Смекни!
smekni.com

Современное состояние и перспективы развития ГУАМ (стр. 3 из 4)

1) создание условий для углубления торгово-экономического сотрудничества – создание зоны свободной торговли;

2) обеспечение максимальной отдачи от использования международных транспортных коридоров («это главная связующая нить нашего объединения», - отметил Л. Кучма)

3) обеспечение энергетической безопасности стран ГУУАМ.

Казалось бы, правы те эксперты, которые видят, вслед за Л. Кучмой, основную цель ГУУАМ именно в создании транспортного нефтегазового коридора. Однако педалирование украинским президентом этой проблемы на фоне основных тем речей других президентов, особенно Молдовы и Азербайджана, свидетельствует о неоднозначной оценке целей ГУУАМ уже в 2001 г. Так, президент Молдовы В. Воронин заявил, что для него важны именно политические дивиденды от ГУУАМ, в связи с чем он особо отметил недавние успехи молдавской дипломатии – вступление Молдовы в ВТО (8 мая 2001 г.) и присоединение к Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы (июнь 2001 г.). Для Азербайджана, которому США гарантировали осуществление доставки нефти в Европу в обход России (трасса Баку – Джейхан), тем более была важна политическая составляющая проекта ГУУАМ – поддержка интересов США на Кавказе. В не меньшей степени это касалось позиций Э. Шеварднадзе (Грузия) и И. Каримова (Узбекистан): эти лидеры ГУУАМ своим участием в данной организации стремились обрести надежную почву для дальнейших переговоров с Россией; они, ограничиваясь только участием в формировании международно-правовой базы ГУУАМ, старались определить, кто им больше предложит - Россия или США.

Результатом компромисса позиций Украины с одной стороны, Молдовы, Грузии, Азербайджана – с другой, и Узбекистана – с третьей, стало принятие ключевого документа ГУУАМ – так называемой «Ялтинской Хартии» (7 июня 2001 г.) . В ней предстояло определить баланс интересов стран ГУУАМ во внешнеполитическом, экономическом и географическом планах. Речь идет в первую очередь о том, что страны ГУУАМ, с одной стороны, ориентируются на евроатлантические структуры (особенно – на политику США), с другой стороны, состоят в СНГ, ведущим игроком которого является Россия. Этим и обусловлен тот факт, что деловыми, официальными языками ГУУАМ были объявлены английский и русский[9].

Основополагающими документами ГУУАМ были декларированы, прежде всего – Устав ООН, затем – базовые документы ОБСЕ (Хельсинкский Заключительный акт, Парижская Хартия для новой Европы, Хартия Европейской безопасности) и, наконец, собственно декларации ГУУАМ (Страсбургская, Вашингтонская и Нью-Йоркский меморандум) .

Структурно ГУУАМ копирует ОБСЕ: в п. 7 Хартии записано, что «решения в рамках ГУУАМ принимаются консенсусом» (как в рамках ОБСЕ, в противоположность ООН); в п. 6 («Организационная структура ГУУАМ») также фигурируют основные органы ОБСЕ, только под несколько измененными названиями, но с аналогичными функциями. Так, высшим органом является ежегодная встреча Глав государств (п. 6. 1); для ОБСЕ – это саммит глав государств и правительств, проводимый раз в 2 года. Предмет ведения этих встреч глав ГУУАМ аналогичен вопросам, рассматриваемым на саммитах ОБСЕ: там обсуждаются основные направления политического, экономического и гуманитарного сотрудничества в рамках ГУУАМ, вопросы создания специализированных органов, согласуются позиции стран-участниц. В качестве Исполнительного органа ГУУАМ определены Заседания министров иностранных дел, проводимые 2 раза в год (п. 6. 2. Хартии); позднее Заседания были переименованы в Совет, то есть в СМИД ГУУАМ с 2002 г., аналогичный СМИД ОБСЕ. Рабочим органом ГУУАМ стал Комитет Национальных Координаторов (КНК), назначаемых министрами иностранных дел, по одному от каждого государства, в функции которого входит координация деятельности ГУУАМ и подготовка встреч Глав государств и СМИД (п. 6. 3). Похожими органами в структуре ОБСЕ были сначала – КСДЛ, а затем – Постсовет[10].

Цели сотрудничества ГУУАМ, заявленные в п. 1 Хартии, так же, в основном, совпадают с целями ОБСЕ: это «содействие социально-экономическому развитию» стран региона, «укрепление и расширение торгово-экономических связей», «развитие транспортно-коммуникационных магистралей», «укрепление региональной безопасности», «взаимодействие в рамках международных организаций». Заметим, что все страны ГУУАМ на тот момент состояли только в трех международных политических организациях – ООН, ОБСЕ и СНГ. В этих же организациях состоит и РФ. Но Россия не была приглашена в ГУУАМ даже в качестве наблюдателя, в отличие, скажем, от США, Румынии, Ирана, Латвии, Польши и других стран, лидеры и представители которых в разное время (в течение 2002 - 2005 гг.) посещали саммиты ГУУАМ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что группа ГУУАМ изначально, еще в ходе Страсбургской встречи 1997 г. планировалась как некая альтернативная «мини-ОБСЕ», ОБСЕ без участия России, которая в то же время входила бы в качестве коллективного члена и в состав «большой ОБСЕ», и в состав СНГ в качестве некоего «троянского коня», проводящего «под прикрытием» интересы США, НАТО и, в какой-то мере, ЕС на постсоветском пространстве. Эта тактика, напомним, ранее была не раз использована американским госдепом: под прикрытием «голубых касок» ООН в военных конфликтах участвовали натовские или прямо американские «миротворческие контингенты», под прикрытием ОБСЕ и ее органов, таких как «миссия» в Косово или БДИПЧ в Украине осуществлялось вмешательство США во внутренние дела ряда стран[11].

Для отсечения российских попыток воздействия на ГУУАМ в Хартии был предусмотрен пункт 5: «ГУУАМ открыт для новых участников, которые в полной мере подтверждают свою приверженность целям и принципам ГУУАМ, закрепленным… в настоящей Хартии». Приверженность должна быть выражена «в полной мере». Эту меру определяют государства-участники ГУУАМ и их союзники – США, НАТО, ЕС. А для того, чтобы ни у кого из членов ГУУАМ в дальнейшем не возникло желания привлечь к работе организации Россию и был использован механизм консенсуального принятия решений, заимствованный из практики ОБСЕ. Таким образом, тот же принцип консенсуса, который работает на Россию в ОБСЕ и Совбезе ООН, был использован против России в рамках ГУУАМ под благовидным предлогом необходимости следования международно-правовым нормативам, принятым для такого рода организаций.

Итак, Ялтинский саммит ГУУАМ (2001 г.) фактически завершил процесс образования новой субрегиональной международной организации на постсоветском пространстве – организации, учрежденной вопреки интересам России с формально декларируемой целью строительства нефтегазопроводов в обход России. Вопреки мнению ряда экспертов, политическая составляющая ГУУАМ в действительности доминировала над экономической еще с 1997 г., несмотря на попытки Л. Кучмы переключить внимание остальных лидеров ГУУАМ на проблемы экономической безопасности. Наконец, обращает на себя внимание структура ГУУАМ, закрепленная в Ялтинской Хартии[12].

ГУУАМ – это организация, построенная «по образу и подобию» ОБСЕ, заимствовавшая основные ее структуры, цели, программные документы, действующая в рамках ОБСЕ, но, в противоположность последней, направленная на отстаивание интересов третьих стран и организаций, а, значит, действующая против РФ и не в интересах народов стран ГУУАМ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из главных особенностей стран-участниц ГУАМ является то, что в советское время в состав этих республик по тем или иным причинам были включены территории, мнения населения которых по данному вопросу не учитывалось, и поэтому после распада СССР в них возникла определенная напряженность. К таким территориям относятся:

· Абхазия (с 1931) и Южная Осетия (с 1922) в Грузии

· Нагорно-Карабахская Республика (с 1918) в Азербайджане

· Приднестровье (с 1940) в Молдавии

· Крым (с 1954) в Украине

В связи с такой ситуацией фактически основной для организации является проблема урегулирования региональных конфликтов — в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Участники встречи пришли к единому выводу: формат мирного процесса, в котором с начала 1990-х годов доминирует Россия, необходимо менять, подключая к нему новых участников со стороны США и Евросоюза.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: «Пещерный подход к их [конфликтов] урегулированию не имеет перспективы. Мы должны найти цивилизованные механизмы решения этих проблем». При этом президент Азербайджана не раз изъявлял желание решить конфликт в Карабахе вооруженным путем.

Президент Украины Виктор Ющенко предложил начать урегулирование конфликтов с Приднестровья. Его план «семи шагов» по приднестровскому урегулированию включает:

· создание в Приднестровье условий для развития гражданского общества,

· проведение по международным стандартам свободных многопартийных парламентских выборов,

· размещение в зоне конфликта нового миротворческого контингента с украинским участием,

· международные инспекции приднестровских предприятий ВПК и

· мониторинг приднестровского участка молдавско-украинский границы с помощью сил спецмиссии ОБСЕ.

По мнению Ющенко, урегулирование проблемы Приднестровья должно осуществляться через проведение «прямых и демократических выборов» в Верховный совет ПМР.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Абашидзе А.Х., Эмин В.Г. Членство в международной организации. - Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 2004.

3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2007.

4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. - М.: Финансы и статистика, 2008.