Смекни!
smekni.com

Основные тенденции современных алжиро-французских международных отношений (стр. 1 из 4)

Реферат: Основные тенденции современных алжиро-французских международных отношений


По признанию обеих сторон, алжиро-французские отношения имеют особый, специфический характер, обусловленный географической близостью, 132 годами совместной истории в колониальный период, тесными культурными и социальными связями. Своеобразие отношений двух стран связано с их значительной эмоциональной составляющей, особой тональностью контактов, продолжительным колониальным присутствием Франции в Алжире, оставившим, вследствие необычайно острого и болезненного процесса деколонизации, смешанные чувства взаимной симпатии и соперничества, притяжения и отталкивания, близости и отчужденности, взаимопонимания и непримиримости. В силу целого ряда факторов геополитического, экономического, социального и культурного порядка Алжир заслуживает особого внимания Франции, в равной мере и Франция для Алжира была и остается важным партнером.

История сотрудничества независимого Алжира и Франции с 1962 г. знала периоды подъемов и спадов, взаимопонимания и кризисов. Однако на протяжении всех этих лет жизнь подтверждала справедливость выражения президента Алжира Х.Бумедьена: «что-то маленькое, но особенное останется между Алжиром и Францией». Характеристика, данная некогда известным алжирским государственным деятелем, сохранила свою актуальность и в наше время.

С начала 90-х годов отношения между Францией и Алжиром развивались противоречиво и непоследовательно. Победа Исламского фронта спасения (ИФС) в первом туре парламентских выборов в Алжире 26 декабря 1991 г., а также политические события, которые последовали за отменой второго тура выборов, вынужденной отставкой президента АНДР Ш.Бенжедида и образованием Высшего Государственного Комитета (ВГК), явились причиной ухудшения отношений между Францией и Алжиром. Позиция Франции, выраженная президентом Ф.Миттераном, который заявил о том, что «необходимо уважать волю народа», состояла в осуждении действий алжирского режима и проводимой им внутренней политики.

Волна террористических актов в Алжире против представителей власти, интеллектуальной элиты, а также массовых расправ над мирным населением, совершенных исламскими экстремистами под лозунгами борьбы за создание в Алжире теократического государства, не привела на протяжении 90-х годов к изменению отношения официального Парижа к внутриполитическому алжирскому кризису. Французские власти продолжали называть алжирских террористов «группами вооруженной оппозиции». Террористические акты, совершенные против французских граждан, самым громким из которых был захват группой экстремистов самолета авиакомпании «Эр Франс» в декабре 1994 г., лишь ухудшили отношения между двумя странами. Во французской прессе по поводу алжирского кризиса регулярно поднимался вопрос: «Кто кого убивает?», вызванный серьезными подозрениями французской общественности относительно участия алжирских военных в сериях террористических актов против собственного населения. Напряжение в отношениях порой приводило к острым ситуациям на дипломатическом уровне как, например, отмена, по инициативе алжирской стороны, встречи президента АНДР Л.Зеруаля с президентом Франции Ж.Шираком, которая должна была состояться в октябре 1995 г. в Нью-Йорке в период работы Генеральной Ассамблеи ООН.

Президентские выборы 1995 г. в АНДР, победу на которых одержал Л.Зеруаль с поддержкой 61% голосов избирателей, послужили началом для пересмотра отношения Запада к алжирскому внутриполитическому кризису. Общее движение Алжира по пути нормализации, проявившееся в регулярном проведении выборов, принятии закона о гражданском согласии, одобренного населением на референдуме 16 сентября 1999 г., а также снижение интенсивности террористических актов с конца 90-х годов, способствовало формированию нового восприятия Алжира западными странами, в целом, и Францией, в частности.

Приход к власти в Алжире в апреле 1999 г. А.Бутефлики в результате досрочных президентских выборов породил надежды на улучшение отношений Алжира с западными странами и, в том числе, с Францией. Первым символическим событием, ознаменовавшим потепление алжиро-французских отношений, стал визит А.Бутефлики во Францию в июне 2000 г.

Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. привели к адекватному осознанию международным сообществом и, в первую очередь, странами Запада реальных и потенциальных угроз радикального исламизма, что оказало существенное влияние на окончательное формирование нового отношения Парижа, Вашингтона и Лондона к действующим сторонам внутреннего алжирского конфликта. Таким образом, на рубеже XX и XXI вв. сформировались благоприятные политические условия для потепления алжиро-французских отношений.

За визитом А.Бутефлики во Францию в 2000 г. последовала серия взаимных визитов высших государственных чиновников двух стран, заложивших основу для пересмотра межгосударственных отношений, а также для создания политической надстройки, в большей степени соответствующей новым реалиям двусторонних связей.

Так, в ноябре 2001 г. после наводнения, от которого пострадал город Алжир и несколько близлежащих поселений, в Алжир прибыл с рабочим визитом французский президент Ж.Ширак. С июня 2000 г. Францию несколько раз посещал с деловыми визитами алжирский президент А.Бутефлика, в январе 2003 г. Францию посетил также премьер-министр АНДР А.Бенфлис. Помимо этого, состоялось множество взаимных рабочих встреч на уровне министров двух стран для обсуждения текущих вопросов сотрудничества. Кульминацией дипломатической активности, безусловно, стал государственный визит Ж.Ширака в Алжир 2–4 марта 2003 г. Эта поездка является первым государственным визитом французского президента в АНДР. Посещения независимого Алжира на разных исторических этапах французскими президентами В.Жискар д'Эстэном, Ф.Миттераном, а также самого Ж.Ширака в 2001 г. не имели статуса государственных визитов.

В ходе визита стороны подписали «Алжирскую декларацию», которая является структурной основой для дальнейшего развития двусторонних отношений. Документ предусматривает интенсификацию политических контактов, укрепление экономического, культурного и научного сотрудничества, а также развитие взаимодействия, направленного на упрощение административных формальностей, связанных с перемещением физических лиц между странами. Декларация предусматривает проведение ежегодных встреч между главами государств и дважды в год консультаций на уровне министров иностранных дел. Сотрудничество в политической области затронет такие сферы, как борьба против международного терроризма, партнерство между Европейским союзом и Магрибом, реализация Нового партнерства для развития Африки («НЕПАД»). Стороны пришли к согласию относительно активного участия в создании подлинного экономического взаимовыгодного партнерства, основанного на развитии прямых французских инвестиций в алжирскую экономику. Франция взяла на себя обязательства содействовать в проведении в Алжире экономических реформ, мобилизации финансовых инструментов, направленных на финансирование различных алжирских проектов, оказывать поддержку стране на переговорах о получении помощи и кредитов от международных финансовых организаций. В соответствии с достигнутыми договоренностями Франция и Алжир планируют подписать договор о дружбе.

В свете интенсификации двусторонних контактов на дипломатическом уровне обращает на себя внимание новая лексика, используемая Ж.Шираком, французскими государственными политиками и дипломатами для характеристики нового этапа франко-алжирских отношений. Так, Ж.Ширак в ходе визита неоднократно использовал для того, чтобы подчеркнуть специфику и новую тональность отношений, такие термины, как «исключительное партнерство», «новый алжиро-французский альянс», «новое и огромное поле, открывающееся перед Францией и Алжиром», «глубокое, крепкое и долгосрочное партнерство», партнерство, которое не будет больше всего лишь «процветающим торговым обменом», а станет партнерством «великих совместных свершений».

Наряду с двусторонними связями, Франция и Алжир развивают отношения в рамках сотрудничества Европейский Союз – Алжир. В декабре 2001 г. стороны парафировали договор об ассоциированном членстве Алжира в ЕС. В апреле 2002 г. указанный договор был подписан, а уже в октябре договор был одобрен подавляющим большинством голосов Европейским парламентом: 458 депутатов высказались за, 10 депутатов – против и 20 депутатов воздержались. О важности западноевропейского направления алжирской дипломатии свидетельствует серьезный переговорный процесс, который предшествовал заключению договора об ассоциации – переговоры длились несколько лет и насчитывали 17 раундов. Однако в связи с расширением Европейского Союза на восток, подразумевающим оказание разностороннего содействия странам Восточной Европы, которые присоединятся к ЕС в 2004 г., остро встает вопрос о перспективах и темпе развития сотрудничества ЕС со странами южного Средиземноморья. Позиция Франции, которая исторически имеет интересы в Северной Африки, была выражена президентом Ж.Шираком, заявившем в интервью алжирскому изданию «Аль-Ватан», о том, что Франция приложит все усилия для сохранения евро-средиземноморского сотрудничества в качестве одного из приоритетов внешнеполитической деятельности ЕС.

Совпадение позиций Алжира и Франции по одному из наиболее актуальных вопросов международной политической жизни в 2003 г. – иракскому кризису, способствовало расширению базиса франко-алжирских отношений и появлению дополнительных импульсов к взаимодействию. Активная позиция Франции принесла стране и Ж.Шираку лично значительные дивиденды популярности, особенно со стороны государств с аналогичной позицией. Французский президент олицетворял сопротивление американскому силовому методу решения конфликта и стремление до последнего момента использовать все возможности мирного разоружения Ирака в рамках резолюции № 1441 Совета Безопасности ООН. Официальная позиция Алжира заключалась в негативной оценке военной операции коалиции, возглавляемой США, против Ирака. Применение силы без получения одобрения Совета Безопасности ООН не соответствовало принципам международного права. В официальной декларации, принятой 20 марта 2003 г. относительно развития событий в Ираке, Алжир, выразив поддержку братскому народу Ирака, заявил о необходимости строгого соблюдения международных принципов и сохранения независимости, суверенитета и территориальной целостности Ирака, а также призвал к прекращению боевых действий и к использованию мирных методов урегулирования кризиса.