Реферат: Региональный аспект внешней политики Исламской Республики Иран
Региональная политика современного Ирана является одним из наиболее острых направлений деятельности иранского правительства. Нынешняя международная обстановка, сложившаяся в регионе Западной Азии под влиянием событий в сопредельном Ираке, побудила Тегеран внести определенных коррективы во внутреннюю политику, в особенности в районах расселения народов, разделенных государственными границами ИРИ с сопредельными странами. Они представляют, как известно, ареалы неперсидского нешиитского (преимущественно суннитского) населения, социально-политические и религиозные идеалы которого отличаются от взглядов находящейся у власти персошиитской корпорации. Их недовольство может быть использовано определенными политическими силами, стремящимися к свержению нынешней власти в Иране. Не случайно Реза Пехлеви, сын бывшего иранского монарха, недавно выступил в Лондоне с заявлением о том, что вскоре в Иране возможна смена власти.
Как известно, представления об обустройстве регионов в постмонархическом Иране не нашли адекватного освещения в теоретическом наследии имама Хомейни. Поэтому еще при его жизни сразу после свержения шахского режима неперсидские этносы выступили с требованиями предоставления им национальных прав. Имам Хомейни обещал решить их проблемы, поскольку стабилизация режима шиитского духовенства требовала поддержки революции всем населением страны. Однако вскоре выявились расхождения в понимании некоторых понятий, составлявших основу внутрирегиональной политики, новыми властями и неперсидскими национальностями. Так, например, имам Хомейни руководствовался кодексом равенства, основанном на так называемом установлении «таква», т.е. религиозного равенства всех жителей страны. Также трактовалось и понятие «права человека», которые, по мнению Хомейни и его единомышленников определялись в Коране и сунне. Поэтому с их точки зрения следовало укреплять Закон. Содержание тех же понятий нешиитским населением определялось их национальными интересами.
Иранская конституция гарантировала права религиозным меньшинствам. В статье 15, в частности, фиксируется право использования национального языка в школьном обучении, преподавании литературы, а также в средствах массовой информации. Однако впоследствии выявилось, что этими правами могут воспользоваться далеко не все этносы страны.
Наибольшими привилегиями пользовались по понятным причинам азербайджанцы-шииты, которых назначали на ответственные должности в высших управленческих структурах. Своими правами пользовались и некоторые немусульманские общины. Наиболее многочисленной из них является христианская, состоящая из армян (90%) и ассирийцев (10%). Они пользуются конституционным правом использования национального языка в школьном обучении и печатных изданиях. В армянских школах, кроме того, изучается национальная история, искусство и культура. Армяне традиционно занимают ответственные места в торговле и предпринимательстве. Их деятельность направлена во благо иранского государства и всячески поощряется властями.
Вместе с тем, подобные отношения сложились не со всеми неперсидскими национальностями. Обнаружился дифференцированный подход властей к проблемам национальностей. Многие из тех, кто заявлял о своих национальных правах, прекратили свою борьбу. Их запросы до сих пор остались без должного внимания иранского правительства. Иранские белуджи, туркмены и арабы, являющиеся суннитами, не добились равных прав с персоязычными шиитами, а в районах Белуджистана, Туркмен-Сахра и Хузистана не осуществлялись в необходимом объеме и социально-экономические программы. Поэтому эти регионы принадлежат к числу самых отсталых в стране. Между тем, наиболее остро в Иране складывается ситуация в Иранском Курдистане.
Некоторая часть иранских курдов активно участвует в органах местного самоуправления в провинции Курдистан. Они считают себя такими же иранцами, как и другие жители страны, поэтому и в Курдистане иранское законодательство должно реализовываться в полном объеме. Среди них, например, вице-губернатор этой провинции, считающий, что следует договариваться с центром и мало – помалу добиваться всяческих уступок властей, инвестиций в экономические и социальные программы.
В период пребывания на посту президента страны С.М.Хатами в Иранском Курдистане стала реализовываться программа культурной либерализации. Курды получили возможность использовать курдский язык в начальном школьном обучении и некоторых печатных органах. Политические свободы курдов олицетворяет работа 30 депутатов (из 290) от провинции Курдистан в иранском меджлисе. Однако назначение на должность генерал-губернатора провинции Курдистан Рамезанзаде азербайджанца-шиита, хотя и выходца из Курдистана, вызвало недовольство иранских курдов, полагающих, что он не сможет в должной степени отстаивать запросы суннитского курдского населения. Тем самым обозначился их протест против религиозного выбора при назначении высших чиновников. Они ратуют за выборность губернатора. Кроме того, существуют различные оценки политики либерализации Хатами некоторыми представителями курдской оппозиции. Некоторые из них считают, что выбор этого курса является политическим компромиссом властей в целях сохранения внутриполитической стабильности в стране и оценивают как позитивный результат борьбы курдов за свои права.
Вместе с тем, иранскому правительству не удалось справиться со многими социальными и экономическими задачами, что является предметом острой критики курдской оппозицией. Курдские политические партии – Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК) и Комала (Революционная партия трудящихся Курдистана) были запрещены имамом Хомейни еще в 1980 г. Однако их не удалось разгромить, и они продолжили свою деятельность, обосновавшись на иракской территории, подконтрольной Патриотическому Союзу Курдистана (ПСК), возглавляемому Дж.Талабани2. Вот уже 7 лет, как ДПИК не ведет вооруженной борьбы против исламского режима, но не прекращает своей деятельности на иранской территории в защиту прав курдов. Так, например, ее лидер выступил с осуждением бездеятельности правительства в отношении курдских районов, где не были восстановлены разрушенные еще в ходе ирано-иракской войны 1980–89 гг. деревни и города, не выплачены населению компенсации за утраченное жилье и имущество, не ведется борьба с криминалом и коррупцией, не легализована приграничная торговля.
В то же время ДПИК выдвинула политические, социальные и экономические требования: расширить границы Иранского Курдистана за счет включения в его территорию провинции Западный Азербайджан, Илам и Керманшах; организовать в нем самоуправление не по религиозному принципу; а на выборной основе; признать курдов самостоятельной нацией и их национальные права; создать систему образования с широким использованием курдского языка на всех уровнях, с изучением курдской истории, искусства, культуры и права, открыть университеты, отвечающие запросам курдского населения; обеспечить свободу вещания, включая спутниковые телекоммуникации и интернет; предоставить женщинам равные права с мужчинами и разрешить курдянкам носить национальную одежду, отличающуюся от норм мусульманского этикета.
К числу важных политических требований относится требование о легализации курдских политических и общественных организаций в Иранском Курдистане. При этом ДПИК отмежевывается от каких-либо связей с иранскими коммунистами. Возвращаясь к событиям 1979 г. в Иране, Хасанзаде с сожалением отмечал, что Народная партия Ирана (Туде) в период становления режима шиитского духовенства не только поддержала его, но и вступила в открытую борьбу с национально-демократическими силами.
В этих условиях ЦК ДПИК распространил специальное обращение к мировому сообществу, в котором предпринял попытку привлечь его внимание к проблемам иранских курдов. В нем, в частности, говорится, что в то время, когда в соседнем Ираке силами англо-американской коалиции был свергнут диктаторский режим С.Хусейна, в Иране попираются элементарные права курдов. Давая в целом положительную оценку событиям в Южном (Иракском) Курдистане, Хасанзаде заявил, что США и их союзники начали войну против Ирака под лозунгами установления демократии и борьбы с терроризмом. После краткого переходного периода они намерены передать власть в руки иракского народа и выражают поддержку интересам курдского населения, которому будут гарантированы все их национальные права и равноправие. Кроме того, ДПИК заявила о недопустимости вмешательства Тегерана в дела курдов Южного Курдистана, а именно: запретить деятельность исламских вооруженных группировок на его территории, а также не поощрять активность экстремистских групп в курдских районах. Иранские курды выступили также в защиту права транзитного передвижения иракских курдов через территорию Ирана за рубеж и т.д.
Несмотря на серьезные обвинения иранского режима и четко сформулированные требования, А.Хасанзаде выступил за мирное решение всех вопросов с Тегераном за столом переговоров. В то же время он заявил о том, что хотя иракский вариант решения курдской проблемы и является привлекательным для курдов Ирана, он и его единомышленники не хотели бы иностранного вторжения в ИРИ.
Однако эту точку зрения разделяют не все курдские оппозиционеры. Среди них имеются и более радикально настроенные, считающие, что для достижения своих целей нельзя отбрасывать и иные методы – политические, дипломатические, организационные, научные и многие другие. И в то же время следует всегда быть готовыми к вооруженной борьбе с нынешним режимом, поскольку, по их мнению, существует “прямая связь между вооруженной борьбой и курдским национализмом”. Они считают, что только благодаря сохранению своих национальных политических организаций курды смогли обрести политическую зрелость в отличие от других иранских этносов, прекративших активную борьбу за свои национальные права.