Смекни!
smekni.com

Экономика Китая (стр. 3 из 6)

Значительные изменения произошли в инвестиционной политике. Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения. Осуществляется децентрализация государственных капиталовложений в сторону увеличения роли источников финансирования, находящихся в руках местных властей и государственных предприятий.

Бюджетное финансирование все в большей степени заменяется кредитованием капиталовложений, которое осуществляется специализированными банками. Одной из важнейших составных частей реформы стало восстановление многоукладной экономики. Курс на развитие многообразных форм собственности и способов хозяйствования был одобрен в основных государственных документах и объявлен долгосрочной линией. К началу 90-х годов XX в. в стране сложилось четыре вида собственности — государственная, коллективная, частная, индивидуальная. Каждая из них в свою очередь имеет многообразные способы хозяйствования.

2.2 Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства

Индивидуальные хозяйства работают на основе использования общественной собственности (аренда, подряд) и личной собственности на средства производства. Индивидуальный предприниматель использует в основном свой труд и труд членов семьи. Сфера индивидуального предпринимательства распространяется на такие области, как бытовое обслуживание населения, строительство, культура, операции с недвижимостью, розничная торговля.

Частными предприятиями, согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышающим восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального сектора. В программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного сектора стимулирует производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную самостоятельность получили предприятия коллективного сектора. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность и большая часть городов.

Особо значительны процессы, которые произошли в коллективном секторе китайской деревни после перехода сельского хозяйства на подворный подряд, прямо увязывающий доходы крестьянского двора с объемом произведенной им продукции. В 60-70-е годы XX в. сельскохозяйственные народные коммуны считались коллективным сектором, однако по существу, т.е. по характеру распоряжения собственностью, коллективными они не были. Государство контролировало процесс производства и процесс распределения конечного продукта. В результате та форма хозяйствования не смогла обеспечить высокий уровень производительности труда.

Переход к системе подворного подряда и прямым рыночным закупкам кардинально изменил ситуацию в деревне, активизировал человеческий фактор и способствовал быстрому росту производства сельскохозяйственной продукции. Изменяющаяся структура потребления предъявляет новые требования к производственной структуре сельского хозяйства в отношении качества и ассортимента. Возникла сложная проблема — несоответствие между существующей структурой сельскохозяйственного производства и меняющейся структурой общественного спроса на продукты питания. Решение проблемы связано с повышением рентабельности, экономической эффективностью и изменением структуры сельскохозяйственного производства.

Важным элементом хозяйственного уклада в деревне стали сельские предприятия («предприятия волостей и поселков»): 70% валового производства этих предприятий приходится на промышленность, 10% — на транспорт, далее идут строительство, торговля, общественное питание. Доля сельских предприятий в производстве валового общественного продукта в деревне составила в 2003г. 13,5%.

Государственный сектор продолжает занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности, розничном товарообороте, численности занятых. Вместе с тем к началу 90-х годов XX в. доля предприятий государственного сектора стала постепенно сокращаться.

Снижение удельного веса государственного сектора в численности предприятий привело к определенному уменьшению доли государственного сектора в общем объеме промышленного производства. Если еще в 1990г. на долю государственного сектора приходилось около 55% промышленного производства, то в 1996г. — уже не многим более 40%.

Значительно возросла роль коллективного сектора. В 1989г. на его долю приходилось 35,2% занятых в промышленности и 19% валовой промышленной продукции, а в 2003г. эти показатели составили 53,2% и 39,2% соответственно. Доля частного сектора с 1992 по 1996гг. увеличилась с 4 до 10% валовой промышленной продукции. В настоящее время предпринимаются меры по активизации развития этого сектора экономики, и в будущем, по оценкам, доля частной экономики в ВНП будет доведена до 30%.[5]

Негосударственные секторы играют важную роль в экономике КНР. На них приходится более трети бюджетных доходов, около 60% экспорта.

Одним из важнейших направлений экономической политики периода реформ стала реализация задачи достижения оптимальной сбалансированности народного хозяйства. К концу 70-х годов XX в. в народном хозяйстве КНР существовала воспроизведетвенная структура, при которой 33,7% ВНП создавалось сельским хозяйством; 46,3% — промышленностью и строительством и 20% — третичной сферой. Такую структуру промышленно-развитые страны имели в конце XIX — начале XX вв. В производственной структуре КНР проявлялось отставание сельского хозяйства от развития промышленности: среднегодовой прирост валовой продукции сельского хозяйства за период 1953-1978гг. составил 3,1%, а валовой продукции промышленности — 11,4%; отставание транспорта, связи, других отраслей.

В начале 80-х годов XX в. была разработана новая структурно-экономическая политика на длительную перспективу, которая намечала следующие основные задачи: обеспечение сбалансированного развития промышленности и сельского хозяйства; направление на ускоренное развитие легкой промышленности и привлечение тяжелой промышленности к снабжению населения потребительскими товарами; ликвидация сложившихся диспропорций внутри тяжелой промышленности — между отраслями горнодобывающего, сырьевого и перерабатывающего комплексов, решение энергетической и транспортной проблемы; стимулирование развития наиболее прогрессивных видов производства с целью интенсификации экономики, повышения ее технического уровня (в частности электронной промышленности).

Однако ускоренно развивались не те отрасли, которые должны были развиваться согласно плану. Предполагалось, что только за счет радикальной реформы системы землевладения и землепользования, без крупных капиталовложений со стороны государства, возможен резкий сдвиг в сельскохозяйственном производстве. Бюджетные инвестиции, которые направлялись в основном на развитие крупных сельскохозяйственных предприятий, в общих вложениях в основные фонды в деревне составили в 1993г. 10%. Около 20% вложений финансировались за счет банковского кредита, остальная часть средств поступала от коллективных предприятий и отдельных крестьян.

«Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», – заявил в ходе недавнего визита в Китай Президент России Владимир Путин, обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают. Так, газета «Financial times» писала в прошлом году: «Мы все еще боимся Китая. Разумеется, он представляет уже не такую опасность, как раньше. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой».

Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны. Казалось, еще лет десять назад главным транспортом для жителей Пекина на узких улочках столицы был велосипед, а сегодня ее дороги, которые не в пример российским несопоставимо лучше и шире, заполонили новенькие «Ауди» A4, A6 и A8, «Фольксвагены Пассат», «Тойоты», «Ситроены» и американские «Бьюики». Причем все эти машины китайской сборки. Решение производить собственную сборку сопровождалось достаточно жесткими налоговыми санкциями, направленными на снижение импорта автомобилей в страну, и, наоборот, льготными условиями для иностранных автомобилестроителей. В результате Китай вышел в этом году на четвертое место в мире по количеству произведенных автомобилей, и это, надо полагать, далеко не предел.

В 1995 - 2000 гг. производство автомобилей возросло с 1,45 до 2,07 млн., в том числе легковых - с 323 до 607 тыс. (темп роста 19%). Количество частных автомобилей в 2000 г. достигло 6,26 млн. (темп роста в среднем 20% в год). В 2001 г. по сравнению с 2000 г. производство автомобилей в КНР возросло до 2,33 млн., или на 12,8%.