Курдские иммигранты создали благодатную социальную среду для пропагандистской и организаторской работы активистов и функционеров курдских партий и обществ, число которых особенно быстро стало расти с 60-х годов XX в. Свобода слова и другие демократические ценности современной цивилизации, существующие на Западе, но остродефицитные на Востоке, в особенности в порабощенном Курдистане, как нельзя более пошли на пользу поднимающемуся курдскому национализму, оказали на него огромное стимулирующее воздействие.
Курдская диаспора на Западе проявила активную восприимчивость к идеям национального освобождения и к участию в политической борьбе за него. Этому способствовал ее более высокий образовательный и культурный уровень вследствие длительного, а то и пожизненного отрыва от традиционного общества на исторической родине и приобщения к идейно-политическим ценностям новой для нее западной цивилизационной среды. Это относится не только к образованной элите курдской диаспоры, имеющей длительный стаж проживания в эмиграции, но и к новоприбывшим иммигрантам из Курдистана, принадлежащим к средним, а больше к низшим слоям курдского общества.
На Западе они частично влились в ряды рабочего класса, но больше были заняты в торговле и сфере обслуживания. В довольно короткий срок они овладевали языком страны пребывания, получали общее и профессиональное образование, адаптировались к местным условиям, получали гражданство, а их дети оканчивали среднюю школу, получали специальное, иногда и высшее образование, становились вполне полноценными гражданами. Уже в 50-е годы в Европе насчитывалось до 500 курдских студентов; впоследствии их количество значительно возросло.
Однако, как правило, полной ассимиляции не происходило. То была лишь частичная, скорее только внешняя аккультурация. Подавляющее большинство курдов чувствовали себя курдами, иностранцами в чужой стране, даже если они жили в ней всю жизнь. Они были убежденными патриотами, болели за курдское дело, за курдскую свободу и всегда были готовы оказать посильную помощь борьбе курдского народа за независимость.
Итак, в основном на западноевропейской почве (а в последнее время также в США и Австралии) образовалось довольно разношерстное и разбросанное по разным странам, но сплоченное единой национальной идеей курдское сообщество, в котором укоренились всевозможные курдские общественно-политические организации разной политической ориентации. В Париже, Брюсселе, Лондоне, Берлине, Стокгольме, Вашингтоне и др. городах были созданы курдские институты, культурные центры, землячества и т.п. учреждения.
Они постоянно ведут усиленную работу в первую очередь среди региональной диаспоры, но наиболее влиятельные из них (в Германии, Швеции, Франции) установили тесные связи со всеми «западными» курдами. Основное внимание они уделяют научно-просветительской деятельности, в которую вовлекают своих соотечественников всех возрастов и профессий; в сферу их интересов входили и детские сады, и университетские аудитории. Например, в Швеции уже много лет существует курдская федерация, объединяющая свыше 30 различных организаций с более чем 6 тыс. членов.
Кроме культурно-просветительских центров, во многих западных странах, где образовалась относительно многочисленная курдская диаспора, возникли представительства наиболее влиятельных курдских политических партий, в том числе таких авторитетных, как Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана из Южного (Иракского) Курдистана. Среди молодежи, части интеллектуалов левой ориентации и новоприбывших иммигрантов успешную агитацию проводили активисты ПКК, также имевшие свои представительства.
Они вместе с указанными обществами совместно развернули интенсивную пропаганду в печати и электронных СМИ. Были основаны издательства, которые выпускали десятки газет, журналов, брошюр и книг как культурно-просветительского, так и сугубо политического направления на главных диалектах курдского языка (курманджи и сорани).
Было организовано курдское телевидение (в Брюсселе и Лондоне) и радиовещание. Кроме того, для пропаганды идей национального освобождения курдов и конкретной программы борьбы за его осуществление курдские идеологи и политики на Западе широко использовали свои связи с местными леводемократическими кругами и подконтрольными им СМИ.
Итак, курдская диаспора на Западе представляет собой в настоящее время своеобразное этническое сообщество, дисперсное по своей географической структуре, обитающее в разных странах и интегрированное в их экономику и в значительное мере в социальную структуру, но сохранившее свой язык, существенные признаки национальной культуры и зримые пережитки традиционного менталитета.
Конечно, курды западной диаспоры подверглись за долгие годы проживания на чужбине некоторой аккультурации и даже, частично, ассимиляции (скорее внешней). Однако при этом они сохранили основу, скрепляющую их национальное единство. Это, как уже неоднократно говорилось, – всенародное стремление к национальному самоопределению их исторической родины – Курдистана.
Показательно, что в феврале 1999 г. по всей Европе прокатились многолюдные курдские демонстрации протеста, независимо от их политической ориентации, против захвата агентами турецких спецслужб Абдуллы Оджалана, лидера ПКК, организовавшей повстанческое движение турецких курдов.
Западная диаспора курдов стала идейно-политической базой, своего рода реактором протестного общекурдского движения за национальное освобождение. Посылаемые с Запада импульсы расходятся по всему Курдистану и находят широкие международные отклики, способствуют актуализации курдской проблемы как одной из насущных и важнейших в начинающемся столетии.
Список литературы
курд диаспора эмиграция
1. Гасратян М.А. Курдская проблема в Турции (1986–1995). – М., 2001.
2. Бугай Н.Ф., Броев Т.М., Броев Р.М. Советские курды: время перемен. – М., 1993.
3. Никитин В. Курды / Пер. с фр. – М. 1964, с. 298–299, 396–399; Аристова Т.Ф. Курды Закавказья: (историко-этнографический очерк). – М., 1966.
4. История Курдистана. – М., 1999.
5. Дружба, 2000, № 10.
6. Магдид Сапан. Печать курдской диаспоры: история и современное состояние. – СПб, 1998.
7. Сайд Молла. Некоторые проблемы курдской диаспоры на современном этапе. // Современное состояние курдской проблемы (научный симпозиум). – М. 1995.