Российско-иранским сближением обеспокоены США. Они хотели бы оторвать от России крупного потенциального партнера в этом регионе. В 1997 г. Зб. Бжезинский писал, что США должны осуществить резкий поворот в сторону Ирана. При этом особо выделялась важность поддержки строительства трубопроводов из Азербайджана и Туркменистана через территорию Ирана в целях полного вытеснения России из Центральной Азии и Закавказья.
Сейчас Тегеран и Вашингтон делают попытки сближения, и российско-иранские отношения могут потерять свою ценность для ИРИ. Для этого есть много причин. Среди них О.Рой называет, во-первых, то, что новое значение обретает Каспийское море, в районе которого открывают все новые месторождения нефти и газа. Притом влияние России в центральноазиатском регионе и на Каспии сокращается, а западное и, особенно, американское проникновение в регион только усиливается18. Кроме того, американские санкции препятствуют Ирану в полной мере использовать свои возможности на Каспийском море.
Автору настоящей статьи основной причиной возможного сближения Ирана и США на данном направлении видится именно ослабление позиций России в центральноазиатском регионе. Если РФ настроена остаться в Центральной Азии, о чем свидетельствует активизация ее внешней политики на этом направлении в последнее время, Иран, вероятно, не проявит реальной заинтересованности во взаимодействии здесь с США. Активизация внешней политики России в центральноазиатском регионе, о чем свидетельствует расширение политических контактов, в том числе на высшем уровне, в последнее время соответствует ее национальным интересам и, вероятно, будет способствовать углублению взаимодействия с Ираном.
Таким образом, отношения России с центральноазиатскими странами и Ираном в значительной степени зависят от ее собственного геополитического и экономического могущества и активности в регионе. России необходимо проводить на центральноазиатском направлении активную внешнюю политику, чтобы сохранить существующие позиции и, возможно, в перспективе вернуть утраченные. В противном случае Россия может окончательно потерять возможность оказывать влияние на ситуацию в регионе, что негативно отразится на ее внутреннем экономическом и политическом положении, приведет к возникновению новых проблем, создаст угрозу российской безопасности.
Литература
1Shaffer B. Epilogue // Central Asia meets the Middle East. – L., 1998. – С. 232.
2Скляров Л. Россия и Иран в 90-е годы: Новый этап взаимоотношений // ИРИ в 90-е годы. – М., 1998. – С. 49.
3Shaffer B. Epilogue, с. 233.
4БжезинскийЗб.Великая шахматная доска. – М., 1999. – С. 179
5Рой, Оливер. Новая политическая география Центральной Азии // Аму-Дарья. – 1999. – № 2. – С. 69.
6Kazemi F., Ajdari Z. Etnicity, identity and politics // Central Asia meets the Middle East. – L., 1998. – С. 60.
7Хрусталев М. Центральная Азия во внешней политике России. – М., 1994. – С. 15.
8Бжезинский Зб. Великая шахматная доска, с. 164.
9Fuller G. The impact of Central Asia on the 'new Middle East' // Central Asia meets the Middle East. – L., 1998. – С. 226.
10 См.: Мохаммад-Реза Малеки. Турецко-израильские отношения и их влияние на Центральную АзиюиКавказ // Аму-Дарья. – 1999. – № 2. – С. 37-54.
11Fuller G. The impact of Central Asia on the 'new Middle East', с. 222.
12Бжезинский Зб. Великая шахматная доска, с. 166.
13 Там же, с. 174.
14Roy, Oliver.Iran's foreign policy towards Central Asia. – N.Y., 1999. – С. 9.
15Санаи М. Взаимоотношения Ирана и стран Центральной Азии. – Алматы, 1997. – С. 61.
16 Скляров Л. Россия и Иран в 90-е годы: Новый этап взаимоотношений, с. 43.
17 Пятый ирано-российский круглый стол. Репортажи // Аму-Дарья. – 1999. – № 2. – С. 115-116.
18Roy, Oliver.Iran's foreign policy towards Central Asia, с. 6.