Современный религиозный экстремизм в Таджикистане (социально-философский анализ)
ислам таджикистан экстремизм
Таджикистан переживает трудный период в своей новейшей истории. Современную Таджикскую обществу мы не можем отнести к благополучным. Оно находится на начальных этапах движения к нему. После распада СССР в Таджикистане началось гражданский война, который привел социальную и экономическую жизнь в полный разрушение. Всплеск религиозно исламистского экстремизма для Таджикистана связан с особенностями социального и внутриполитического процесса на рубеже конца 80-х – начала 90-х годах. Этот обстоятельство подставило под угрозу само существование Таджикистана как государству и его целостность. Например, народ Таджикистана испитваль на себя горький опыт гражданской войны. Корни этого конфликта началось с лозунгами свобода единства, но закончились кровавым и варварским конфликтам между различными социальными группами в Таджикистане. Начиная с 80 х. годов в Таджикистане проявили себя нетрадиционные религиозные организации, которые я бы назвал первые зерно религиозного экстремизма. В Таджикистане более 90% население исповедуют ислам суннитского толка. Исламская социальное доктрина прочно укоренился в социальную культурную и бытовую жизнь население Таджикистана. Результаты социологических исследование по теме «роль ислама в обществе Таджикистана» проводившихся в течение последних пяти лет ЦСИ «Шарк» показывают что для подавляющие части население Таджикистана, практически для всех таджиков ислам выполняют следующие функции:
· является основой культурной парадигмы;
· остается, одной из важнейших составных идентичности опережая по степени важности гражданскую и этническую идентичности:
· выступает как основа мировоззрение и мировосприятие:
· является основой морали, норм общественного и индивидуального поведение:
· играет роль социокультурного регулятора общественной и частной жизни:
Это значит что ислам для народа Таджикистана мировоззрение культура образ жизни и мораль. В гораздо меньшей степени ислам это право. По нашему мнению радикализм и агрессивность противоречат духовной сути ислама, его предназначению. Ученные объясняют фактор возникновение и активность исламистского экстремизма внутренней кризисностью постсоветского общества Таджикистана. Объясняя реакционной – экстремистское моменты, которые появились около ислама, исследователи справедливо отмечают, что они появляются более всего в странах с низким уровнем социально-экономического развития, в странах, разрушенных войнами и разного рода переворотами1. Религиозно исламистский экстремизм, рожденный в условиях республике Таджикистана или привнесены из вне имеет не только религиозный характер, но и, безусловно, отражает особенности культуры, традиций, менталитета и истории народа. В настоящий время в Таджикистане идет процесс роста религиозного сознание среди молодежь. Но при этом воздействием религиозно экстремистских групп привесные из за рубежа радикализуют современный ислам в Таджикистане. На мой взгляд, этот процесс таит в себе большой опасности для общества, государство и для традиционного ислама ханафитского мазхаба, который по нашему мнению более толерантно относится к современным глобальным вызовам современности. Говоря о собственно религиозных корнях исламского экстремизма, отметим упадок в годы советской власти традиционного для таджикистана ислама ханафитского толка. В таджикистане и в некоторых регионах СССР возникла своеобразная деформированная модель ислама – приспособленная к атеистическому государству, лояльная его идеологии, допускавшая нарушение исламских запретов. Набравшая силу радикальная тенденций в религии была своего рода реакцией на слабость традиционного ислама, его деградацию, приспособленчество духовенства, отсутствие системы религиозного образования. Эти причинный актуальный и по сей день.
Как отмечает Ю.А. Бабинов, у традиционных религий, которые глубоко укоренились в быту, культуре и психологии тех или иных народов, нет почвы для доктринальных разногласий, так как каждая из них восходит к собственным источникам вероучения5.
В Таджикистане распространении такие нетрадиционные религиозные радикальные организации как хизб-ут-тахрир-аль-исламий, исламская движения туркестана, таблиги-джамаат, салафизми и ваххабизм. Религиозно-экстремистские течения в Таджикистане возникают в силу специфики экономического, политического, социального развития аграрного и индустриального общества, с учетом местных национальных и исторических особенностей. Эти нетрадиционные религиозные организации в основном действуют подпольно основным их сторонниками являются молодежи от 17 до 35 лет. Вместе с тем, анализ причин распространения идей религиозно экстремизма в форме салафизма-ваххабизма в республике Таджикистане позволяет выявить факторы, обусловившие укрепление его позиций среди части населения, особенно молодежи: среди молодежь Таджикистана особенно распространено идеология салафизма По нашим наблюдением сегодня в Таджикистане появились много сторонников религиозно экстремистской организации салафизма. "Салафизм" - фундаменталистское направление в исламе, последователи которого выступают против внесения в ислам элементов других религий и философских течений. Они выступает против таджикских народных праздников как Навруз Мехргон, которые по их мнению считается доисламским Зарастрийским религиозным верованием. В Таджикистане, по информации спецслужб республики на начало 2008 года, насчитывалось несколько тысяч салафитов. По мнению видного политика и общественного деятеля Хочи акбара Турачонзода, салафитского движения как такового в Таджикистане не существует. Он говорить, что «салафиты» Таджикистана, это те же ваххабиты, которые появились в стране в конце 80-х, начале 90-х годов. Они ведут активную пропаганду своих радикальных взглядов среди население Таджикистане особенно среди молодежи. Их цель - создать противоречия в обществе и уничтожить единство в рядах мусульман. И борьба с шиитами путем их очернения и объявления их кафирами, т.е. неверными. Салафитов в Таджикистане щедро финансируют из за рубежа, они распространяют аудио и видео кассеты печатают литературу религиозно экстремистского характера.
Таким образом, современный экстремизм салафитского толка в духовно-религиозном смысле есть лжемессианство и самообожествление, своеволие и бунт против Промысла Аллаха. Салафизм, как исламское религиозное движение, в большей степени представляет угрозу целостности и стабильности развития мусульманской общины Таджикистана. Как показывают исследования, в настоящее время отмечаются подобного рода конфликты между старшим поколением, придерживающимся «матрудитской» теологии и, младшим поколением приверженцев салафизма. Поэтому, говоря о религиозном экстремизме как об одной из феноменов современного общества в Таджикистане, мы должны постоянно иметь в виду эту родовую связь и понимать, что особенности религиозно исламистского экстремизма в Таджикистане определяются глубинными причинами, лежащим в основе религиозного экстремизма прежде всего, и теми факторами, которые влияют на его развитию. Видный политический деятель Таджикистана Хочи Акбар Турачонзода видит корни религиозного экстремизма в социальной несправидливости2. Деятельность экстремистов в форме ваххабизма салафизма в последние годы среди население, их активное пропаганда радикальной и экстремистской идеологии вызывает настороженность руководства Таджикистана и обычных граждан. В своих последних выступлениях президент республики Таджикистана заявил, что увеличивается число сторонников религиозно экстремистских групп. По данным МВД и спецслужбы Таджикистана в подледные 5 лет члены радикально экстремистских групп активизировали свою деятельность.
Идеологии нетрадиционных религиозных организации как салафизм и вахабизм для привлечение в своих рядах новых сторонников пользуются социально экономическим трудностями в обществе, основное часть население бедна, безграмотно и социальное политика правительства очень слабая. В пост советский истории Таджикистана произошло трансформации всех сфер жизни общества, спровоцировавший переоринтатцию общественного сознание на усиление его религиозности. Большой интерес для нас представляет индо - пакистанкая таблиги- джамаат или джамаат – таблиг(общества призыва или наставление) которое в последние время ввиду с большими проблемами социального толка активизировала свой деятельность в Таджикистане. Этот религиозно протестное движение было организовано еще в 80х годах 19века в Северной Индии, движение получило свою современную форму в 40-х годах 20 столетия. Центр его находятся в Дели, но наибольшем числом последователей оно располагает в Пакистане. Большое значение в 90-х годах она стала придавать пропаганде идей исламского возрождения в Центральной Азии, в том числе Таджикистане и продолжает это до наших дней. Есть сведение, что сети «Таблиги» использовались для вербовки молодых мусульман из арабских и африканских стран и их переправки в 1992 – 1997годах в Таджикистан3. «Таблиги» ведут, свою миссионерскую деятельность среди население Таджикистана. Вместе с тем или под маской миссионеров этой организаций в Таджикистан также попадают группы религиозных экстремистов. Также в таджикистане подпольно действует религиозно экстремистская организация Хезб – ут – тахрир – аль – исламий. Они ратуют за создание мирового халифата, который существовал во времена праведных халифов 632-664. Предпринимали неоднократно усилие дестабилизировать обстановку в таджикистане и его соседях. Они продолжают свою подрывную деятельность повсюду в регионе. Прикрываясь лозунгами возврещение Таджикистана в «лоно чистого ислама», сторонники хизб-ут-тахрир делают ставку на распространение в Таджикистане наиболее радикальных идей, которые особого хождение раньше там не имели. Это оказывает самое негативное воздействие на внутриполитическую в Таджикистане, что чревато опасными последствиями и в общерегиональном масштабе4. Их программу можно характеризовать следующим образом;