Таблица 1
Реактор | Тип | Мощность | Построен | Эксплуатируется |
Laguna Verde-1 | BWR | 654 МВт | 01 октября 1976 | 29 июля 1990 |
Laguna Verde-2 | BWR | 654 МВт | 01 июня 1977 | 10 апреля 1995 |
В Мексике нет предприятий, способных обслуживать реакторы, поэтому основное оборудование закупается за рубежом. Изначально, основным конструктором-проектировщиком первого блока была американская компания EBASCO. Впоследствии конструкцией и обслуживанием второго блока, а затем и первого занималась Мекcиканская Федеральная Комиссия по Электричеству (Comisión Federal de Electricidad(CFE)) при поддержке EBASCO и GeneralElectric.
АЭС LagunaVerde принадлежит CFE, все операции и обслуживание производит персонал Комиссии, в прошлом обучавшийся на аналогичных объектах в Испании и США. Теперь же вся подготовка кадров происходит на симуляторах, установленных непосредственно на территории АЭС.
Программа развития ядерной энергетики пользуется поддержкой на самом высоком государственном уровне. В первую очередь необходимо снизить зависимость от натурального газа, а также сократить выброс в атмосферу углерода, т.к. энергетическая политика страны требует увеличения доли выработки энергии без вредных выбросов в атмосферу с 27% до 35%. В мае 2010 года CFE предложила, по крайней мере, 4 сценария увеличения доли ядерной энергетики с 2019-2028 годы: от перевода энергетического производства на электростанции, работающие на угле, чтобы удовлетворить экологические требования, до максимального снижения выбросов углерода путем развития ядерной энергетики и использования энергии ветра. Самый агрессивный сценарий CFE подразумевает строительство порядка 10ти АЭС, которые к 2028 году должны будут покрыть около четверти потребности Мексики в электроэнергии, что позволит оставить выбросы углерода от действий электростанций на уровне 2008 года, вне зависимости от прогнозов по увеличению спроса на электроэнергию в стране. Изначально этот сценарий включал в себя строительство к 2015 году 1 АЭС, а к 2025 ещё семь, чтобы доля ядерной энергетики составила 12%. После изучения стоимости производства было выяснено, что цены на производство электроэнергии на АЭС могут вполне конкурировать с ТЭС (4 цента/КВт).
ININ предлагала построить АЭС, состоящую из трех реакторов типа IRIS, которые использовали бы поток морской воды для охлаждения и опреснения. Семь опреснительных модулей на этих реакторах с помощью экзосмоса[13] могли бы производить 140,000
питьевой воды и 840 МВт в день.Топливный цикл
Мексика не производит уран в связи с его невысокой ценой на мировом рынке. В ближайшие годы уран для реакторов LagunaVerde планируется покупать на мировом рынке сырья, т.к. страна пока не строит планов по локальному производству урана. В Мексике было обнаружено месторождение в 2000 тонн, однако разработка этого месторождения слишком дорога для страны.
Уран покупается в виде гексафторида или в обогащенном виде, который впоследствии переводится в гексафторид (UF6) на заводе по конверсии урана Comurhex во Франции по долгосрочному контракту.
Обогащение производит Департамент Энергетики США также по долгосрочному контракту. Топливо производится в Америке компанией GeneralElectric.
Опытная установка по производству топлива эксплуатируется в Национальном Ядерном Исследовательском Институте, используя технологии, разработанные GeneralElectric. Эта установка производит до 20ти агрегатов для реакторов LagunaVerde в год. Тем не менее, спустя несколько лет работы и производства топлива, завод, вероятно, закроют в связи с экономической невыгодностью производства топлива в данных масштабах. Отработанное ядерное топливо хранится в резервуарах реактора, которые были специально реконструированы с целью увеличить их изначальную вместимость для того, чтобы они вместить все топливо, которое будет переработано за весь эксплуатационный период установки. Это позволяет Мексики выиграть время для принятия дальнейших решений, которые зависят от будущих изменений в ценах на уран и его доступности, расширения мексиканской ядерной программы и разработку новых технологий.
Кроме того, в Мексике существует хранилище для всех видов обогащенного отработанного топлива и на медицинских и на промышленных предприятиях. Однако в ближайшем будущем планируется закрыть хранилище для избегания социальных проблем, связанных с увеличением количества населения вблизи с хранилищем.
Высокообогащенное топливо, отработанное на LagunaVerde, хранится внутри АЭС. Средне- и низкообогащенное отработанное на реакторах топливо складируется в хранилище «с тремя перегородками» по французской технологии. Хранилище способно вместить все отходы, произведенные реакторами за весь их эксплуатационный период и также может вместить отходы с медицинских и промышленных предприятий страны.
По мексиканскому законодательству, ядерное топливо является собственностью государства и находится под контролем CNSNS.
С тех пор, как Министерство Энергетики поглотило компанию URAMEX, на нем лежит ответственность за поиски месторождений урана в стране. Департамент Разведки Минеральных Ресурсов Министерства Энергетики обнаружил около 2000 тонн урана, но эти залежи до сих пор ещё не были разработаны. В 1960 в VillaAldana, штат Chihuahua работал завод по извлечению урана из земли, но в данный момент он списан в резерв.
Отработанное ядерное топливо с АЭС LagunaVerde помещается в подводные контейнеры, которые были реконструированы для вмещения всего топливо, которое будет отработано за время эксплуатационного периода завода. К 2003 году в резервуарах находилось около 1000 тонн отработанного топлива. Сюда же поступают и отходы с исследовательских реакторов.
Акт 1984 года о ядерной деятельности объявлял правительство, по средствам Министерства Энергетики, ответственным за использование и развитие ядерной энергетики и ядерных технологий, в соответствии с национальной политикой по энергетике.
CNSNS[14] – это полуавтономный орган под управлением Министерства Энергетики, который играет роль регулятора. CNSNS отвечает за правильное использование устава и ядерную безопасность, а также за физический контроль ядерных и радиологических установок, в целях обеспечения общественной безопасности. Также CNSNS отвечает за месторасположение и строительство ядерных объектов. У Комиссии имеет право продлевать истекшие лицензии ядерных объектов, которые выдаются с одобрения Министерства Энергетики.
Основным исследовательским органом в Мексике является Национальный Ядерный Исследовательский Институт (NationalNuclearResearchInstitute (NNRI)). На территории института с 1968 года действует исследовательский реактор Triga.
В 1995 году был подписан договор о сотрудничестве в ядерной области между Мексикой и Канадой. Договор предполагает обмен информацией в области НИОКР, здравоохранения, безопасности, урегулирования чрезвычайных ситуаций и защиты окружающей среды. Договор также предусматривает сотрудничество при транспортировке ядерных материалов, оборудования, в области технологий и технического обслуживания.
Глава 4. Тенденции развития
Латинская Америка задумывается о мирном атоме. Рост цен на углеводороды и стремление к энергонезависимости заставляет региональные государства - от Бразилии и Аргентины до Суринама - вернуться в 80-ые годы и вновь обратить свой взор на атомную энергетику.
Латинская Америка не богата на АЭС - всего в этом регионе работает 6 атомных блоков (по 2 в Бразилии, Аргентине и Мексике). Все три страны-владельца лелеют надежды на расширение ядерных программ. Так, президент Бразилии Лула да Сильва собирается достроить заброшенный в своё время за ненадобностью атомный энергоблок "Ангра-3". Вслед за этим, могут последовать новые реакторы и даже собственная атомная подводная лодка.
В соседней Аргентине выделяют средства на достройку готового на 80% блока "Атуча-2". В Мексике говорят о целесообразности модернизации станции "Лагуна Верде" с форсированием её мощности на 20%. К клубу атомщиков готова присоединиться Чили, страдающая от нехватки природного газа. Удивительно, но атомные планы вынашивает даже Суринам, где амбициозные бизнесмены хотели бы приобрести небольшой газоохлаждаемый высокотемпературный реактор нового поколения.
Обстоятельства вынуждают латиноамериканцев действовать во многом самостоятельно. Германский концерн "Сименс", начинавший сооружать блок "Атуча-2" в 1981 году, в наши дни полностью вышел из атомного бизнеса. Инженерам из аргентинской компании "NucleoelectricaArgentinaSA" придётся взять ответственность за достройку блока на себя. Надо отметить, что подобная перспектива их пока никак не смущает, атомщики Аргентины полностью уверены в своих силах.
Но излишняя самостоятельность может оказаться для региона опасной и экономически невыгодной. В атомной энергетике проведена невидимая на первый взгляд граница, переход которой потребует немалых затрат и способен создать крупный международный скандал. Эта граница проходит между реакторами и ядерным топливным циклом, в особенности, обогащением урана.
Урановые чёрные ходы в ДНЯО
Долгие годы контроль за распространением ядерного оружия осуществлялся неформально, путём надзора со стороны двух "больших братьев" (СССР и США). В конце 60-ых годов ведущие мировые державы договорились положить конец подобной практике и заключили так называемый "договор ДНЯО" (nuclearnon-proliferationtreaty, NPT). По условиям договора, только пять государств получили статус обладателей ядерного оружия, а всем остальным странам было запрещено производить или приобретать ядерные взрывные устройства в обмен на помощь в развитии гражданского атомного сектора.
Естественно, что многие с первых же дней назвали ДНЯО дискриминационным соглашением. Чтобы заманить в ряды его участников как можно больше государств, создатели договора пошли на ухищрения. В ДНЯО не приводится чёткого определения для понятия "обладание ядерным оружием". В 1969 году советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер писал: "Договор намеренно оставляет неопределённой позицию таких государств... которые в настоящее время могут уже произвести ядерное оружие, однако не взорвали его... Каждой такой нации была оставлена возможность дать собственное определение, что означает термин "производить".