Таким образом, следствием длительной территориальной разобщенности восточной диаспоры курдов с их курдистанскими сородичами была частичная утрата первыми своей национальной идентичности, подорванной в ее этнических и политических основах процессом ассимиляции и аккультурации. Этой части курдского этноса грозит растворение в инонациональной среде, что может несколько изменить этнодемографическую ситуацию в регионе не в пользу курдов, во всяком случае, в ущерб их национальной борьбе за самоопределение.
Правда, если процесс этнической ассимиляции и аккультурации носит естественноисторический характер, он может быть исторически объясним и, следовательно, оправдан. Однако ни для одной страны Западной Азии цивилизованные формы этнических процессов, как в прошлом, так и в настоящем, не характерны. Поэтому нынешнее положение некурдистанских курдов и перспектива их сохранения как части находящегося вне исторической родины курдского этноса проблематичны.
Можно было бы ожидать, что этническая судьба курдов СССР, где для них были созданы оптимальные условия национального развития, составляет исключение. И действительно, на первых порах казалось, что советизация была для российских курдов благотворна. Их первоначальные достижения в области культуры, образования, всевозможных социальных благ и гражданских прав были общепризнанны, особенно в сравнении с положением курдов в дореволюционной России, и позволили им по всем показателям намного обогнать своих закордонных соплеменников. Однако эти успехи оказались временными и непрочными, во многом подорванными указанными извращениями и деформациями тоталитарных сталинского и послесталинских режимов, которые для курдов оказались столь же тяжелы, как и для других малых народов СССР. Крушение советской власти вызвало острейший политический и экономический кризис во всем Кавказском регионе и привело к потоку курдских переселений, устремленному на север, и к образованию на юго-востоке России новой курдской диаспоры. Курдский национальный вопрос в России остался нерешенным и даже осложнился.
Впрочем, наметившаяся стабилизация в Российской Федерации сулит курдской диаспоре некоторые перспективы. В 2000 г. была создана Федеральная национально-культурная автономия курдов (ФНКАК) Российской Федерации, официальная структура, призванная сплотить рассеянных по всей огромной стране курдов вокруг национальной идеи, заключающейся, по словам Председателя Совета ФНКАК Шарафа Ашири, в самостоятельном «решении вопросов сохранения национальной самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». В случае, если ФНКАК сможет успешно функционировать, будет сделан важный шаг по организации национальной жизни дисперсно проживающих в России курдов, что, будучи одним из первых опытов национально-культурной автономии для народов СНГ, не имеющих административной автономии, послужит примером для них как альтернатива разрушительному сепаратизму.
Западная диаспора, состоящая из курдских эмигрантов, постоянно проживающих в Западной Европе, Северной Америке и Австралии, – не самая многочисленная (едва ли больше 1 млн.), но играющая непропорционально большую роль в новейшей, особенно современной, политической и социально-экономической истории и культуре курдов. Она является одной из главных движущих сил курдского национально-освободительного движения, основной ареной его идейно-пропагандистской деятельности, экономическим фактором, помогающим выживанию курдских трудящихся на Западе и в самом Курдистане (благодаря денежным переводам), наконец, источником распространения современной культуры и образования в курдском обществе на его исторической родине и за рубежом. История западной диаспоры стала интегральной частью истории курдского народа в XX в., особенно в его второй половине.
В первой половине минувшего столетия не приходилось говорить о массовой эмиграции курдов на Запад, и, следовательно, о существовании сколько-нибудь заметной курдской диаспоры. Она носила элитарный характер и состояла преимущественно из немногих представителей курдской аристократии и нарождавшейся интеллигенции, оппозиционно настроенных по отношению к правящим режимам стран, разделивших Курдистан. К ним относились, например, члены знатного клана Бадрханидов (Камуран, Сюрейя, Джаладет), потомки владетельных князей исторической области Бохтан (Ботан) в Юго-Восточной Анатолии, обосновавшиеся в Париже и создавшие там интеллектуально-политический центр курдской эмиграции в Западной Европе, пропагандировавший и распространявший идеи молодого курдского национализма и курдской культуры вообще. Они работали в тесном контакте со своими сородичами и сторонниками в Сирии и Ливане, находившимися под мандатным управлением Франции. Несмотря на вынужденно ограниченный характер деятельности первых поколений курдских эмигрантов на Западе и их слабую связь с самим Курдистаном, они сыграли заметную положительную роль в воспитании первоначальных кадров курдских националистов, создателей курдских культурно-политических обществ и партий.
Массовой эмиграции курдов на Запад способствовали два эпохальных события в новейшей истории:
1) окончание послевоенного восстановления Западной Европы и формирование общеевропейских интегральных социально-экономических структур, потребовавших привлечения дешевой рабочей силы из-за границы, в первую очередь из стран «третьего мира»;
2) бурный подъем курдского национально-освободительного движения на Ближнем Востоке, вызвавший повальные репрессии со стороны властей и совпавший с ускорением модернизации экономики и распадом традиционного социального уклада в странах региона, особенно болезненно протекавшим в их отсталых курдских окраинах. По этим причинам именно в Курдистане с конца 50-х – начала 60-х гг. прошлого столетия стало расти число потенциальных и реальных мигрантов, оказавшихся на родине без средств к существованию, спасавшихся от правительственного террора или стремившихся получить за рубежом качественное образование или повысить свою квалификацию.
Интенсивный рост курдской диаспоры в Западной и Центральной Европе начался с 60-х годов после заключения Турцией двусторонних соглашений с рядом стран Западной Европы. Поэтому именно турецкие курды образовали там самую многочисленную часть курдской эмиграции. Впоследствии усилилась эмиграция на Запад сирийских, иракских и иранских курдов. Особенно быстро стала расти численность курдской диаспоры с середины 70-х годов под влиянием таких событий, как временное подавление восстания иракских курдов в 1975 г., начавшаяся в том же году гражданская война в Ливане, «Исламская революция» 1978–1979 гг. в Иране и последовавшие за ней беспорядки в Восточном Курдистане, ирано-иракская война 1980–1988 гг., государственный переворот в Турции в 1980 г. и начавшееся вскоре повстанческое движение турецких курдов.
Западная диаспора курдов расселена весьма неравномерно. Точные данные о ее численности отсутствуют, имеющиеся – весьма приблизительны и к настоящему времени изрядно устарели. К тому же в некоторых странах курдов регистрируют не по истинной национальности, а по гражданству. С учетом сказанного к 1995 г. количество курдов в разных странах западного мира, натурализованных и имеющих другой юридический статус, было следующее: в ФРГ – до 500 тыс., во Франции – около 100 тыс., в Нидерландах – около 50 тыс., в Швейцарии, Англии и Швеции – свыше 15 тыс. в каждой стране, в Дании – до 15 тыс., в Бельгии – свыше 12 тыс., в Норвегии – более 3 тыс., в Греции – свыше 3 тыс., в других странах Европы – более 5 тыс. В Ливане проживают свыше 80 тыс. курдов, в Австралии – до 10 тыс., в США и Канаде – более чем по 5 тыс. К настоящему времени, учитывая заведомые погрешности в подсчетах в сторону их преуменьшения (нет сведений о многочисленных нелегалах и о других, не попавших в статистику категориях), а также естественный прирост курдского населения и продолжающуюся иммиграцию курдов в страны Запада, эти цифры следует увеличить.
Из этих данных, прежде всего, следует, что центром и основной базой курдской диаспоры на Западе стала Германия, самая развитая страна Европы. Это – знаменательный факт, который впоследствии может стать инструментом германского влияния на курдское движение. Однако прямых доказательств на этот счет пока мало. Гораздо больше оснований полагать, что сама курдская диаспора стала давать мощные импульсы для активизации курдского национального движения в различных частях Курдистана.
Именно в этом состоит главное отличие западной диаспоры курдов от восточной. Если последняя была целиком интегрирована в социально-экономические структуры стран, разделивших Курдистан, а в политическом отношении играет в них второстепенную или вообще ничтожную роль, то первая, напротив, как раз в политике проявляет себя самым активным образом. На Западе в последние десятилетия сформировался довольно благоприятный климат для активной деятельности курдских националистов самого различного толка благодаря росту влияния либерально-демократических сил, набравших вес и популярность в обществе, государственных структурах и средствах массовой информации и сочувствующих курдскому освободительному движению.