Реферат
Международный аспект развития экономических отношений ЕС и Израиля
Экономическая сфера – самая динамичная и самая развитая сфера отношений стран Европейского Союза и Израиля. Западная Европа в 90-е годы – главный внешнеторговый партнер Израиля. В целом Европа признает, что в экономическом плане Израиль является одной из передовых стран на Ближнем Востоке. Израильский научный потенциал достаточно велик, чтобы представлять интерес для развитых стран Европы, особенно в области высоких технологий.
Израиль чрезвычайно заинтересован в расширении экономического сотрудничества с Европой. Уже в 1958 г., когда вступил в силу Римский договор о создании Европейского Экономического Союза, израильское правительство представило в Европейскую комиссию меморандум о необходимости заключения всестороннего соглашения между ЕЭС и Израилем. ЕЭС представляет для израильского экспорта стабильный рынок сбыта, не подверженный изменениям в зависимости от политического климата (в отличие от африканского и южноамериканских рынков).
В начале 1990-х годов между Израилем и европейскими странами действовало соглашение о кооперации 1975 г., предусматривавшее создание зоны свободной торговли промышленными товарами между ЕЭС и Израилем. Однако к началу 1990-х годов обеим сторонам было очевидно, что это соглашение устарело и нуждается в пересмотре. Израильские предприниматели и экономисты были особенно обеспокоены приближением 1993 г., когда европейское объединение поднимется на качественно новую интеграционную ступень, сопровождающуюся созданием единого рынка. Выдвигаемые Израилем требования, касающиеся содержания нового договора, сводились к следующему: предоставление больших льгот для некоторых сельскохозяйственных продуктов; смягчение регламентации экспорта продукции израильской электронной промышленности; предоставление более свободного доступа к государственным заказам, прежде всего на электронную и вычислительную технику. Израильские лидеры были чрезвычайно озабочены дефицитом в своем торговом балансе с Европой (к началу 1990-х соотношение импорта в Израиль из стран ЕС и экспорта составляло 2:1).
Существует несколько причин дефицита в торговле Израиля с Европой. Во-первых, дискриминация израильских товаров, масштабы которой с трудом поддаются оценке. На дискриминацию указывал Рабин в январе 1993 г. как на главную причину дефицита. Однако это только часть проблемы. Европейская сторона указывает на другие причины: экономика стран-членов Союза стала эффективнее в этот период, а Израиль не сделал многих важных шагов для либерализации частного предпринимательства и торговли от чрезмерных государственных бюрократических ограничений. Израильские товары стали менее конкурентоспособны, и потребности израильтян в импорте возросли.
Кроме того, экономическое развитие и прогресс внутри Евросоюза оказывают негативное влияние на Израиль. Например, расширение ЕС (за счет Испании и Португалии) предоставило владельцам цитрусовых плантаций Иберийского полуострова преимущества по сравнению с их израильскими конкурентами, так как первые могли беспошлинно перевозить продукцию по всей Европе, а Израиль вынужден был платить пошлины.
Однако в 1992 г. страны Европы были еще не готовы вести серьезные переговоры по этому вопросу, и идею обновления экономических соглашений между двумя странами пришлось отложить. Восприимчивость ЕС к предложениям Израиля о пересмотре существующего экономического соглашения находилась под влиянием политических процессов. Когда у власти находилось правительство Шамира, Брюссель не реагировал на подобные предложения, но победа левого правительства во главе с Рабиным в июне 1992 г. изменила подход европейцев.
В мае 1992 г. министр иностранных дел правого правительства Шамира Давид Леви посетил Брюссель, где встречался с лидерами 12 стран-членов ЕС. Леви пытался убедить европейских министров провести переговоры о новом соглашении с Израилем. Брюссель настаивал на проведении параллельных многосторонних переговоров по экономической кооперации на Ближнем Востоке. Однако Израиль отказался участвовать в этих переговорах, протестуя против участия в них палестинцев, проживающих в арабских странах. В ответ министры ЕС предупредили Леви, что обновление договора не последует, пока Израиль отказывается поддержать попытки ЕС содействовать региональной кооперации.
После победы в 1992 г. левых сил в Израиле, Ш. Перес возглавил министерство иностранных дел и отправился в тур по европейским столицам, в котором пытался заручиться европейской поддержкой развития экономики Ближнего Востока. В ЕС с энтузиазмом приняли известие о смене правительства в Израиле. В декабре 1992 г. начались переговоры о новом соглашении, однако им помешал политический скандал. 17 декабря 1992 г. в ответ на похищение и убийство израильского пограничника военизированным крылом организации «ХАМАС», Израиль депортировал в Ливан более 400 подозреваемых активистов «ХАМАС» и группировки «Исламский Джихад». Мировое общественное мнение осудило эту акцию, и в последующие несколько недель Комиссия ЕС заявила об отсрочке дальнейших переговоров. Комментируя этот шаг, один из дипломатов ЕС отметил: «Никто в Союзе пока не говорит о необходимости ввести санкции против Израиля. С другой стороны, широко распространено мнение, что было бы неправильно награждать израильтян за неуважение прав человека». Таким образом, новое соглашение снова откладывалось на неопределенный срок.
Тем временем европейские политики почувствовали, что экономическая сфера – это та область, в которой они могут эффективно воздействовать на ближневосточные страны с целью усадить их лидеров за стол переговоров. Кооперацию на Ближнем Востоке европейцы приветствовали как необходимое условие достижения политических мирных соглашений между Израилем и арабскими странами.
Еще в начале интересующего нас периода, после Мадридской мирной конференции, ЕС была поручена работа Региональной Рабочей Группы Экономического Развития (РРГЭР) по связям и помощи странам Ближнего Востока. Первые три раунда переговоров выделили сферы деятельности группы, в том числе:
– коммуникации и транспорт (развитие этого направления было поручено Франции);
– энергетика (ЕС);
– сельское хозяйство (Испания);
– финансовые рынки (Англия);
– торговля (Германия).
Четвертый раунд переговоров состоялся в Копенгагене сразу после подписания Декларации Принципов между Израилем и Палестиной. В Копенгагене стало ясно, что необходимо интенсифицировать работу РРГЭР, чтобы ее роль не была отодвинута на второй план. Группа приняла Копенгагенский План Действий, который предусматривал 33 различные инициативы по отношению к Израилю, Палестине и их соседям. Этот план стал рабочей основой РРГЭР. На последующих пленарных заседаниях в Рабате (июнь 1994 г.) и Бонне (январь 1995 г.) ответственные страны и объявили о своих новых инициативах в рамках Копенгагенского Плана. Для финансирования этих инициатив ЕС объявил, что выделит 6 млн. долларов для подготовки анализа осуществимости этих планов, и еще 9,2 млн. долларов было выделено для исследований и для работы между сессиями, чтобы обеспечить быстрое выполнение Копенгагенского Плана.
ЕС стимулирует стороны использовать и высказывать идеи о будущей долгосрочной перспективе своих экономических отношений и создавать механизмы и институты для поддержки своих усилий по региональной кооперации.
На пленарном заседании в Рабате стороны признали необходимость:
– объединить общие возможности и взяться за решение общих проблем координированными усилиями;
– удалить препятствия к расширению частного сектора;
– способствовать развитию региональной торговли, облегчить инвестирование и развитие инфраструктуры;
– поддержать свободное движение людей, товаров, услуг, капитала и информации внутри региона.
Рабочая группа также согласилась в Рабате учредить наблюдательный комитет, который будет состоять из представителей сторон в регионе. Цель комитета – позволить основным акторам в регионе – Египту, Израилю, Иордании и Палестинской Автономии – принять прямое участие в воплощении Копенгагенского Плана. Было решено, что Комитет будут возглавлять как региональные представители, так и представители ЕС. Главенствующую роль в Комитете будет выполнять представитель от одной страны, которая будет меняться в алфавитном порядке – начиная с Египта (с 1 января 1995 года). Израиль в рамках этого Комитета был ответственен за торговлю.
В ноябре 1995 года на экономическом саммите в Аммане было решено, что секретариат комитета будет находиться здесь же, в Аммане, на Ближнем Востоке, а не в Европе. На сегодняшний день действия этого комитета очень незначительны, большинство проектов – в зачаточном состоянии. Тем не менее это первый функционирующий региональный институт, порожденный ближневосточным мирным процессом и усилиями ЕС.
В 1994 году Совет Министров Европы решил разрешить Комиссии Совета Европы начать переговоры о новом договоре о научной и технической кооперации с Израилем. В постановлении по этому вопросу говорилось: «Совет Европы считает, что Израиль, в свете высокого уровня его экономического развития, может иметь специальный статус в отношениях с европейскими странами на основе взаимности и общих интересов». Это признание явилось важным шагом вперед и в вопросе о разработке нового экономического соглашения с Израилем. Конференция-саммит в Корфу в июне 1994 года отметила медленное продвижение переговоров по заключению нового соглашения. Израильские и европейские обозреватели переговорного процесса ЕС и Израиля замечали, что хотя экономические вопросы очень важны, именно политические связи с мирным процессом, в конечном счете, определят масштабы нового договора.
На саммите Совета Министров ЕС в декабре 1994 года была принята специальная декларация по Израилю. Она была предназначена для того, чтобы увеличить количество точек соприкосновения Израиля и ЕС, а также подготовить почву для заключения нового соглашения между ЕС и Израилем. Министр иностранных дел Израиля получил уведомление от германского министра Клауса Кинкеля, что принципы нового соглашения с Израилем уже подготовлены. В документах израильского МИД говорится, что это расширит промышленную и сельскохозяйственную торговлю Израиля с ЕС. Израиль придавал (и продолжает придавать) особое значение исследованиям и разработкам ЕС, и соответствующим пунктам в соглашении, которые позволят ему играть активную роль в этой сфере. Другие важные вопросы для Израиля – это были финансовые услуги, доступ к правительственным поставкам и кооперация в области культуры, коммуникаций, борьба с наркотиками и т.д.