийный кризис и представить достойную политическую программу на предстоящих выборах. Лейбористская партия встала на путь радикального обновления, в результате чего ее лидеры разработали новую политическую стратегию «нового лейборизма».
Консерваторы продолжили курс на укрепление экономики страны. Так, в 1992-1993 гг. правительство подготовило серию документов под общим названием «Хартия гражданина», где были установлены единые стандарты для всех общественных учреждений страны и предусмотрена ответственность за их нарушение. Повышению авторитета правительства Д. Мейджора способствовала отмена «подушного налога», на смену которому пришла система дифференцированного налогообложения, основанная на уровне доходов граждан. В 1993 г. был принят закон о социальной помощи гражданам, по которому отменялось централизованное оказание социальной помощи нуждающимся. Стабилизации политической обстановки способствовало улучшение экономического положения Великобритании. После 1992 г. экономический спад сменился подъемом деловой активности, а по темпам экономического роста Англия опередила самые развитые страны Европы (2,8% в год). Заметно снизился уровень безработицы, и увеличилось количество занятых в промышленном производстве. Увеличился объем экспорта британской экономики – в годы экспортного бума (1994-1995) объем экспорта прирастал на 10% в год, а импорт оставался на уровне 4-5%, что давало правительству возможность аккумулировать накопления и решать многие социальные проблемы.
Вместе с тем реформы в стране проходили крайне болезненно для населения, обществу были необходимы новые идеи и политические решения проблем, в стране назрело понимание того, что правительственный курс должен быть радикально изменен. В итоге, на парламентских выборах 1997 г. консерваторы во главе с Д. Мейджором потерпели поражение от Лейбористской партии во главе с Т. Блэром (1997-2007). Но лейбористский кабинет Т. Блэра продолжил курс на реформирование британского общества с учетом наследия М. Тэтчер. Политика «нового лейборизма» была направлена на модернизацию и повышение эффективности национальной экономики путем сохранения рыночных рычагов управления страной, приватизацией нерентабельных отраслей экономики и отказом от государственного регулирования трудовых отношений. Особое внимание кабинет Т. Блэра уделял привлечению иностранного капитала в страну и активизации зарубежных инвестиций в сферу инновационного бизнеса и высоких технологий. В результате на Великобританию приходилось до одной трети всех иностранных инвестиций в Евросоюзе.
Эффективная политика Т. Блэра привела к победе лейбористов на очередных парламентских выборах в июне 2001 г., в ходе которых Лейбористская партия получила 411 мандатов из 626.
Проблема Ольстера. Несмотря на достаточно успешную экономическую политику, правительству Т. Блэра не удалось решить политическую проблему Ольстера, исторической области на севере Ирландии, одна часть которой по англо-ирландскому договору 1921 г. находилась под властью Великобритании, а другая часть вошла в состав Ирландской Республики. Первые положительные сдвиги в решении этой проблемы были сделаны еще в годы правления Д. Мейджора, когда в ходе многочисленных переговоров консерваторов с лидерами политических движений Северной Ирландии, в 1995 г. было достигнуто историческое соглашение об урегулировании проблемы Ольстера. Правительство Ирландии согласилось убрать из Конституции статьи, которые провозглашали необходимость создания единого ирландского государства, а Лондон, в свою очередь, отказывался рассматривать Ольстер в качестве своей провинции. Однако боевики Ирландской республиканской армии (ИРА), организовав серию терактов, сорвали реализацию этого соглашения. В 1998 г. между британским правительством и политическим руководством ИРА было достигнуто соглашение о прекращении конфликта в Ольстере («Соглашение Страстной пятницы») и образовании органов самоуправления. Одновременно была начата программа разоружения Ирландской республиканской армии, однако, она была сорвана в 2000 г. в результате саботажа со стороны ирландских экстремистов. В июле 2000 г. британские власти вновь ввели войска в Ольстер, чтобы навести порядок в провинции. В ноябре 2003 г. в Северной Ирландии состоялись трижды откладывавшиеся выборы в местный парламент (ассамблею). Новый состав ассамблеи оказался весьма пестрым и не предвещал никаких серьезных перемен в Ольстере, в результате «Соглашение Страстной пятницы» потерпело поражение, а руководители ИРА не пошли на отказ от вооруженной борьбы и насилия.
Проблема сохранения монархии. Великобритания – страна консерватизма и традиций. В конце 1999 г. монархия в очередной раз успешно выдержала испытание демократией, когда на референдуме по вопросу о трансформации монархического строя в республиканский, жители Австралии (одного из наиболее авторитетных государств Содружества наций) высказались за сохранение номинальной власти английской королевы. В 1990-е гг. расходы на содержание королевской семьи сократились на 10 млн. ф.стер.. в результате чего она оказалась на 19-ом месте по совокупному богатству, а не на 1-ом, как это было прежде. В 1993 г. королева Елизавета II открыла резиденцию британских монархов – Букингемский дворец – для свободного доступа туристов. Одновременно с этим, королевская семья перешла на жесткий режим экономии, сократив количество придворного штата. В результате этих мероприятий доходы от посещения туристами Букингемского дворца и королевского ритуала достигли 17 млрд. долларов, что практически стало окупать все государственные расхода на содержание королевского двора, и, таким образом, британская монархия почти полностью перешла на самоокупаемость.