В европейских политических кругах, а в дальнейшем и в США, стали опасаться задавать импульсы к развитию ГУАМ, так как это могло привести к неоправданно высокой конфронтации в регионе, к неуправляемости ряда процессов. В настоящее время в Европе весьма насторожено относятся к ГУАМ как к несостоявшейся организации. Попытки Польши и Румынии принять участие в ГУАМ, что было, несомненно, инициировано США и Германией, вызвали сильную озабоченность, поскольку Польша является членом НАТО, а Румыния – вероятный кандидат в блок. Вместе с тем, в европейских политических кругах всегда считали, что участие Турции в ГУАМ приведет к сильной политизации и конфронтации на всем постсоветском пространстве. Но в США, во всяком случае при прошлой администрации, вполне допускали участие Турции в ГУАМ, хотя видимо серьезно этот вопрос никогда не стоял. Длительное время существование ГУАМ было проблематичным из-за настроений и изменений политической коньюктуры в Узбекистане, в Молдове, в Украине[4]. Следует отметить, что правящие элиты в этих странах успешно спекулировали на своем участии в ГУАМ, в частности, в отношениях с Россией. Особенно это удалось Исламу Каримову, который умело лавировал между США и Россией. Затем узбекский президент нанес сильнейшие удары по присутствию США в Центральной Азии, а ранее и по ГУАМ. Имеются основания утверждать, что в определенное время в Великобритании имелись идеи «привязки» стран ГУАМ на чеченскую проблему, что было нереальным, хотя некоторые политические и военно-политические структуры Украины непосредственно участвовали в «чеченской войне», а Грузия участвовала в политических интригах, Азербайджан же активно использовался в поставках вооружений из Турции, и боевиков из Афганистана и арабских стран. Американцы весьма настороженно отнеслись к идее использования ГУАМ в качестве инструментария для поддержки разрушительных тенденций в Чечне, но не собирались ограничивать антироссийскую направленность стран блока по другим направлениям. Видимо, США, как несущие главную ответственность за судьбу этого блока, считали, что совместная деятельность стран ГУАМ по Чечне слишком рискована.
До конца 2008 года должно стать ясно, какое решение примут США по ГУАМ. Скорее всего, эта организация в понимании американцев будет отнесена к категории «второстепенных» организаций. Возможно и другое. США будут поддерживать ГУАМ в бездеятельном состоянии, сохранив его для будущего, имея в виду преемственность в американской внешней политике по некоторым вопросам. Следует обратить внимание, что поддержка США воспринимается странами ГУАМ как сигнал и одобрение к некоторым действиям, что, возможно, вызывает раздражение американцев. Например, столь масштабный шаг как обращение стран ГУАМ в СБ ООН по проблемам «замороженных конфликтов», не принес реальных дивидендо, не нанес ущерба России, но внес некоторое несоответствие в политику США в отношении Азербайджана и Армении, так как их отношения рассматриваются в рамках Минской группы ОБСЕ. Это явилось неприятным побочным эффектом для США, и по ряду признаков в Вашингтоне поняли, что необходимо ограничить степень свободы для совместных внешнеполитических инициатив стран ГУАМ[5].
В настоящее время позиции США и Великобритании очень близки. Обе страны считают, что новые независимые государства должны сами себя защищать, и сами договариваться по конфликтным проблемам, а запад должен способствовать этому. С ГУАМ на Западе всегда связывались не только экономические, но и оборонные задачи. При этом нужно правильно расставить акценты. ГУАМ представлялся, прежде всего, как геоэкономический блок, выполняющий геоэкономические и коммуникационные функции и способный относительно самостоятельно решать проблемы безопасности. Но Запад предпочел наблюдать, как данные государства сталкиваются с политическими и экономическими проблемами, и не оказал им действенной помощи. В США и в Европе считали, что универсальные виды помощи в виде льготного кредитования этих стран международными финансовыми организациями вполне достаточны для их развития, становления систем обороны и безопасности, активного внутриблокового сотрудничества. ГУАМ практически был проигнорирован Западом только из-за того, что Россия, и частично другие государства, развернули пропаганду, объявив ГУАМ агрессивным блоком, направленным против них. Следует отметить, что и Армения участвовала в этой пропагандистской кампании.
До недавнего времени, ГУАМ в значительной мере был развален. Узбекистан и Азербайджан практически не участвовали в нем. Молдова также поставила вопрос о целесообразности участия в ГУАМ. Украина просто была не в состоянии участвовать в этом блоке из-за политических и экономических проблем. Стало понятным, что скорее всего ГУАМ будет еще определенное время существовать формально, пока США и Евросоюз не предпримут усилия либо по его реанимации, либо созданию новой аналогичной организации, но уже с учетом имеющегося опыта, с новой пространственной конфигурацией и новыми функциями. В целом, можно отметить, что фактический развал ГУАМ стал одним из значительных успехов российской внешней политики по отношению к новым независимым государствам[6].
Были попытки реанимации ГУАМ, вызванные, прежде всего, теми событиями в Грузии и в Украине, которые принято называть «цветными революциями». Руководители Украины и Грузии попытались форсировать процессы по поводу ГУАМ и превратить эту уже «погибшую» организацию в эффективный рычаг во внешней политике. Это было поддержано, но с некоторой сдержанностью, Молдовой и Азербайджаном. СМИ этих стран представляли деятельность ГУАМ в 2006–2007 годах новым этапом во внешней политике. В действительности, внимательное наблюдение за деятельностью ГУАМ, приводит к выводу о более скромной результативности и, скорее, декларативной сути имеющихся инициатив. Видимо, вскоре выясниться, что традиция незначительных результатов этой организации сохранится. Отмечается, что с наступлением завершения деятельности администрации Дж.Буша, деятельность ГУАМ утрачивает активность. Не исключено, что ни Госсекретаря США Кондолизу Райс, ни, тем более, ее ассистента по делам Европы и Евразии Даниэля Фрида, не очень интересует судьба ГУАМ. Проект ГУАМ возник при администрации Демократической партии и будет интересно наблюдать за тем, как отнесется к нему предположительно новая администрация США.
Представляет интерес мнение видного американского исследователя по проблемам региональной безопасности Глена Ховарда. Он отмечает, что, к сожалению, такие блоки, как ГУАМ остаются маргинальными и не действенными, и если такие альянсы, как НАТО и ЕС не очень эффективны в решении многих политических проблем, то что можно ожидать от ГУАМ, которому посвящено много времени при минимуме полученных результатов.
Заключительным этапом в процессе становления организации ГУУАМ стал Ялтинский саммит (7 июня 2001 г.), проведенный по инициативе украинского руководства. В ходе саммита по предложению Л. Кучмы на первый план было выдвинуто обсуждение «вопросов, связанных с развитием, эффективным функционированием и обеспечением безопасности инфраструктуры транспортных коммуникаций, которые проходят через территории стран-участниц ГУУАМ, включая транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия (TKACECA)» .
По итогам саммита были подписаны базовые документы, возводящие группу стран ГУУАМ в ранг региональной международной организации. Среди них следует отметить Ялтинскую хартию ГУУАМ, Конвенцию по консульским вопросам; были определены и основные направления проекта Соглашения о создании зоны свободной торговли ГУУАМ, а также дальнейшие шаги в области формирования этой организации. В частности, предусматривалось в течение 2001 - 2002 гг. реализовать утвержденный министрами иностранных дел в ноябре 2000 г. Перспективный план работы ГУУАМ, завершить подготовку Положения об Информационном офисе ГУУАМ в Киеве и разработать документ о статусе, положении и мандате наблюдателя в ГУУАМ[7].
В целом главы государств отметили, что «Ялтинский Саммит заложил основы более глубокого развития сотрудничества стран-участниц ГУУАМ»; была достигнута договоренность о проведении следующего саммита также в Ялте в 2002 г. Это, безусловно, указывает на заинтересованность украинского президента и МИДа в деятельности страны в составе организации.
В своей речи по итогам Саммита Л. Кучма отметил следующие особенности деятельности формирующейся организации и роли Украины в ее становлении и функционировании: «Полагаю, не будет преувеличением считать Ялтинский саммит этапным событием в становлении ГУУАМ […] Украина пропускает свои позиции сквозь призму интересов всех стран-участниц ГУУАМ […] ГУУАМ – это страны, сплоченные общей заинтересованностью в максимально эффективном использовании преимуществ своего географического и геополитического положения, …каждая из которых придает огромное значение укреплению своего суверенитета, защите территориальной целостности, обеспечению экономической безопасности».
Предвидя возможные двусмысленные трактовки своей речи в отношении России, Л. Кучма еще раз подчеркнул, что «в факте создания ГУУАМ и его деятельности нельзя усмотреть ни малейшей угрозы чьим-либо интересам» .
В заключении Л. Кучма еще раз акцентировал внимание прессы именно на экономической составляющей ГУУАМ, считая ее приоритетной: «…я вижу главную задачу в усилении экономической доминанты деятельности объединения». В связи с этим он определил три ближайших цели как для Украины, так и для ГУУАМ вообще[8]: