С начала 1966г. советско-израильские отношения стремительно ухудшаются из-за исходивших со стороны израильского истеблишмента угрожающих заявлений в адрес сирийского режима, пришедшего к власти в феврале 1966г. и ориентировавшегося на СССР. В Кремле также вызвала раздражение развернувшаяся в мире в поддержку советских евреев широкомасштабная кампания, вдохновителем которой был Израиль. [18]
10 июня 1967 года – СССР вновь разорвал дипломатические отношения с Израилем. В современной российской науке до сих пор ведутся споры относительно того, оправдан или не оправдан этот крайний шаг. Некоторые историки считают, что достаточно было бы ограничиться отзывом из Израиля советского посла либо понизить уровень дипломатических отношений. Согласно другой версии, предложение о разрыве дипломатических отношений с Израилем было выдвинуто политбюро А. Громыко, чтобы не ввязываться в крупную военную авантюру. Громыко опасался, что в случае вовлечения Советского Союза напрямую в военные действия на Ближнем Востоке, произойдет столкновение с США, и это будет повторением Карибского ракетного кризиса.
Несомненно, что ни СССР, ни США не хотели втягивания в прямую конфронтацию из-за ближневосточных событий. Однако, если говорить о разрыве дипломатических отношений СССР с Израилем, то для Советского Союза это был скорее эффективный акт выражения солидарности с арабским миром. В Москве полагали также, что таким способом можно оказать давление на Израиль, не желавший прислушиваться к требованиям и выполнять решения Совета Безопасности ООН.
В целом официальном советский подход к ближневосточному урегулированию окончательно сформировался к концу 60-х годов, включив в себя три фундаментальных положения. Первое касалось требования вывода израильских войск с оккупированных в ходе июньской войны 1967г. арабских территорий. Это же положение содержала историческая резолюция Совета Безопасности ООН 242 от 22 ноября 1967г., которая имела немалое значение как основа территориального урегулирования арабо-израильского конфликта. Второе положение заключалось в требовании предоставить арабскому народу палестины возможность осуществить его неотъемлемые национальные права, включая право на самоопределение. Третий компонент советского подхода к ближневосточному урегулированию предполагал право всех государств Ближнего Востока, включая будущее палестинское государство и Израиль, за независимое существование и свободное развитие.
В годы перестройки и общей либерализации советского режима советско-израильские отношения меняются в лучшую сторону. Советские евреи получили право на свободную эмиграцию из страны. В июле 1987г. в Израиле начала работать советская консульская миссия, занимавшаяся выдачей виз, а также проблемами российской собственности в Палестине. СССР принял помощь Израиля после чернобыльской трагедии и после землетрясения в Армении 1988 г.
После распада СССР российско-израильские отношения, по оценкам обеих сторон, стали «стабильными и достаточно дружественными». Важным фактором их развития является наличие в Израиле значительной общины выходцев из бывшего СССР, часть из которых имеют российское гражданство.
§ 2. Россия и Израиль на современном этапе
Расширение экономического сотрудничества Государства Израиль и Российской Федерацией связано с именем Авигдора Либермана. В 1992 году Либерман становится генеральным секретарем «Ликуд».
Либерман ратовал за развитие отношений вовсе не потому, что он очень любит Россию, он любит Израиль и понимает, что развитие системы отношений с Россией отвечает его интереса. Так идея одного из самых масштабных совместных проектов – идея газопровода Россия-Турция- Израиль принадлежит Авигдору Либерману. В июне 1997 г. между министром национальной инфраструктуры А.Шароном, премьер-министром В.С.Черномырдиным и председателем РАО «Газпром» были проведены переговоры в Москве относительно поставок российского природного газа в Израиль. Также в рамках этой программы 7 июля 1997 г. в Израиль прибыла группа экспертов российского концерна «Газпром». Эта группа определила стоимость газа, который будет поставляться еврейскому государству в рамках контракта между Россией и Израилем до 2000 года. Так же в рамках этого визита обсуждалась возможность прокладки по морскому дну газопровода из России в Израиль. Все израильские эксперты однозначно подтвердили, что российский газ при своём великолепном качестве, сравнительно дешев, кроме этого Россия гарантировала Израилю отсутствие зависимости между поставками газа и политической ситуацией на Ближнем Востоке.
Нужно также отметить, что сотрудничество между Россией и Израилем стало набирать новые обороты еще с 1994г. Именно этот год можно считать началом полномасштабного развития двусторонних отношений. При официальном визите И.Рабина в Москву, была выражена обоюдная готовность продолжить работу над формированием широкой договорно-правовой базы сотрудничества. Договор о торгово-экономическом сотрудничестве [19] положил начало реальному межгосударственному сотрудничеству между Израилем и Россией. После его подписания была создана совместная российско-израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству и утверждены положения по ней. Ее первая сессия прошла в июне 1995 года в Москве. Была достигнута договоренность о сотрудничестве в области медицины и медицинской промышленности[20], агропромышленного комплекса[21], алмазного бизнеса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ[22], космических исследований и авиационной промышленности[23], телекоммуникаций, строительства объектов инфраструктуры и участия в тендерах. В 1996 году сопредседателями совместной комиссии с российской и израильской стороны были назначены соответственно председатель Государственного комитета по науке и технологиям России В.Фортов и министр промышленности и торговли Израиля Н.Щаранский. Несмотря на активное начало, работу комиссии вряд ли можно назвать интенсивной, так как вторая сессия состоялась лишь в ноябре 1997 году.[24] Причиной этому послужила обеспокоенность российской и израильской сторон за будущее торгово-экономических связей между двумя странами.
По результатам работы комиссии был подписан совместный протокол.
Главным же итогом встречи можно было считать решение израильского правительства предоставить России кредит в 50 млн. долл. для развития проектов в области технологии, сельскохозяйственной и медицинской техники, имеющих общенациональное значение.[25] На встрече также была достигнута договоренность между израильским Институтом экспорта и российским МИДом относительно постоянного обмена актуализированной бизнес информацией. Было принято решение начать работу над заключением договора о сотрудничестве в области промышленных исследований и разработок, который заменит и усилит договор о поощрении и защите инвестиций.
Заседание комиссии прошло конструктивно, о чем свидетельствует то, что на нем было положено начало многим экономическим проектам. Встрече предшествовала большая подготовительная работа. В январе 1997 года в Москве были проведены переговоры с израильской делегацией во главе с Н.Щаранским по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Во время визита были подписаны два соглашения: с Российским союзом промышленников и предпринимателей и между Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом (ВНИКИ) и Израильским институтом экспорта.
Состоялись встречи бизнесменов двух стран, в том числе занимающихся алмазным бизнесом. Н.Щаранский заявил на пресс-конференции, что российские и израильские производители и обработчики алмазов установили «независимые контакты» и обсудили перспективы своих отношений с корпорацией «ДеБирс».[26]
Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве, нельзя не упомянуть о высших органах законодательной власти двух стран – Государственной Думе и Кнессете, ведь именно через них проходят законы о сотрудничестве между двумя странами.
В России в 1994 г. была впервые сформирована специальная депутатская группа по связям с Кнессетом. В ее состав вошли 20 человек, что свидетельствовало о большом интересе к Израилю. В Кнессете аналогичная комиссия по связям с нашим парламентом существовала до этого уже три года. Ее возглавлял Рафаэль Эйтан.
После выборов в Думу в 1996 г. Российская комиссия сохранилась, но ее численность сократилась до восьми человек. Ее координатором был избран П. Шелищ. эта комиссия установила тесные отношения с израильским посольством в Москве. Посол Израиля Ализа Шенхар приветствовала инициативу комиссии активно сотрудничать с Кнессетом. Комиссией был обозначен ряд наиболее интересных для России областей сотрудничества с Израилем:
1. заимствование опыта государственной и общественной поддержки социально-экономической адаптации новых репатриантов в израильское общество, в особенности детей и людей пенсионного возраста;
2. социальная защита пожилых людей;
3. заимствование опыта израильских центров по разработке новых технологий и организация их сотрудничества с российскими инновационными фирмами;
4. содействие израильских фирм в деле привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики;