Смекни!
smekni.com

Империализм и национализм как принципы внешней политики (стр. 1 из 5)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ КАТЕГОРИЙ И ЯВЛЕНИЙ

1.1 ИМПЕРИАЛИЗМ

1.2 НАЦИОНАЛИЗМ

ГЛАВА II. ПЕРЕХОД ОТ ИМПЕРИИ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ

2.1 ИСТОКИ

2.2 СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

Такие понятия, как империя и становление нации кажутся нам архаичными. Однако если разобрать их в деталях, то окажется, что период становления, функционирования и распада империй, а за этим как следствие провозглашение независимости и права нации на самоопределение прошел всего лишь за один век и еще не закончился– с конца XIX до настоящего времени. Однако можно ли считать этот процесс законченным? Что это- предмет истории или современной международной политики? Затруднение в ответе на эти вопросы показывает особую актуальность темы данной работы.

С 1990-ых годов национализм вновь стал главной темой новостей. Распад СССР побудил националистов бывших республик заявить о своей независимости. Пытаясь провести государственные границы, соответствующие этническим, армяне и азербайджанцы начали войну в Нагорном Карабах. Чеченские повстанцы выступили против России.

Не только бывшие республики СССР проявили активность в этот период. Распад СССР обозначил становление совершенно нового этапа в международных отношениях, основанных теперь не на идеологии, и стал своего рода катализатором для националистических движений разных стран: в Югославии сербские, хорватские и боснийские соседи стали убивать друг друга, Квебек отделился от Канады, Ирак вторгся в Кувейт. Многие события последнего времени основываются именно на националистических притязаниях. В свете этих событий необходимо детальное исследование.

С империализмом дело обстоит сложнее. В послевоенный период распад колониальной системы резко ускорился. Первоначально он охватил Азию и Северную Африку. Здесь к концу 50-х годов образовалось 14 независимых государств. С 1960 года центром освободительного движения стала Африка, к середине 80-х годов здесь обрели независимость 50 стран. В 1990 году получила независимость Намибия, в 1997 году под юрисдикцию Китая вернулся Гонконг. Колониальные империи ушли в прошлое. Однако встает вопрос- исчезла ли политика империализма или только приняла другую, скрытую форму?

Ни одна страна сегодня официально не имеет колоний, однако никто не отрицает, что ведущие мировые державы, такие как Великобритания, США, Япония имеют значительное влияние на некоторые более слабые государства или регионы. Самым ярким примером является внешнеполитический курс США, направленный на установление контроля и распространение своей идеологии во всем мире. Начиная с войны с Испанией и провозглашением “Доктрины Монро“ и заканчивая продвижением НАТО на Восток, в связи с падением биполярной системы, мы можем наблюдать развитие и изменение империализма США.

Таким образом вопрос о империалистической и националистической внешней политике современных государств является очень актуальным в политических дискуссиях наших дней.

Предметом исследования данной работы является специфика внешней политики империалистических и национальных государств. Объектом – процессы их возникновения и функционирования и следствия их политики.

Целью данной работы является выявление сути явления империализма и национализма и их взаимосвязи. Для достижения этой цели решается ряд задач:

· Определение понятий империализма и национализма

· Рассмотрение процесса перехода от империалистической мировой системы к становлению национального принципа установления границ

· Рассмотрение роли периферийных и ведущих государств, а также их взаимосвязи в международных и локальных отношениях рассматриваемого периода.

Интерес к исследованию данной проблемы не утихает уже на протяжении двух столетий. Первый кто детально подошел к этому вопросу еще в 60-ые годы XIX века, на пике британского имперского могущества, - лорд Актон[1]. По его словам теория “Национальной независимости” является пагубной и в то же время на тот период (колониального раздела мира) она представлялась наиболее притягательной и многообещающей. По его мнению, самыми совершенными являются государства, состоящие из разных национальностей, но не угнетающие их. В таком случае “низшие племена” учатся у более развитых, а угасающие народы испытывают прилив новой крови. В межвоенный период появляется много литературы на тему национализма, к примеру Ганс Кон и Карлтон Хейес[2], но часто они строились на бинарной оппозиции “хорошего” (западно/демократического) и “плохого” (восточного/авторитарного/фашистского).

Следует отметить, что вопросы о национализме и империализме настолько трудны и широки, что чаще всего авторы исследуют два этих явления по отдельности, при этом ни в коем случае не отрицая их взаимосвязь. Так в одном из самых известных трудов Эрнеста Геллнега “Нации и национализм”, он высказывает теорию о явлении национализма, как о неизбежном этапе становлении индустриального общества. Он пишет, что период перехода к индустриальному обществу- это “период бурного переустройства, когда либо политические границы, либо культурные, либо и те и другие должны меняться, чтобы удовлетворять новому национальному требованию ”.[3]

Эрик Хобсбаум рассматривает в своей работе “Век империи 1875-1914” период становления и развития колониальной системы в мире, когда практически вся территория земли была поделена на колонии и сферы влияния горсткой капиталистических государств. Именно в этот период появляется термин “империализм”.

Позже проблема империализма получила широкое распространение в литературе. Одной из известнейших является работа В.И. Ленина “Империализм, как высшая стадия капитализма”. Именно эта работа придала явлению империализма негативную окраску, которая позже прочно закрепилась за ним.

В отличие от большинства авторов И.Г. Яковенко в своей работе “от империи к национальному государству” прослеживает переход мировой системы к становлению национальных границ. В оппозицию национальным интересам, направленным на достижение общих целей граждан государства, сформированного по национальному признаку и внутренне единого, он ставит интерес Империи, который по его словам, зиждется на общей “Идее, часто опирающейся на религию“. [4]

В данной работе сделана попытка обобщить весь имеющийся материал, рассмотреть изменение содержаний понятий империализм и национализм с течением времени.

В первой главе данной работы делается попытка определить сами рассматриваемые понятия, их истоки и особенности. Рассматривая период расцвета империализма, делается попытка определить его причины. Детально описываются последствия взаимного влияния метрополий и зависимых стран. В этой главе описываются причины и этапы возникновения национального самосознания, а также проблемы, встречающиеся у него на пути.

Во второй главе описывается конкретный исторический период перехода от колониальной системы к миру, разделенному по национальному признаку. А также делается попытка объяснить современную ситуацию, выявить последствия империалистической политики великих держав. Там же рассматривается такое явление, как неоколониализм.

ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ КАТЕГОРИЙ И ЯВЛЕНИЙ

1.1 ИМПЕРИАЛИЗМ

Определения империи в большинстве справочников разочаровывают. Их характеризуют как большие либо полиэтнические государственные образования.

Историки выделяют два типа империй: ранние (древние) и колониальные (классические) империи, век которых, несмотря на насыщенность и важность этого периода, довольно короток – с 1875 до 80-ых годов XX века[5].

Ранние империи как правило, являются полиэтничными и весьма устойчивыми государствами, формируют мощную бюрократическую традиции опираются на традиционные структуры. Однако со становлением мировых религий империя — это прежде всего Идея. Идея воплощается в ценностях Веры. Но идеология империи и ее метафизика "грезят" о всемирном владычестве. Так были устроены Византия, Халифат, Оттоманская и Российская империи, СССР.[6] То есть Империи, построенные на Идее, потенциально безграничны. Отсюда агрессивная внешняя политика. Цель средневековой империи - достижение Идеи, а не интересы своих подданных (о гражданах и речи быть не может). Идеальная цель — Всемирная империя. На данном типе империи сформировалась международная система, давшая начало межэтническим коммуникациям.

Однако внешнюю политику таких государств нельзя назвать политикой империализма. Термин империализм появился впервые в 1890-ых годах[7] и использовался политиками и журналистами в спорах о колониальных завоеваниях. Именно тогда оно приобрело экономический смысл, трактовавший империализм, как стадию развития капитализма. Поэтому ссылки и сравнения на древни формулировки данного термина являются беспочвенными. Древняя империя и империализм- это совершенно разные явления. Это слово впервые вошло в политический словарь в Британии в 1870-ые годы и в конце этого десятилетия еще считалось неологизмом. Мнение, высказанное в ходе напряженной идеологической борьбы по поводу “империализма” его сторонниками, что это всего лишь докапиталистический пережиток, является ошибочным. Интересным обстоятельством является то, что, начиная с работы Ленина, где давался критический анализ империализма, это слово все больше приобретает негативную окраску. Империализм, в противоположность демократии, которую любят упоминать даже ее противники, обычно обозначает что-то неприятное, то, что делают другие.

Суть ленинского анализа состоит в том, что империализм является фазой развития капитализма, которая привела к разделу мира капиталистическими странами на их официальные колонии, либо на не официальные сферы влияния, что в конечном итоге привело к первой мировой войне. Критики империализма отвергают экономическую основу этого явления и использовали психологические, культурные и идеологические объяснения экспансии развитых стран. Однако при этом избегалась область внутренней политики, которую подчеркивали марксисты. Суть ее заключалась в преимуществах, получаемых правящими кругами метрополий от проведения империалистической политики. Кроме того аргументы, использовавшиеся в этих спорах, хоть и были сильными, но противоречили друг другу.