в)Причины глобальных проблем и их социокультурный аспект
Необходимо отметить также и социокультурный аспект надвигающихся проблем, ибо их истоки, истоки явлений, причиной которых является только человеческая деятельность, то есть, по сути дела антропогенных влияний на окружающий мир, совершенно логично искать в самом человеке, а точнее в эволюции как сознания каждого человека в частности, так и общественного сознания. Это обусловлено тем фактом, что любая практическая, материальная деятельность человека определяется его принципами, целями, идеалами и, в конце концов, сознанием. Деятельность же человечества в глобальном масштабе неразрывно связана с понятием общественного сознания, ибо результат такой деятельности находится в неразрывной зависимости от норм общественного сознания, которые имеют место быть на соответствующий момент, как, впрочем, невозможно отделять и сознание отдельного конкретно взятого человека от того общества, в котором он находится, и, следовательно, от общественного сознания. Огромную роль в процессе развития общества играет его культурная составляющая. Она является неотъемлемым фактором прогресса в нематериальной, духовной области развития. Одновременно, основные тенденции в культурном развитии и его актуальное состояние можно считать своего рода индикатором, показателем уровня общественного развития, ибо, как видно из истории, подъем в культуре обычно совпадал по времени со значительным продвижением практически во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе и в социальном развитии, упадок же или застой в культуре никогда не сопровождался значительным качественным ростом в иных направлениях. Лишь определенный культурный уровень позволял подняться цивилизации на ступеньку вверх. В связи с вышесказанным интересно рассмотреть современное состояние общества в свете возникших общемировых проблем, увидеть их корни в нем. Говоря о культурном аспекте, думаю, в современном мире со всей его полиэтнической, поликультурной и многоукладной системой следует отметить следующую тенденцию - западная, либеральная культура, являющаяся основой жизни в США и в странах Западной Европы (хотя, конечно, нельзя назвать культуры этих регионов полностью идентичными) ведет непрерывную экспансию по всему миру как под видом привнесения "истинной" цивилизации и культуры в якобы "нецивилизованные" страны, так и под флагом мировой экономической интеграции, глобализации, вступления в ВТО и т.д. Даже не говоря о преимуществах и недостатках самой современной западной культуры, можно уже отметить опасность такой тенденции, ибо процесс становления социокультурных норм для различных обществ происходил веками, и, волей-неволей, выбирался некий оптимум, который лучше всего удовлетворял конкретным условиям, в которых находилась данная этнокультурная общность. Разрушения же сложившегося баланса ведет к непредсказуемым последствиям, губительным для общества, ибо происходит не обмен культур, при котором происходит их обогащение и, одновременно, сохранение всего уже накопленного, происходит разрушение одной и насильное навязывание другой культуры, которая абсолютно не адаптирована к местной специфике. Последствия такого вмешательства может пояснить, например, такой исторический пример: в Индии собирали высокие урожаи, возделывая поля деревянной сохой. Возмущенные такой отсталостью колонизаторы заставили внедрить современный английский отвальный плуг, что привело к быстрой эрозии легких лессовых почв, нанеся значительный вред.12 Экспансия одной единственной культуры, разрушая многообразие и многоукладность различных регионов земли, наносит огромный вред. Таким образом следует сказать, что залогом решения многих проблем, касающихся социальной и культурной сред, может стать взаимное сотрудничество, интеграция и сближение самых различных стран, культурных общностей, регионов лишь на основе взаимного уважения и взаимообогащения лучшим с отбрасыванием негативного, устаревшего или неприемлемого в конкретном случае без повальной стандартизации и унификации, что проявляется сегодня. Как писал украинский исследователь А. Н. Гончаренко в работе "Комплексное прогнозирование в системе "общество - окружающая среда", "важнейшей задачей (…) является задача поддержания и развития всего огромного социокультурного богатства и многообразия человечества (…) именно сохранение и умножение социокультурного многообразия - этого бесценного наследия предыдущих поколений - является основой устойчивого развития общества, его успешного приспосабливания к изменениям, подчас катастрофическим, окружающей среды". 13 Каковы же те изменения и процессы в сферах общественного сознания, которые сопутствовали назреванию современных социально - экономических и иных проблем? На протяжении 20-го века новые реалии времени, повсеместное внедрение достижений научно - технического прогресса, политические и экономические изменения внутри стран отразились не только на материальной стороне жизни, напротив, в общественном сознании также происходил целый ряд процессов, не все из которых можно оценить как положительные. Среди таковых, например, процесс распространения так называемой "массовой культуры" - особого рода продуктов культуры (кино, печать и т. д.), рассчитанных на широкого потребителя, зачастую не несущих в себе никакой смысловой нагрузки, а, напротив, играющих на самых низменных инстинктах человека. Такая форма культуры (а вернее было бы сказать - псевдокультуры) сегодня активно навязывается, вытесняя истинную культуру, заменяя ее суррогатом, ничего хорошего не несущим человеку. Тут продолжает работать с давних времен известный принцип - необразованным, оболваненным человеком проще управлять, общество из таких людей неспособно на организованное и активное выражение своей позиции, протеста против нарушений его прав. Говоря о современном западном обществе, следует отметить тенденцию его "атомизации" в том смысле, что все общество воспринимается как набор атомов, лишенных индивидуальных (химических) качеств и находящихся во взаимодействии (механическом), которое лишь и определяет состояние каждого из них. Согласно такой концепции свободен лишь человек - атом, а из суммы движения всех атомов складывается общая тенденция в развитии общества. Такой подход начал формироваться с развитием капиталистических отношений - с ростом роли частного капитала, что все больше и больше увеличивало отчуждение в обществе. Именно такое состояние общества Гоббс именовал "войной против всех", а равенство между людьми трактовал как возможность нанесения равного вреда друг другу. В обществе свободного рынка, где все подчиняется вычислению и измерению в денежном эквиваленте, само понятие свободы становится грандиозным обманом, ибо человек, включаясь в такое общество, неизбежно становится беззащитным перед внедряемыми в его сознание доктринами, а положение его зависит от "соударений" с соседними людьми - атомами. Такая концепция неизбежно приводит к деформации духовных и моральных постулатов, на которых основана жизнь общества, в мире, где все рассчитано и сверхрационально отпадает надобность в тех аспектах духовной культуры, которые не укладываются в рамки расчета. В данном случае наблюдаемый переход от рационального и разумно скептического взгляда в науке к сверхрациональности и скептицизму в отношении культурного и духовного наследия не просто опасен, а, откровенно говоря, губителен. Однако именно такой переход, что очень прискорбно, мы и наблюдаем. Об опасности вытеснения всего иного "вычисляющим" сознанием М. Хайдеггер писал: " ..подкатывающая техническая революция атомного века сможет захватить, околдовать, ослепить и обмануть человека так, что однажды вычисляющее мышление останется единственным действительным и практикуемым способом мышления. Тогда какая же великая опасность надвигается тогда на нас? Равнодушие к размышлению и полная бездумность, полная бездумность, которая может идти рука об руку с величайшим хитроумием вычисляющего планирования и изобретательства. А что же тогда? Тогда человек отречется и отбросит свою глубочайшую сущность, именно то, что он есть размышляющее существо. Итак, дело в том, чтобы спасти эту сущность человека. Итак, дело в том, чтобы поддерживать размышление ". 14 Сохранение положения, существующего на актуальный момент в мире, приводит западного человека к неизбежному и неразрешимому конфликту с нормами христианской морали, к конфликту, в котором отражается вся суть глобальных противоречий, раздирающих сегодня планету. Вот что пишет об этом Сергей Кара-Мурза: "Но, пожалуй, самый глубокий кризис - это кризис идентичности самих "атомов" индустриальной цивилизации. Как бы мы ни избегали об этом говорить, нельзя не видеть, что сохранить привычный стиль жизни и старую траекторию прогресса можно лишь полностью порвав с системой норм христианской морали, на которой и возникла наша цивилизация. Достоевский поставил этот вопрос в легенде о Великом Инквизиторе. Сейчас мы пришли к тому, чего боялся Иван Карамазов. Чтобы сохранить общество потребления, мы должны убить Христа. Человек, имеющий мужество доходить до конечных вопросов, не может не видеть" уже происшедшей трансформации. Средний современный американец, увидев гибнущего ребенка, бросится спасать его с риском для жизни. В этом он христианин. Но миллионы детей в третьем мире погибают от гепатита Б. Сейчас созданы генно-инженерные вакцины стоимостью один доллар прививка. Но корпорации не желают их производить, так как некому платить. И в то же время средний американец в год тратит 267 долларов на алкогольные напитки и не желает тратить меньше." 15 Человек, который в условиях современной экономической системы работает "разумно", на себя, никак не может убежать от этого противоречия, напротив, оно лишь углубляется с разрушением и отрицанием моральных и культурных норм, оставшихся в наследство от прошлых поколений, ибо именно в них заключена львиная доля того потенциала, который мог бы послужить основой решения современных глобальных проблем. Итак, из всего вышесказанного следует, что не последнюю, а, скорее, одну из первейших ролей в возникновении мировых противоречий сыграли процессы в обществе, процессы, определившие культурное и социальное развитие в различных регионах нашей планеты. Именно эти процессы явились коренными, глубинными причинами того положения в мире, которое мы имеем на данный момент.