В предметном плане речь идет о ключевых международных институтах: ООН, включая его реформирующийся Совет Безопасности, на место в котором претендуют Бразилия и Индия; повышение роли развивающихся и нарождающихся экономик в МФО Бреттон-Вудской системы; ВТО, где на «дохийском раунде» идет крупная, может быть, не столь освещаемая политологами и экономистами битва против торгового протекционизма развитых стран, за улучшение условий торговля сельхоз товарами развивающихся государств. Катализатором этой тенденции стал мировой финансово-экономический кризис. Ведь в основе разговора о БРИК как об объединении – именно анализ экономической тенденции. Но жизнь может подтвердить его лишь частично или же не подтвердить его вообще. Прогноз Джима О’Нила – это тенденция к 2050 г., т.е. впереди еще сорок лет. Где гарантия, что тенденцию повышения удельного века развивающихся экономик через сорок лет будет воплощать именно нынешний БРИК? Темпы роста у стран есть и будут различны. Кстати, уже сейчас мы наблюдаем по сути «пороговые» к БРИКу государства – например Мексику, ЮАР. К тому же и сам БРИК не обладает «монополией» на межрегиональный диалог нарождающихся экономик: достаточно назвать РИК– Россию, Индию, Китай (без Бразилии), «хайлигендаммскую пятерку», общающуюся на «полях» саммитов «восьмерки», успешно практически сотрудничающую между собой ИБСА–Индию, Бразилию, ЮАР. Сотрудничество развивается на различных уровнях. Это встречи Президентов, министров иностранных дел, финансов, председателей центробанков, уполномоченных в сфере безопасности. В перспективе: министры сельского хозяйства, энергетики, председатели Верховных Судов, контакты научно-исследовательских центров, породненных городов, бизнес-форум.
Глава 2. Стратегическое партнерство в рамках БРИК
2.1 Экономическое сотрудничество в рамках БРИК
Не будет преувеличением сказать, что сейчас российско-китайские отношения достигли одной из самых высоких точек в своей многовековой истории. Десять лет, прошедшие с момента провозглашения нашими странами курса на стратегическое партнерство, и пять лет после подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве знаменуются устойчивым развитием российско-китайского сотрудничества [1]. Наши связи базируются на принципах подлинного равноправия и взаимной выгоды, общности интересов по самому широкому кругу проблем, они свободны от идеологических наслоений и динамично развиваются во всех областях: политической, экономической, энергетической, гуманитарной и др.
Попытаюсь проанализировать ситуацию в российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве, вычленить основные моменты и возможные сценарии его развития. Мы знаем, что сотрудничество с Китаем существенно выросло за последние годы. В 2009 году объем торгового оборота составил около 30 млрд. долларов (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Внешняя торговля России с КНР
При этом интересно, что при таком росте доля Китая во внешней торговле России за последние несколько лет не растет.
Рисунок 3 - Торговый оборот РФ с Китаем, % от общего торгового оборота РФ
Рисунок 4 - Торговый оборот Китая с РФ, % от общего торгового оборота Китая
Если мы посмотрим на структуру экспорта России в Китай, то та ситуация, которая была раньше, когда торговля была достаточно сбалансированной и значительную долю занимали промышленные товары, в том числе с высокой добавленной стоимостью, уходит в прошлое. Сейчас происходит замена промышленных товаров на энергоресурсы. В том числе, в связи с повышением стоимости на них на мировых рынках. Таким образом, с одной стороны, можно охарактеризовать российский экспорт в Китай как более диверсифицированный по сравнению с экспортом в другие страны, что обусловлено исторически сложившейся конъюнктурой. Но, с другой стороны, диверсификация снижается, происходит замещение машиностроительной продукции товарами низкой обработки.
Типичный портрет российского экспортера в Китай (рисунок 5):
• Сфера деятельности: добыча и переработка природных ресурсов
• Происхождение: государственное предприятие или частная компания, созданная на основе государственного предприятия, с численностью занятых более 500 чел.
• Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятия велась еще при СССР.
Рисунок 5 - Структура экспорта из РФ в Китай
Основные конкурентные преимущества: природно-ресурсная база, лоббистские возможности внутри России, собственные финансовые средства.
Основные недостатки: неспособность к инновациям в любой сфере, отсутствие практики продвижения своей продукции на внешних рынках, неэффективность собственных бизнес-процессов.
Все достижения, на основе которых был достигнут успех в торговле с Китаем, были заложены еще в советское время.
Это те преимущества, которые были созданы много лет назад. Недостатки связаны с внутренними свойствами таких компаний – неповоротливостью, неспособностью к инновациям, отсутствием практики продвижения своей продукции.
Если взять более радикальную характеристику такого экспорта, то стоит сказать, что весь экспорт целиком и полностью основан на тех достижениях, которые были достигнуты во времена Советского Союза.
Рисунок 6 - Структура импорта из Китая в РФ
Что касается импорта, то здесь ситуация совершенно другая. Китай, как «мировая фабрика», экспортирует в Россию целый ряд промышленных товаров, но по сравнению с другими у них тоже существуют проблемы. Они заключаются в том, что Россия в основном покупает товары с низкой добавленной стоимостью, продукты массового спроса. Тем не менее, налицо тенденция сокращения китайского экспорта в Россию продукции легкой промышленности и ее замещения на более технологичную продукцию. Доля последней, как ожидается, в ближайшие пять лет возрастет в два-три раза.
При этом в экспорте КНР в Россию стремительно растет доля машиностроительной продукции (с 10 % в 2007 году до 26 % в 2009 году).
В отличие от экспорта ситуация в импорте в корне иная. В первую очередь – это большое количество компаний. По оценкам независимой консалтинговой группы, от 20 до 30 тыс. компаний импортируют, так или иначе, продукцию из Китая. В первую очередь, это оптовая торговля, продукция массового спроса. Я здесь не привел структуру объединений российских импортеров из Китая по количеству сотрудников. Тем не менее, это по большей части компании до 2 тыс. чел. Основные недостатки – это то, что их деятельность ограничивается именно спекулятивной торговлей.
Без какого-либо брендинга, создания собственного бренда, серьезных маркетинговых исследований, без привлечения высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Рисунок 7 - Экспорт из Китая в Россию. 2001 г., тыс. долл. США
На рисунке 7 представлена российская статистика по импорту текстиля и обуви. Понятно, что российская статистика несколько недооценивает эти факторы, поскольку именно здесь заключено наибольшее число компаний, которые используют «третьи страны», оффшорные зоны, а также занижение стоимости, поэтому существенно отличаются данные по китайской и российской статистике.
Самое интересное, что по экспорту у нас самое разное разделение по промышленным и пограничным районам с Китаем. Граница с Китаем не оказывает существенного влияния на рост экспорта. Но структура экспорта очень отличается.
Рисунок 8 - Географическое распределение экспортеров в КНР
Рисунок 9 - Объем приграничной торговли Китая с РФ
Если в промышленные регионы мы везем промышленный товар, то в зоны, граничащие с Китаем, экспортируем в основном ресурсы и лес. Здесь представлено более трети малого и среднего бизнеса торговли с Китаем.
Таблица 5 - Доля предприятий малого и среднего бизнеса в торговле с Китаем
Если в плане экспорта в Китай доля малого и среднего бизнеса незначительна – порядка 10 %, то в импорте на подобные ироссийские компании приходится примерно половина его объема. В целом, во всем российско-китайском внешнеторговом обороте доля российского малого и среднего бизнеса достигает 25 %. Мы видим, что торговля с Китаем растет, но при этом торговля регионов, которые граничат с Китаем, значительно отличается от тех, что не граничат с этой страной.
Каковы перспективы развития торговли и инвестиций из Китая? Увеличение торгово-экономического оборота, конечно, будет продолжаться. Поэтому одна из целей программы развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем состоит в достижении к 2010 году торгового оборота в размере 80 млрд. долларов. При этом вторая цель, наверно, более важна – это диверсификация торгового оборота, вовлечение в него высокотехнологичных промышленных товаров и товаров с высокой добавленной стоимостью с обеих сторон.