Созванная десять лет спустя, Международная конференция по народонаселению (Мехико, 1984 г.) признала, что быстрый рост населения препятствует социально-экономическому развитию стран.
Позже был разработан доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее», опубликованный и одобренный Генеральной Ассамблеей в 1987 г., который имел особое значение потому, что он предопределил на годы вперед эволюцию концепции развития, ясно и глубоко охарактеризовал экологические последствия демографических тенденций. Доклад содержал ставшее классическим определение: «Устойчивое развитие является развитием, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственный потребности». В нем признавалось, что бедность, ухудшение окружающей среды и рост населения неразрывно связаны, и ни одна из этих фундаментальных проблем не может быть решена отдельно от других.
В докладе Комиссии Юга, выразившем общий подход руководителей 27 развивающихся стран к стратегическим вопросам развития, рост населения стоит на первом месте (а сельско-городская миграция – на седьмом) в перечне семи главных факторов ухудшения окружающей среды в развивающихся странах. Быстрый рост населения оказывает всевозрастающее давление на земельные ресурсы при разных системах землепользования и способах сельскохозяйственного производства, приводит к обезлесению, эрозии почвы и потере биологического разнообразия.
3.2 Понятие урбанизации
Процесс обгоняющего роста городского населения по сравнению с численностью сельского населения получило название урбанизации. Это явление имеет свои особенности в различных регионах и странах мира.
Урбанизация – многосторонний социально-экономический, демографический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общественного и территориального разделения труда. В более узком, демографо-статистическом, понимании урбанизация – это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире.
3.3 Проблемы урбанизации
Процесс урбанизации тесно связан с особенностями формирования городского населения, включения в городскую среду или отнесения в городское административное подчинение пригородных территорий; преобразования сельских населенных пунктов в городские. Рост городского населения возможен за счет формирования более или менее широких пригородных зон и урбанизированных местностей. Более быстрый рост городского и несельскохозяйственного населения по сравнению с сельским и сельскохозяйственным – наиболее характерная черта современной урбанизации. В трех частях света – Австралии и Океании, Северной Америке, Европе – преобладают жители городов. Их догоняет быстро урбанизирующаяся Латинская Америка. В то же время население афро-азиатских стран из-за своей большой численности создает перевес села над городом в среднем по миру. Наиболее высокий процент городского населения имеют развитые страны. В Европе: Великобритания (91%), Швеция (87%), Германия (85%), Дания (84%), Франция (78%), Нидерланды (76%), Испания (74%), Бельгия (72%); в Северной Америке: США (77%), Канада (76%); в Азии: Израиль (89%), Япония (78%); в Австралии и Океании: Австралия (89%), Новая Зеландия (85%); в Африке: ЮАР (50%). Когда доля городского населения превышает 70%, темп ее роста, как правило, замедляется и постепенно (при подходе к 80%) приостанавливается.
Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Характерная черта урбанизации Западной Европы – очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Самые крупные из них – Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е годы после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные города и в сельскую местность («зеленая волна»).
В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.
Согласно прогнозам уровень урбанизации в европейском регионе к середине века может возрасти до 85%.
Плотность населения в Европе в среднем около 105 человек на 1 км2, а на 12% ее площади она превышает 200 человек на 1 км2. Городское население (84%) резко доминирует над сельским, причем основная масса жителей сосредоточена в крупнейших и крупных городах, где проживает более 20% населения.
Урбанизация европейского населения сопровождается значительным отчуждением продуктивных земель под городские застройки, промышленные объекты и коммуникации. Площадь таких земель неуклонно увеличивается. Особенно высока доля городских земель в Бельгии (28%), Великобритании (12%), Германии (11%), Нидерландах (9%), Дании (11%). В этих странах наблюдается и наиболее быстрый рост населенных пунктов, объектов инфраструктуры и, соответственно, поглощаемых продуктивных земель. Например, во Франции ежегодно застраивается до 100 – 150 тыс. га сельскохозяйственных земель, в Италии – около 30, в Германии – до 45–50, в Великобритании – не менее 20, в Швеции – 10 тыс. га и т.д. По данным ОЭСР за последние двадцать лет площадь под застройками росла в два раза быстрее, чем население.
Отрицательные последствия роста городов не ограничиваются только сокращением продуктивных земельных резервов. Пригородные зоны оказываются перегруженными разнообразными отходами, твердыми, жидкими и газообразными, которые в огромных количествах образуются в кварталах жилой и промышленной застройки. Общая масса отходов, формирующихся ежегодно в странах Европы, оценивается в 1 800 млн. т, из которых 50% приходится на бытовые отходы жилых кварталов городов, а остальная часть – на промышленные отходы разной степени токсичности. Огромные масштабы отходов жизнедеятельности человека требуют специальных, часто дорогостоящих мер по их удалению и обезвреживанию. В начале 70-х годов твердые отходы в основном складировались на открытых и неконтролируемых свалках, отличавшихся антисанитарным состоянием и резко отрицательно воздействовавших на окружающую среду. Для особо опасных, токсичных отходов организуются специальные полигоны, где осуществляется технологически сложный процесс их обезвреживания. В отходах, особенно бытовых, велика доля горючих веществ, что позволяет уничтожать их на специальных мусоросжигательных заводах с предварительным сепарированием мусора. Получаемая при этом энергия утилизируется. В Европе в настоящее время действует более 200 заводов, на которых ежесуточно сжигается до 100 тыс. т отходов. Но этого явно недостаточно. От 75 до 90% образующихся в Европе отходов по-прежнему складируется на свалках, в том числе и открытых.
Для североамериканских стран, имеющих высокую долю городского населения, характерны большие площади урбанизированных территорий: в США на городские земли приходится 14 млн. га, транспортные коммуникации занимают 10,8 млн. га, сельские населенные пункты, фермерские строения, проселочные дороги – еще 3,2 млн. га.
Канада, США и Мексика отличаются высокой степенью территориальной концентрации населения в крупных агломерациях. В Канаде насчитывается около 22 агломераций с числом жителей около 12 млн. и 87 агломераций
меньшего размера. В США в 8 агломерациях с населением свыше 3 млн. человек, суммарная территория которых достигает 100 тыс. км2, проживает 26% населения, а в 32 агломерациях – «миллионерах» – 45% населения. В Мексике 60% населения живет в городах. Столица Мехико является третьей в мире по величине агломерацией после Токио и Нью-Йорка.
В последние десятилетия проявляется тенденция образования обширных зон селитебных территорий – мегаполисов, возникающих при срастании нескольких городских агломераций, и включающих в себя участки пахотных, лесных, рекреационных и других земель. Крупнейшие мегаполисы – Приатлантический (северо-восточное побережье), Приозерный и Южно-Калифорнийский – расположены в США.
США – типичная страна городских агломераций. В 1950 г. в США насчитывалось 170 городских агломераций, а в конце 90-х годов – около 400. В агломерациях – «миллионерах» проживает половина населения США.
Изменилось также соотношение между ядрами (центрами) и периферийными частями агломераций. Все время растущая в США цена на землю, ухудшение экологической и транспортной ситуации в ядрах агломераций при широком развитии индивидуального транспорта, да еще с учетом стремления среднего американца непременно жить пусть в небольшом, но собственном доме, привели к гигантскому стихийному разрастанию пригородных зон. Теперь в такой «одноэтажной Америке» живет 2/3 всех американских семей, тогда как в центральных частях городов, по крайней мере до недавнего времени, население убывало, т.е. происходил процесс субурбанизации.
По показателям урбанизации Латинская Америка скорее напоминает экономически развитые, чем развивающиеся страны: средний уровень ее в регионе очень высокий (72%), а темпы теперь уже замедленные. При этом происходит все большая концентрация населения в больших городах и в городах – «миллионерах».
В Латинской Америке происходит активный процесс формирования городских агломераций. Четыре из них принадлежат к числу крупнейших в мире (Большой Мехико, Большой Буэнос-Айрес).
3.4 Ложная урбанизация
В Латинской Америке особенно ярко выражена одна особенность, характерная также для других регионов развивающегося мира, и называется она обычно «ложной урбанизацией». Ложная урбанизация – это такой тип урбанизации, при котором доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах.