Разоружение приведет к переводу ряда отраслей экономики на производство необходимых потребительских товаров и услуг. Следовательно, оно будет способствовать совершенствованию структуры национальных экономик мирового хозяйства, сглаживанию имеющихся диспропорций. В процессе разоружения экономика будет развиваться без прямых потерь, обусловленных стремлением преодолеть узкие рамки рынков товаров гражданского потребления за счет чрезмерного расширения военного производства.
Не вызывает сомнения, что основные направления и возможности увеличения производства гражданской продукции взамен военной будут определяться прежде всего исходным уровнем милитаризации той или иной страны.
Проблема разоружения тесно связана и с иными глобальными проблемами, в том числе и в системе «человек-природа»,под которой понимается сохранение среды обитания человека. В основе глобального противоречия «человек-природа» находятся, по крайней мере, два ведущих фактора — техногенная и постоянная тенденция роста народонаселения. Оба фактора ведут к неуклонному расширению потребления природных ресурсов, что, с одной стороны, обостряет проблему их истощения, а с другой — проблему утилизации отходов производства и потребления.
Сегодня общество вынуждено постоянно увеличивать ту долю в распределении дохода, которая компенсирует затраты на извлечение ресурсов и охрану среды обитания человека, что ведет в свою очередь к относительному ограничению темпов экономического роста. Высвобождение колоссальных средств из сферы милитаризации и направление их на решение экологических проблем является одним из исходных условий не только обеспечения дальнейшего развития человечества, но и его выживания.
Очевидно, что используемые ныне минеральные ресурсы не безграничны. Так, ранее богатые месторождения в ряде стран выбраны до предела или близки к истощению. Что касается энергопроизводства, с учетом сохранения современных темпов его развития, то все основные виды используемых в настоящее время ресурсов, по мнению большинства исследователей, будут истрачены через 100 с небольшим лет, т.е. в начале XXII века. Не менее напряженная ситуация сложилась и с водными ресурсами.
В то же время, говоря о предельном дефиците природных ресурсов, не следует забывать о том, что человечество вовлекло в хозяйственный оборот меньшую часть ресурсного потенциала планеты. К этому следует добавить, что имеются и реальные резервы сбережения используемых ныне ресурсов. Так, например, современные технологии позволяют извлекать не более 30—40% имеющихся запасов нефти из месторождений, а коэффициент полезного использования добытых энергетических ресурсов ограничен 30—35%.
Проблемы народонаселенияприобрели в XX в. глобальный характер, так как складывающаяся демографическая ситуация во многом влияет на перспективы экономического, социального развития, на расстановку политических сил не только в национальном, региональном, но и мировом масштабе. Достаточно сказать, что две мировые войны велись, как и прежде региональные войны, прежде всего за среду обитания человека (территории, ресурсы), преследовали цель уничтожения части народонаселения. Динамика народонаселения, кроме того, не только испытывает влияние социальных, культурных и экономических факторов, но и непосредственно воздействует на них.
Прирост населения в развивающихся странах в первой половине 90-х годов был в пять раз выше, чем в промышленно развитых (1,9% и 0,4%). В то же время наибольшие темпы прироста населения сохраняются в странах Среднего Востока и Африки (2,2% в 1950-1955 гг. и 2,8% в 1990-1995 гг.), относительно высокие темпы наблюдаются также в странах Латинской Америки. Несмотря на региональные различия, сохраняется тенденция общего роста народонаселения, которая естественным образом воздействует на расширение воспроизводства, что в свою очередь подразумевает вовлечение все большего объема природных благ. Это ускоряет обострение проблемы нехватки, истощения природных ресурсов и утилизации отходов производства и потребления.
Рост народонаселения ведет также к сокращению важнейшего ресурса — сельскохозяйственных земель.Так, из 149 млн. кв. км суши пригодными для обработки считаются лишь 45 млн. кв. км, из которых в настоящее время культивируется менее 1/3 (т.е. менее 15 млн. кв. км). По некоторым расчетам, при нынешних методах обработки земель можно обеспечить потребности в продовольствии максимально 10 млрд. человек. Этот предел численности может быть достигнут в течение ближайших 30—40 лет.
Также как и вотношении прочих ресурсов, в более рациональном использовании сельскохозяйственных земель имеются немалые потенции. Об этом говорят итоги «зеленой революции» 50—70-х годов, когда, например, производство зерновых увеличилось в 2,5 раза, а также развитие в последнее время производства генетически модифицированных продуктов. Тем не менее, с начала 80-х достигнутые темпы прироста урожайности стали резко падать. Это связано не столько с отсутствием принципиально новых технологий в производстве зерновых культур, сколько с истощением почвы и тенденции к выбыванию земель из оборота в результате загрязнения окружающей среды.
Природа способна создавать 1 см чернозема в течение 300 лет, в то время как человек способен промотать это естественное благо со скоростью 1 см в три года, омертвляя почву засолением, химикатами, опосредованным воздействием промышленного производства и т.д.
Например, ежегодно в атмосферу выбрасывается около 5 млрд. т только углекислого газа, т.е. по тонне на каждого жителя планеты. Загрязнение ряда территорий токсичными стоками сверх допустимых норм наносит ощутимый социальный и экономический ущерб. Об остроте проблемы говорит сравнительно новое социальное явление - увеличение потока эмигрантов из особо неблагополучных в экологическом отношении зон, где наблюдается многократный рост заболеваемости, высока смертность и т.д. Если же тенденция роста загрязнения окружающей среды сохранится, может произойти глобальная катастрофа, связанная с потеплением климата планеты (парниковый эффект).
Остановить этот процесс, попробовать разрешить комплекс глобальных проблем под силу только современному интегрированномуобществу. Оно должно выработать кардинальные меры по преодолению грозных для мировой цивилизации явлений. К настоящему моменту мировым сообществом накоплен опыт совместных действий в решении глобальных проблем, возникла и развивается разветвленная структура международных, межгосударственных и общественных институтов, призванных координировать совместные действия. Это дает основания полагать, что человечество способно справиться с комплексом глобальных проблем в будущем.
Глобализация как процесс чрезвычайно емка. Мировая экономическая история не знает до сих пор столь масштабного экономического явления со слабо предсказуемыми последствиями. Она касается всех сфер и сторон жизни человека и общества.
Прежде всего, как нам представляется, главным фактором глобализации выступал и продолжает это делать научно технический прогресс, обеспечивший создание компьютерных и телекоммуникационных сетей.Они не имеют национальных границ и связывают различных субъектов, находящихся в разных частях мира.
Первые тенденции глобализации возникли примерно к середине 1970-х гг. История кризисов имела в этом существенное значение. Однако магистральными направлениями глобализации стали три революции, которые были инициированы как раз в этот период в развитых промышленных странах Запада, это:
- информационная (научно-техническая, технологическая революция);
- зеленая революция (экологический фактор и ресурсосбережение);
- социальная революция (вызвана новыми медицинскими технологиями, усилением социальной защиты, наращиванием инвестиций в человека — новым социальным стандартом жизни).
В работе выделяют три определяющих механизма глобализации:
4) научно-технологический прогресс;
5) политико-культурная экспансия;
6) экономико-институциональная экспансия.
Глобализация сама по себе, как исторический процесс, не представляет какой-либо угрозы. Действительно, экономисты и историки не могут дать точной оценки событию, пока оно не произошло. Будущее ими может оцениваться только по состоявшимся ранее действиям, процессам, явлениям. Это составляет характеристическую черту методологии названных наук.
Глобализация относится к тем явлениям, которые могут идентифицироваться по вводимым критериям, но, согласно имеющимся представлениям об этом процессе, совершенно остается открытым вопрос относительно срока его окончания, да и вообще, видимо, можно ставить проблему так, что этот процесс представляется уникальным в силу перманентной динамики.
Иными словами, вряд ли уместно ставить вопрос насчет срока его завершения, так как глобализация, стоит предположить, будет развиваться то убыстряющимся, то замедляющимся темпом. В конце концов, данный процесс войдет в стадию насыщения, т.е. достигнет некоего предела, причем научно обосновать этот предел хотя и сложно, но возможно, если подчинить данный вид процесса логике, которой, как известно, подвержены процессы, связанные с обработкой информации, получением нового знания и технологий, демографические процессы и т.д.
В работе так же рассматривается такое понятие как глобальный эксцесс.
Под глобальным эксцессом будем понимать крайнее проявление каких-либо действий, невоздержанность, излишество, острое столкновение интересов с вытекающими нарушениями в области экономических отношений национального и международного характера.
Отношение к глобализации у людей, тем более обладающих необходимым уровнем профессиональной подготовки, должно быть как к неотвратимому историческому феномену, имеющему под собой объективную основу. Отрицательные оценки касаются в основном дирижистского характера глобализации, когда какие-то группы стран получают от управления этим процессом незаработанные выгоды либо лишают другие страны возможности приобретения подобных выгод.