Товарная структура отечественной внешней торговли отражает ограниченные возможности приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них приходится около 80% мирового экспорта. У России, если оперировать структурой ее внешней торговли в фактических ценах, соответствующий показатель составляет примерно 40%, то есть вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной продукции - примерно 2%. В российском импорте непомерно высока для страны, в которой 11% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве, доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья (примерно 1/5).
Международная специализация России
За минувший век характер производительных сил, структура народного хозяйства России и направления ее участия в международном обмене изменились коренным образом. В этих изменениях в той или иной степени отразились глобальные тенденции мирового экономического развития. Россия за сто лет заметно увеличила свой экономический потенциал, прирастила ресурсный потенциал, накопила значительный по объему овеществленный капитал - масштабную и диверсифицированную, но недостаточно конкурентоспособную промышленность. Она сформировала собственный интеллектуальный капитал, сконцентрированный в научно-технической сфере, которая по ряду направлений заняла передовые позиции в мире. Эти сдвиги во многом определили векторы эволюции внешнеэкономической специализации страны. На характер эволюции оказала также влияние специфика участия России в международном разделении труда: более сорока лет она по существу находилась вне его, сконцентрировавшись на создании автономного и регулируемого в плановом порядке хозяйственного пространства стран СЭВ.
В течение XX в. включение отечественных производственных комплексов в международный обмен заметно расширилось. У трех из них - топливно-энергетического, металлургического и лесного — во второй половине столетия сложилась отчетливо выраженная экспортная ориентация: стоимостной объем экспорта их продукции устойчиво превышал объем ее импорта. Химический и машиностроительный комплексы поставляли за рубеж меньше своей продукции, чем приходилось закупать на внешних рынках. Аграрно-промышленный комплекс практически полностью утратил возможности поставлять свои товары в другие страны, хронический дефицит сельскохозяйственной продукции внутри страны покрывался импортом.
Россия в качестве экспортера заняла ведущие позиции на мировом рынке энергоресурсов, прежде всего природного газа и нефти. Заметно ее присутствие как поставщика на рынках металлопродукции, необработанных лесоматериалов и химических удобрений. Она стала играть важную роль в мировом экспорте вооружений. Из крупнейшего поставщика аграрных товаров Россия превратилась в заметного их потребителя. При этом сохранилась очевидная зависимость внутреннего рынка от закупок товаров народного потребления и продукции машиностроения. Поскольку такой характер экспорта и импорта все больше сдерживал повышение эффективности народного хозяйства, Россия в конце XX в. дважды предпринимала попытки перестроить свою внешнеэкономическую специализацию.
Российское правительство пыталось осуществить меры по развитию интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство. В начале 1996 г. была принята Федеральная программа развития экспорта, рассчитанная на десять лет. Она предусматривала реализацию до 2005 г. комплекса мероприятий с целью облагораживания экспорта на основе расширения ассортимента и повышения качества экспортируемой продукции.
Исполнение программы при острой нехватке в бюджете необходимых финансовых ресурсов сразу же зашло в тупик.
Международная миграция рабочей силы – одна из форм международных экономических отношений.
Рынок труда России, особенно к концу 90-х годов, стал притягательным для сотен тысяч легальных (и миллионов нелегальных) трудовых мигрантов из других стран. Таким образом, Россия в течение последнего десятилетия превратилась в активного участника международного рынка труда. Однако зачастую это приводит к негативным последствиям для российской экономики.
Отсутствие должного регулирования потоков международной трудовой миграции приводит к концентрации мигрантов не в тех отраслях и регионах, которые действительно испытывают нужду в дополнительных рабочих руках, а там, где они могут рассчитывать на быстрый и далеко не всегда честный заработок. Существование в российской экономике значительной доли теневого бизнеса, нескоординированность действий в отношении незаконной занятости приводят к тому, что казна теряет ежегодно в виде недополученных налогов десятки миллиардов рублей.
Открытие границ после распада СССР и распространение информации о возможностях миграции за рубеж на фоне снижения уровня жизни и свертывания некоторых отраслей экономики заставили часть россиян искать новые возможности заработков. Формирование стратегий адаптации к новым экономическим условиям привело к значительной трудовой миграции за рубеж – россияне стали активными участниками международного трудового обмена. Наши высококвалифицированные специалисты и ученые, спортсмены и артисты, преподаватели и врачи, технический персонал оказались достаточно востребованными на Западе.
Россия превращается в крупного экспортера рабочей силы на рынки труда других стран – ежегодно только по контрактам выезжает на работу 45-50 тыс. человек. Основными странами трудоустройства россиян являются Кипр, Великобритания, Германия, Греция, Мальта, Нидерланды[13].
По сведениям российских источников оценить достоверно и однозначно число наших соотечественников, пребывающих на заработках в различных странах, довольно сложно. Ведется статистика по выезду, но нет статистики по числу работников за рубежом. В научной литературе таких оценок немного, и подробных исследований по этому вопросу не проводилось. По оценкам МОТ, в настоящее время за пределами России живут свыше 600 тыс. ее граждан с целью осуществления трудовой деятельности как по своей основной специальности, так и в сфере мало- и неквалифицированной занятости, получая заработную плату непосредственно от иностранных работодателей.
Среди позитивных социальных последствий для России можно отметить возможность приобретения работниками за рубежом более высокой квалификации, получение новых знаний, овладение новыми технологиями в сфере профессиональной деятельности. К отложенным эффектам можно отнести экономию на затратах на подготовку и пере подготовку персонала, повышение квалификации работников. Негативный аспект – во многих случаях мигранты вынуждены заниматься деятельностью, которая непосредственно не связана с их уровнем образования и профессией.
В заключении, следует отметить, что российская диаспора выполняет важные социально-экономические функции. Это разработка и продвижение проектов в сфере бизнеса, торговли, научно-технического сотрудничества, образования, социальной поддержки населения.
В современном мире экономическое развитие обеспечивается, прежде всего, нововведениями – организационными, технологическими, продуктовыми. Особое значение имеют в этой связи прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые в отличие от других форм экспорта капитала включают не только денежные средства, но и значительный инновационный компонент.
Для России, не испытывающей сейчас недостатка в денежных средствах благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, важен именно обеспечиваемый ПИИ трансферт передовых производственных и управленческих технологий. Однако, несмотря на постоянный рост иностранных инвестиций в российской экономике, о больших успехах в их привлечении не приходится говорить ни в плане их макроэкономической роли, ни в плане использования потенциальных возможностей. В числе прочего подобная ситуация обусловлена недостаточным вниманием к проблеме инвестиционного имиджа страны.
С теоретической и практической точек зрения важно различать два тесно связанных между собой понятия – инвестиционный климат и инвестиционный имидж.
Инвестиционный климат – комплекс объективных условий инвестирования, охватывающий экономические, политические и социальные компоненты: природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т. д. Инвестиционный климат может быть условно представлен как специфический ресурс, предложение которого связано с конкуренцией за инвестиции между различными территориями, включая страны и регионы. Этот ресурс достаточно сложен, и его оценка потенциальными инвесторами (т. е. инвестиционный имидж), зависит от множества факторов, в том числе и субъективных.
Благоприятный инвестиционный климат – базовое условие притока капиталовложений из-за рубежа. Однако на практике часто имеют место информационные искажения, влияющие на инвестиционный имидж страны и деформирующие его. Для России эта проблема сейчас стоит весьма остро, поэтому ее следует рассматривать в качестве самостоятельного и немаловажного аспекта экономической политики.
Инвестиционный имидж – комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов. Его формируют три взаимосвязанных фактора: фактическое состояние инвестиционного климата, представления или предпочтения инвесторов (часто обусловленные неэкономическими причинами), характер информации о положении дел в стране.