Смекни!
smekni.com

Политико-экономические проблемы Северного Кавказа: история и современность (стр. 3 из 5)

Однако в традициях этносов северокавказья преобладает негативное отношение к частнокапиталистическим формам отношений. Особенно к тем, которые копируют американский стиль, с его грубым индивидуализмом, алчностью и эгоизмом, отрицающим мораль сотрудничества и коллективизма. Здесь доминирует тенденция не допускать внутри своей общины, рода, клана эти варварские отношения. Правда, тенденция разрушения этого уклада жизни, как пишет О.Н.Домениа, началась еще в конце Х1Х столетия. “Но в ХХ веке этот переход замедлился в связи с установлением социалистической системы хозяйствования, которая в основном опиралась на идею коллективизма”[6.С.52.]. Хотя на практике идея коллективизма осуществлялась не адекватно ее социалистической сущности, но в принципе она поддерживалась этносами северокавказья, ибо эта идея во многом совпадала с духом и историческими традициями горской общины. Она соответствует даже духу ислама как самой распространенной формы религии в данном регионе.

Исторически в горах и предгорьях Северного Кавказа общинные формы отношений и ислам взаимодействовали и питали друг друга. Ныне эта разумная традиция, как отмечал Президент Республики Кабардино-Балкария, постепенно возрождается. “Мечеть сегодня, - пишет он, - вместе с общиной формирует социальный механизм, во многом регулирующий традиционный образ жизни” [7.С.11]. Изучая историю и современный образ жизни, скажем, кабардинцев и балкарцев, без особых усилий ума можно понять, что суть культуры этих этносов – это следование прошлому, которое, говоря словами О.Домениа, “есть эталон социального совершенства, олицетворение идеального мироустройства”[6.С.54.]. Спрашивается, как можно слепо, невежественно насаждать здесь нормы и законы частнокапиталистических отношений? Отношений, повторяем, американского образца? Насаждать те формы собственности, которые порождают массовую безработицу. Ведь сегодня самое большее число безработных, особенно из числа молодежи, находится в Южном регионе. Безработица в данном многонациональном регионе – мощнейшая детерминанта преступности, терроризма и прочей социальной мерзости, чего не хотят видеть власть имущие политики. Но эта мерзость резко суживается при господстве цивилизованных форм собственности.

К этому следует добавить, что также весьма негативно к “забугорным” новшествам относилось и относится казачество. Этому мужественному сословию всегда был присущ принцип соборности, общинности и взаимопомощи. Конечно, в эпоху проникновения на Северный Кавказ чисто капиталистических отношений стали проявляться варварские, порой, дикие формы эксплуатации наемных работников или батраков. Эти противоречия еще сильнее обострились в эпоху современной мародерской приватизации собственности, что вообще чуждо, повторяем, исторически сложившемуся образу жизни северокавзских этносов.

Еще в советское время в Дагестане колхоз, возглавляемый Д.Чартаевым, перешел от абстрактно-общего хозяйствования (безличностного, по принципу: все вокруг колхозное, все вокруг – мое) к конкретно-общему владению и ведению хозяйства, где каждый колхозник, в зависимости от проработанных лет, своего профессионального вклада, стал владеть определенной долей стоимости (капитала), содержащейся в неделимом фонде колхоза. Данное хозяйство было одной из первых “ласточек” перехода к подлинно цивилизованным формам отношений. В этом же русле сформировались и работают ряд закрытых АО. По этой модели (но уже в центре России) работало АО известного офтальмолога С. Федорова, филиалы которого открывались даже в ряде других стран мира. Следует заметить, что С. Федоров предлагал М. Горбачеву, а затем Б. Ельцину изучить этот опыт и подобные модели хозяйствования на Западе. А в ряде стран Запада и Востока накоплен богатейший опыт цивилизованного хозяйствования. Но российские лидеры с порога отвергли эту идею.

Искать пути перехода к цивилизованным формам собственности

Названные выше примеры цивилизованного решения проблемы собственности, конечно, не являются всеобщим эталоном разрешения противоречий в системе политико-экономических отношений. Они требуют от мыслящей интеллигенции пристального изучения местных условий и обстоятельств. Прежде всего от той интеллигенции, которая находится у власти. Абсолютное большинство лидеров являются дипломированными специалистами. Правда, не всегда диплом вуза и даже ученая степень есть показатель высокой культуры ума. Ученые и политики Южного региона могут обратиться к опыту ряда стран Запада, где функционируют тысячи мелких и крупных предприятий, даже федерации трудовых коллективов, являющихся владельцами своих хозяйств. Эти предприятия преодолели систему наемного труда, эту, как выражались французские энциклопедисты, форму смягченного людоедства. Цивилизовано решая вопросы накопления и движения капитала, социального и пенсионного обеспечения, науки и образования, эти коллективы даже в условиях стихии варварского рынка добились разумных результатов. В той стихии, которая часто порождает валютные кризисы, а значит спад производства, банкротство банков и даже потрясения финансовых систем государств.

Правда, ряд политиков и "теоретиков" правого толка пытаются доказать, что в России следует формировать "капитализм с человеческим лицом". Однако, как пишет известный публицист Б. Белоцерковский, "уж теперь-то, когда номенклатура вкупе с "бандюками" утвердила свое господство и "прихватила" главную собственность, никому не удастся с помощью новых реформ создать "цивилизованный капитализм", не говоря уже о "человеческом лице". Новые реформаторы будут только обречены потерять собственное лицо!"[8.С.7]. Даже бывший американский советник Е.Гайдара и Б.Ельцина по вопросам реформы собственности в России Дж.Сакс вынужден признать, что эта страна весьма специфична, не понятна для американского научного мышления, а поэтому "попытки найти конкретных хозяев для приватизации крупных и средних предприятий в России потерпели крах" [9].

Удивительное признание "теоретика", заблудившегося в двух соснах. Россия, как и весь Союз ССР, несмотря на определенную отсталость в технологии производства в ряде его отраслей (70 лет – это миг для такой огромной страны, перенесшей разрушительные войны!), в политико-экономическом отношении стояла выше, чем США. В нашей стране в сфере собственности на средства производства, говоря словами В.Ленина, доминировал государственно-монополистический капитал, который объективно нуждался в движении не вспять, к домонополистическим формам, с их варварскими порядками, а к цивилизованным образованиям собственности. К тому типу, где конкретными хозяевами крупных и средних предприятий должны были стать их трудовые коллективы. Этих, повторяю, конкретных хозяев, не мог найти формальный рассудок американского советника вкупе с его невежественными российскими единомышленниками.

Акционерные общества неприемлемы для Северного Кавказа

В результате этих контрреволюционных политико-экономических манипуляций в России утвердилась стихия грабительских рыночных отношений, где, прикрываясь идеей демократии, создания "капитализма с человеческим лицом" и т.п., объявили, что каждый гражданин России может приобрести акции. Говоря иначе, "либеральная экономика" в России позволит, мол, каждому стать акционером любого предприятия. Однако теоретически подобный подход есть чистая софистика, фальшь и лицемерие, а практически – обман, ибо, как пишет В. Белоцерковский, "распыленные мелкие акционеры не способны контролировать управление предприятиями и заинтересованы лишь в том, чтобы побольше были дивиденды"[8.С.7]. Заполучить как можно больше дивидендов, не сознавая, что такой "акционер" присваивает безвозмездно труд другого человека.

Во всех отношениях, особенно в моральном плане, "массовое введение акционерной системы в России трудно расценивать иначе как издевательство над народом и здравым смыслом"[8.С.7]. Здравый смысл подсказывает, что в Южном округе с его избыточностью трудовых ресурсов (главное богатство России!) человеку труда невозможно вписаться в стихию спекулятивных акционерных отношений. Даже найти здесь рабочее место и то является иллюзорной мечтой. Отсюда, как пишет Р. Абдулатипов, "молодые кавказцы вынуждены бежать из родных мест из-за своей неустроенности. Устроиться на работу или учебу в России тоже стало тяжело, в отличие от предыдущих лет"[2.С.55]. Поэтому властям этого округа, если они действительно озабочены судьбой своих граждан, приходится, как бы это не было бы трудно, искать иные пути и способы разрешения сложившихся здесь противоречий.

Сохранить и развивать опыт прошлого

Предпосылки, которые закладывались в советскую эпоху, не утеряны. Так, созданные совхозы и колхозы, как писал М. Залиханов, являются основой эффективного функционирования аграрного сектора в Южном регионе. Даже "противники, - пишет академик,- нашей страны понимали и понимают, что развал колхозно-совхозного производства на селе никогда не даст возможность встать на ноги и быть независимой России" [10.С.94].