Был введен стандарт ЭКЮ — европейской валютной единицы, курс которой определялся как средневзвешенный средний курс из 12 западноевропейских валют. В ней доминировала немецкая марка (примерно 33 %). Вес, приданный каждой валюте, отражал относительную долю различных государств — членов ЕВС в валовом национальном продукте ЕС и в торговле внутри него, а также их вклад в механизмы краткосрочной валютной поддержки. В ЭКЮ предоставлялись кредиты, получаемые странами в рамках единой сельскохозяйственной политики, осуществлялись судно-депозитные операции банков.
Был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет взносов стран для предоставления временной помощи для финансирования дефицита платежного баланса и осуществления расчетов по валютным интервенциям стран-членов в целях поддержки их валютных курсов.
Следующей стадией развития валютно-финансовой интеграции европейских стран стало продвижение к экономическому и валютному союзу (ЭВС), предусматривающему единую денежную политику, создание единого центрального банка и введение единой валюты. Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный в феврале 1992 г. и вступивший в силу с 1 ноября 1993 г., предусматривал осуществление этого перехода в три этапа.
На первом этапе, начавшемся в июле 1990 г. с отмены всех валютных ограничений по движению капиталов внутри ЕС, должны были быть снижены темпы инфляции и сокращены дефициты бюджетов.
На втором этапе — с января 1994 г. — предусматривалось создание во Франкфурте-на-Майне Европейского валютного института (вместо ЕФВС) и подготовка создания единой европейской валюты, получившей впоследствии название евро. На основе Маастрихтского соглашения предусматривалось дальнейшее углубление валютной интеграции, достижение конвергенции национальных экономик и создание механизма многостороннего наблюдения за этим процессом.
Третий этап начался с 1 января 1997 г. Когда страны ЕС (не менее семи) достигнут необходимого уровня конвергенции в соответствии с заданными параметрами, будет введена единая валюта и создан Европейский валютный институт (ЕВИ). Организация ответственная за осуществление координации валютной политики между ними, подготовку Европейского центрального банка и разработку единой валютной политики. Политика поэтапного перехода к единой валюте взаимоувязана с состоянием экономик стран — участниц ЕВС, которые свое экономическое развитие подчинили достижению региональных критериев, таких как:
- уровень инфляции не превышающий более чем на 1,5 процентных пункта средний показатель для трех стран с наиболее низкими темпами;
- дефицит государственного бюджета не должен быть более 3%ВВП;
- государственный долг — не более 60 % ВВП;
- ежегодный рост цен — не более 1,5% сверх среднего уровня инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕС;
- средний размер долгосрочной процентной ставки — не выше 2 % сверх среднего для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции;
- пределы колебаний взаимных валютных курсов ±15%.
С 1 января 1999 г. Европейский экономический и валютный союз вступил на новую ступень развития региональной валютной системы, когда безналичные расчеты стали осуществляться на основе новой европейской валюты — евро. Котирование курса евро к доллару и к валютам стран, не входящим в ЕВС, осуществляет Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне.
С 1 января 2002 г. новую валюту — евро стали использовать Австрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция при наличных расчетах. Через полгода после этого евробанкноты и евромонеты стали единственным законным платежным средством в странах ЕС.
Степень интегрированности страны, в том числе и России, в мировое хозяйство проявляется в обмене части ее национальных денег на иностранные валюты и обратно. Форма организации валютных отношений страны, закрепленная национальным законодательством, является национальной валютной системой.
Национальная валютная система является частью денежной системы страны, но при этом обладает относительной самостоятельностью и осуществляет связь экономики страны с мировым хозяйством. К ее основным структурным элементам относятся:
1) национальная валюта, т.е. денежная единица, являющаяся в каждой стране законным платежным средством, а при использовании в международных экономических отношениях становящаяся валютой;
2) степень конвертируемости, т.е. обмена национальной валюты на иностранные валюты, которая позволяет товарам и услугам преодолевать национальные границы, а также обеспечивает перелив капитала между различными сегментами мирового валютно-финансового рынка.
При классификации валют в зависимости от форм и объемов валютных ограничений выделяют валюты: неконвертируемые (замкнутые), частично конвертируемые и полностью конвертируемые.
При переходе к конвертируемости валюты или восстановлении ее обратимости страна должна ответить на несколько вопросов:
- по каким операциям должна вводиться обратимость валют — текущим операциям платежного баланса или по операциям, связанным с движением капитала;
- для кого должны быть сняты ограничения — для резидентов или нерезидентов и в какой последовательности;
- в какой последовательности — сначала внешняя обратимость валюты, а затем внутренняя или наоборот.
Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Для стран с неконвертируемыми валютами, как правило, характерно существование государственной валютной монополии, означающей, что все операции с валютными ресурсами осуществляются банками, уполномоченными на то государством, по валютным курсам, установленным также государственными властями.
Постепенный переход к конвертируемости всегда связан с реализацией валютной политики, которая нацелена на сужение государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность, и начинается с установления свободного обмена на иностранные валюты по текущим операциям, т.е. частичной конвертируемости.
Учитывая это обстоятельство, МВФ признает конвертируемыми валюты тех стран, которые принимают на себя обязательство, вытекающее из VIII статьи Устава, предусматривающее, что «ни одна страна-член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам».
К таким операциям относят платежи, обслуживающие внешнюю торговлю и услуги, краткосрочные банковские и кредитные операции, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, дохода в виде дивидендов на капитал, вложенный в акции, денежные переводы некоммерческого характера и т.п. Наиболее распространенной формой частичной конвертируемости является сохранение ограничений на операции, связанные с международным движением капитала, в том числе и на финансовые операции.
Частичная обратимость валюты находится в зависимости от существующих в стране валютных ограничений, когда на определенные направления внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории участников валютного рынка режим конвертируемости не распространяется или же когда устанавливаются определенные ограничения по валютным операциям с определенными странами, их объединениями или регионами.
Внутренняя обратимость валют дает право гражданам и организациям данной страны осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений, а нерезиденты этим правом не располагают. Как показывает мировой опыт, страны с развитой рыночной экономикой при восстановлении обратимости своих валют начинали с внешней ее конвертируемости, при которой осуществлять право свободного обмена денег данной страны для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами предоставляется только нерезидентам (иностранным гражданам или иностранным фирмам), а резиденты данной страны (ее граждане и предприятия, зарегистрированные по законодательству данной страны) этим правом не обладают.
Именно такой путь избрали страны Западной Европы, когда на основе договора, подписанного в Риме в марте 1957 г. шестью странами — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом и получившего название Римского договора, с 1 января 1958 г. они взяли курс на формирование Европейского экономического сообщества и углубление интеграционного процесса.
Начав в 1958 г. с разрешения иностранным держателям местных валют беспрепятственно обменивать их на доллары для совершения текущих операций, западноевропейские страны ввели внешнюю обратимость своих валют. И только через два года этот режим был распространен на национальных держателей валюты и была установлена внутренняя их обратимость.
Вопрос о том, когда и как переходить к конвертируемости валюты странам, реформирующим централизованно-плановуюэкономику в рыночную, является дискуссионным для многих российских экономистов и западных экспертов.
При отказе от государственной монополии на валютные операции, введении либерализации внешней торговли, при одновременном отказе от системы множественных валютных курсов в странах, реформирующих экономику, внутренняя обратимость валют должна была не только способствовать созданию институтов валютного рынка, но и побудить резидентов продавать свою накопленную валюту и использовать ее для размещения на депозитах банков, интегрировать «черный» валютный рынок в официальную экономику. Продажа части валютной выручки экспортеров должна была обеспечить формирование валютных резервов стран.