Именно поэтому из сферы действия принятого в 1950 г. Устава УВКБ ООН и Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. были выведены "лица, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью" других органов или учреждений Организации Объединенных Наций. Географически сфера деятельности БАПОР, как уже было упомянуто, ограничивается пятью территориями. Палестинский беженец подпадает под мандат УВКБ ООН или под действие Конвенции 1951 г. лишь в том случае, если оказывается вне географических рамок деятельности БАПОР. Так, уже на протяжении более 50 лет продолжается тесное сотрудничество этих двух организаций. УВКБ является главным органом в системе организаций, призванных реагировать на все крупномасштабные чрезвычайные ситуации, связанные с беженцами, и, как и прежде, в рамках своей конституции продолжает оказывать ту или иную помощь палестинским беженцам, находящимся за пределами пяти стран, подотчетных БАПОР.
Сравнивая эти две организации, надо отметить основополагающие принципы работы каждой из них.
В обязанности БАПОР входит оказание помощи в виде предоставления услуг только одной группе людей - палестинским беженцам, и только тем из них, которые зарегистрированы и находятся на территориях действия Агентства, тогда как УВКБ ответственно за судьбу беженцев во всем мире. В задачи БАПОР в отличие от УВКБ ООН не входит поиск постоянных решений для находящихся под его опекой беженцев. Кроме того, мандат БАПОР касается главным образом оказания беженцам гуманитарной помощи и основных услуг, а не предоставления международной защиты, чем в отличие от БАПОР в первую очередь призвано заниматься УВКБ ООН. БАПОР не были предоставлены полномочия для защиты палестинских беженцев - эта ответственность полностью возложена на страны убежища.
Уникальность БАПОР состоит еще и в том, что оно является единственным агентством системы ООН, которое подотчетно непосредственно Генеральной Ассамблее ООН.
В отличие от остальных организаций системы ООН, которые осуществляют свою деятельность через местные власти или другие руководящие агентства, БАПОР работает с палестинскими беженцами напрямую, без посредников. Это позволяет эффективно координировать работу своего персонала (более 23,5 тыс. человек) и быстро реагировать на складывающиеся обстоятельства.
В таких областях, как образование и здравоохранение, БАПОР тесно сотрудничает с ЮНЕСКО и ВОЗ. Для выполнения своих программ помощи палестинским беженцам обе организации выделили квалифицированных специалистов-международников. Агентство постоянно получает поставки медикаментов от ЮНИСЕФ и Фонда ООН по деятельности в области народонаселения (ЮНФПА).
БАПОР также сотрудничает со специальным представителем ООН на Ближнем Востоке, назначенным в целях содействия достижению мирного урегулирования ситуации в регионе.
На протяжении всего своего существования Агентство тесно сотрудничает с многочисленными неправительственными организациями в таких областях, как медицина, техника, просвещение, а также в области защиты прав человека.
Отношения между Оккупированными территориями (с 1994 г. Палестинской Национальной Администрацией - ПНА) и Государством Израиль всегда были непростыми, что в свою очередь отражалось на деятельности БАПОР и условиях проживания палестинских беженцев.
Уже сама численность палестинских беженцев является спорным вопросом и одним из многочисленных "камней преткновения" в арабо-израильском конфликте. К моменту создания в мае 1948 г. Государства Израиль арабское и еврейское население Палестины, бывшей под управлением Великобритании, находилось в состоянии борьбы. За провозглашением Государства Израиль последовала интервенция со стороны некоторых арабских государств, и в результате разразившегося вооруженного конфликта 700-800 тыс. палестинцев были вынуждены искать убежища, в первую очередь, на Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа, в Иордании, Ливане и Сирии. Около 150 тыс. палестинцев остались в Израиле и стали гражданами нового государства.
Осознавая масштабы возникшей проблемы, обе стороны согласились на создание международного механизма предоставления компенсации арабам и евреям, которые стали беженцами в результате создания Государства Израиль (речь идет о палестинцах, утративших вследствие войны свои дома и родную землю, и о евреях, бежавших из арабских стран). Израиль согласился оказывать финансовую поддержку новой организации. Большая часть требуемых миллиардов долларов должна была поступить из международных источников (включая и богатые арабские страны). Израиль также обязался поддерживать программу воссоединения палестинских семей, которую он осуществлял между 1949 и 1967 гг. За этот период были репатриированы почти 60 тыс. палестинских беженцев. Гуманитарные критерии для принятия решения о воссоединении семей были разработаны Израилем. Дополнительно почти 500 тыс. беженцев должны были расселиться в Палестинском государстве при международной поддержке.
Далее позиции двух сторон расходятся.
Израиль соглашался принять до 10 тыс. беженцев в рамках воссоединения семей в течение нескольких лет.
Израиль согласился выразить сочувствие беженцам за пережитые страдания и утраты и предложил свое финансовое участие в их расселении и реабилитации. Его отказ принять на себя "первородный грех" возникновения проблемы беженцев соответствовал израильской версии, согласно которой именно арабские страны создали эту проблему, отказавшись признать Государство Израиль в 1948 г. и начав массированное наступление с целью его уничтожения.
С израильской точки зрения, признание "права на возвращение", даже если в данный момент палестинцы не настаивают на его реализации, может создать весьма опасный прецедент для предъявления Израилю других претензий в будущем.
ООП настаивала на приеме минимум 100 тыс. человек, включая множество беженцев из Ливана, которые должны были репатриироваться в ближайшем будущем.
ООП продолжала настаивать на том, что в дополнение к указанным мерам Израиль должен недвусмысленно заявить о своей формальной ответственности за возникновение проблемы беженцев в 1948 г. и формально признать право на возвращение этих беженцев (даже если фактически этого не произойдет, разве что в рамках воссоединения семей). Такая позиция соответствовала эволюции палестинских требований на протяжении всего израильско-палестинского конфликта.
БАПОР считает территорию ПНА входящей в сферу своей деятельности. На ней проживают палестинские беженцы, т.е., по сути (так же как Ливан, Иордания и Сирия), ПНА является "принимающей страной", а значит, имеет определенные обязанности, несет ответственность за беженцев и обязана содействовать БАПОР. Все перечисленные пункты ПНА исправно выполняет и часто выступает инициатором реализации новых программ и проектов.
Затянувшаяся интифада Аль-Акса усугубила и без того кризисное положение палестинцев на Западном берегу и в секторе Газа. БАПОР было вынуждено приложить все усилия для привлечения дополнительных крупных финансовых средств в необходимые проекты по оказанию чрезвычайной помощи. В 2001 г. на их реализацию было использовано около 70 млн. долларов США. В рамках проводимых программ помощь на Западном берегу и в секторе Газа получили 217,5 тыс. палестинских семей. Эта помощь представляет собой дополнительные поставки продовольственных товаров (вода, мука, масло, рис и т.д.), товаров первой необходимости, материальную помощь наиболее нуждающимся группам беженцев (инвалидам, раненым, вдовам с детьми) и помощь в трудоустройстве (создание временных рабочих мест).
Эти программы оказания чрезвычайной помощи не тормозили проведения регулярных мер по основным проектам, осуществляемым БАПОР. К тому же чрезвычайные программы касались наиболее нуждающихся палестинских беженцев, находящихся только на территориях Западного берега и сектора Газа. Что касается финансирования постоянных проектов, то здесь Агентство уже на протяжении многих лет испытывает большие трудности, в связи с чем было вынуждено предпринять строгие меры контроля за распределением финансовых средств на осуществляемые программы. Наряду с сокращением вложений в оказание услуг снизилась сумма, выделяемая на одного беженца в год - с 200 долл. в 1975 г. до 60 долл. в 2001 г. при том, что численность палестинских беженцев неизменно растет.
В своей деятельности Агентство стремится к тому, чтобы беженцы достигли уровня самообеспеченности, поэтому его усилия направлены в первую очередь на обеспечение долгосрочной жизнеспособности своих программ и устойчивого развития. БАПОР постоянно принимает меры по адаптации своей роли и оказываемых услуг с учетом потребностей беженцев и изменяющихся условий, в которых Агентству приходится работать. Однако, как и прежде, возможности Агентства в плане оказания помощи беженцам всецело зависят от наличия у него достаточных финансовых средств, ежегодно поступающих в виде добровольных взносов.
Мероприятия, проводимые БАПОР на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, можно представить следующим образом:
Программы в области образования:
Образование и просвещение всегда являлись приоритетными направлениями деятельности БАПОР. На осуществление проектов в области образования Агентство ежегодно тратит более половины своих бюджетных средств.