3.2. «Ползучая» оккупация японцев на «северных территориях».
С 1992г. начались безвизовые поездки жителей Японии, включая бывших жителей островов, и постоянно проживающих на островах россиян. С 1998г. японцы бесплатно обучают жителей Южных Курил японскому языку. На это в госбюджете Страны восходящего солнца только на 1998г. было выделено более 3,5 млн. долл. Курсы японского языка на островах будут ежегодно расширяться. В 1998г. японское правительство приняло очередное решение об увеличении безвизового обмена. Значит, число желающих побывать и поселиться на «спорных» островах все возрастает. Японцы реконструируют старые дороги и строят новые автодороги, порты, линии связи на всех четырех островах. Таковы очевидные последствия идеи, выдвинутой экс – министром иностранных дел РФ Е. Примаковым о «совместной экономической деятельности на четырех островах». Не продумано было очень много вопросов по наполнению конкретным содержанием этого предложения. В частности, остаются проблемы контроля за выловом морепродуктов, суверенитета островов, хозяйственной деятельности японцев на Южных Курилах.
Итак, пользуясь ослаблением России, Япония усилила давление на нее. Помогают ей в решении вопроса «северных территорий» и некоторые страны «большой восьмерки». Так, бывший президент США Дж. Буш – старший периодически «воздействовал» на экс – президента РФ Б. Ельцина в пользу передачи Японии четырёх Курильских островов. Если каким-либо образом эти острова перейдут Японии, то весь российский Тихоокеанский флот окажется отрезанным от океанов, так как другие проливы для тяжелых надводных и подводных крейсеров непригодны для плавания. Силовое решение проблем островов даст «плохие всходы» в будущем. Два великих соседских государства будут, по сути, противостоять друг другу.
Японцы ищут адвокатов, поддерживающих их интересы, не только в США, Англии, но даже в России. Было немало ходатайств за интересы Страны восходящего солнца среди российских политиков, ученых, журналистов. Однако опросы общественного мнения показывают, что большинство населения России не настроено на передачу островов Японии. Передача островов, пролитых кровью русских моряков, означала бы создание прецедента для других нарушений Ялтинских соглашений, для пересмотра границ в Азии и Европе, в результате чего ухудшалось бы геополитическое положение России. Кроме того, она бы лишилась четырех незамерзающих проливов, имеющих для РФ большое стратегическое значение, были бы потерянны значительные запасы полезных ископаемых, а также район Южных Курил – один из важнейших рыбохозяйственных районов, где добывается более 15% российского общего вылова морепродуктов. Стоимость годовой продукции, получаемой только рыбной промышленностью на Южных Курилах, превышает 1 млрд. долл. США. Это хорошо понимала наши предки. Еще в 1727г. в докладе Сената Екатерины I говорилось, что Курилы «к содержанию и владению под российской державой нетрудные».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношения между Россией и Японией в XX в. были достаточно сложными. Годы войны и напряженные отношения сменялись мирными, более спокойными периодами, когда налаживались и развивались торговые и экономические отношения. На рубеже двух веков необходимо говорить о восстановлении нормальных отношений на условиях доверия и взаимопонимания.
Для этого необходимо решить три ключевые проблемы российско-японских отношений: первая - «северные территории», вторая – экономическая, третья – военно – политическая и геополитическая.
Главным препятствием на пути открытого и полезного для обеих стран развития сотрудничества, с японской стороны является вопрос о «северных территориях», где живут российские люди, и острова с давних пор принадлежат России. Стабильность и хорошие двусторонние политические отношения японское правительство всегда ставило в зависимость от территориальных претензий к России. По решению проблемы «северных территорий» бывший премьер - министр Японии публично заявил: «Мы не будем переносить эту проблему на плечи наших детей и внуков». Его уверенность базируется на том, что 13 октября 1993г. президент РФ Б.Ельцин и японский премьер-министр подписали Токийскую декларацию о «законности и справедливости» территориального диспута «по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».
И все же шлейф территориального вопроса растянулся на долгие годы, плоть до сегодняшнего дня. Японцы четко дают понять, что без решения данного вопроса не возможен разговор о заключении мирного договора между РФ и Японией. Так, в частности, газета «Санкей симбун» в своей передовой статье от 11 апреля 2000г. подчеркивала: «Следует обратить внимание В. Путина на то, что без разрешения территориальной проблемы между Японией и Россией не могут родиться отношения подлинной дружбы. … Необходимо отвергнуть заключение мирного договора без одновременного решения территориальной проблемы».
В сложившейся геополитической обстановке российско-японских отношений касаемо решения вопроса «северных территорий», есть и вторая сторона медали. По мнению российского эксперта Г. Кунадзе, парадоксальность ситуации заключается в том, что, призывая к переговорам о пограничном размежевании, японская сторона, прежде всего МИД, «в сущности, к ним не готова». «Переговоры, - отмечает Г. Кунадзе, - это соревнование сторон, т.е. процесс потерь и приобретений. Не допуская потерь, Япония вряд ли может что-то приобрести». Поэтому, считает автор, правомерно поставить вопрос об истинности намерений японской стороны – качественно новые партнерские отношения с Россией или решение территориального вопроса на собственных условиях. «Если верно последнее, - подчеркивает Г. Кунадзе, - то у российского правительства появляются серьезные основания для того, чтобы максимально отсрочить решение указанной проблемы и таким образом сохранить у Японии единственную мотивацию к развитию связей с Россией».
Вторая проблема российско-японских взаимоотношений – экономическая. Причин для этого много. Одной из них является внутриэкономическая ситуация стран и их внешнеэкономическая стратегия в отношении друг друга.
При анализе факторов развития двусторонних экономических отношений приходится делать вывод о том, что для позитивных сдвигов еще не создана прочная экономическая и правовая база и все благоприятные прогнозы строятся, в большей мере, на основе благих пожеланий и политических планов, которые пока не носят конкретного характера. Реальные же факты свидетельствуют о нижеследующем. Не использование действительно существующего потенциала экономического взаимодействия обусловлено реальным состоянием России и Японии, которые находятся на разных стадиях экономического и технологического развития: Япония – на переходном этапе к постиндустриальному обществу, Россия – в весьма медленном темпе движется к созданию основ рыночной экономики. По объему ВНП Япония опережает Россию более чем в 5 раз. Во внешнеторговом обороте Японии доля России составляет немногим более 1% (18-е место после Малайзии, Таиланда, Индонезии). Даже в сырьевом обеспечении Японии доля России составляет менее 1% по стоимости. Ни по одной из статей импорта и экспорта Японии Россия не занимает существенных позиций за исключением редкоземельных металлов, таких как платина, палладий, отчасти золото. В равной мере в качестве экспортного рынка Россия не соответствует потенциальным экспортным возможностям Японии.
Так же немаловажной проблемой в экономических отношениях России и Японии является инвестиционно-промышленное сотрудничество. Японская сторона стремится укреплять не всякие, а строго определенные экономические отношения: прежде всего японский премьер стоит за «диалог между Японией и Россией об освоении энергетических ресурсов» в Сибири и на Дальнем Востоке. В настоящее время в РФ действует 380 совместных предприятий, из них 300 – на Дальнем Востоке. Конечно, основное в проекте освоения энергоресурсов не объем, а соблюдение взаимовыгодного характера сотрудничества. Но этого-то как раз и нет. России отводится роль сырьевого придатка – статус колониальной страны. Контроль над энергетическими проектами японцы стремятся оставить в своих руках, а добываемые энергоносители намериваются ориентировать на экспорт. РФ же важнее пустить энергоресурсы на развитие Сибири и Дальнего Востока.
Третья проблема российско-японских отношений тесно связана с расширением НАТО на Восток. Японо-американский альянс в конце XX в. значительно увеличил свою активность на Востоке. В июне 1997г. был опубликован документ «Основные направления японо-американского сотрудничества в области обороны». В нем речь идет, по существу, не об обороне Японии, а о совместных американо-японских военных действиях в «прилегающих» к ней обширных регионах, например о высадке «на Корейском полуострове, находящемся в состоянии войны» (причем высадка при поддержке Японии), дополнительных американских войск или об американо-японской кооперации «во взламывании блокады против Тайваня». Предусматривается также американо-японское сотрудничество в деле «урегулирования территориальных споров» в регионе. Если перевести язык дипломатии на разговорный, это означает, что США и Япония совместно готовы взять у России все, что считают нужным, а не только Южные Курилы.
Российско-японские отношения на старте XXI столетия находятся не в простом состоянии. С одной стороны нельзя не признать всех результатов, достигнутых за последние годы. С другой – существуют объективные и субъективные обстоятельства, которые снижают значимость достигнутого. Эти обстоятельства в целом ряде случаев несут на себе отражение ментальности периода холодной войны у обеих сторон. Японская сторона продолжает опасаться, что России, кроме японской экономической помощи и инвестиций ничего не нужно. В свою очередь, российская сторона укрепляется в своих опасениях, что Японии от России ничего не нужно, кроме «северных территорий». Отсутствие достаточного доверия, усугубленное сложностью современной международной обстановки, мешает, и РФ и Японии оценить по достоинству перспективы качественно новых двусторонних отношений, согласится с ценой, которую необходимо заплатить за это качество. Отсутствие всеобъемлющей атмосферы взаимопонимания на национальном уровне позволяют политикам и чиновникам сосредоточивать вопросы двусторонних отношений в собственных руках. В условиях такой реальности, имеющей обоюдный характер, представляется оптимальным направить усилия на сохранение всего позитивного, что достигнутое последние годы, и постепенное продвижение вперед. Залог успешного и всестороннего развития российско-японских отношений заключается в качественно новом подходе сторон к определению приоритетов их внешней политики, национальной безопасности и национальных интересов во благо народов двух стран, во имя процветания России и Японии.
СПИСОК ИССПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баланин В. К 100-летию японо-русской войны (1904-05): урок для современных политиков. 2002г. Москва.
2. Балакин И. История войн XX в.//Причины и последствия русско-японской войны 1904-05гг. 2000г. Екатеринбург.
3. «Новейшая история» №6 // Причины и последствия Руссо-японсой войны 1904-1905гг.
4. Я.А. Шулатов. «Власть и управление на востоке России».// политическая борьба по вопросам дальневосточной политики. 1999г. Москва.
5. «Проблемы дальнего востока» №4 // Российско-японские отношения: некоторые итоги и перспективы на старте XXI столетия. В.Павленко, А.Шлындов. 2000г.
6. Нартов. Геополитика. Москва. 2001г.