либерализация международный магриб монополия
Реферат: Союз арабского Магриба
Вступление человечества в XXI век характеризуется невиданным усилением всех глобальных процессов и проблем развития. В основе этих процессов лежит научно-техническая революция, быстрое совершенствование всех видов коммуникаций и информационных технологий, обеспечивших досягаемость в короткие сроки даже самых отдаленных и труднодоступных уголков планеты. Либерализация международных экономических отношений ведет к ускорению дифференциации среди различных государств земного шара. При этом в условиях глобализации основные производительные силы сосредотачиваются в руках крупнейших международных компаний, транснациональных корпораций, глубоко проникающих в различные, в том числе и отдаленные, регионы земного шара. В современном мире насчитывается примерно 40 тыс. ТНК. Из них 500 самых крупных имеют совокупный продукт, превышающий 60% мирового валового продукта, на них работают почти 85 млн. человек, а 93% их руководящих центров находятся в ведущих капиталистических странах: в США, Западной Европе и Японии, при этом среди 50 крупнейших ТНК 27 – американского происхождения.
С ускорением процесса глобализации растет и взаимозависимость различных стран друг от друга во многих сферах международной жизни. Чтобы не оказаться на обочине мирового развития, бедные страны должны адаптироваться к протекающим процессам, интегрироваться в систему международных экономических отношений, подчиненную рыночным критериям, что подчас вступает в противоречие с определенными экономическими и политическими интересами отдельных развивающихся стран.
Последствия интеграции этих стран в процесс глобализации далеко не однозначны: к положительным ее результатам можно отнести распространение новейших технологий и методов организации труда, открытие национальных рынков и свободное обращение капиталов, рост инвестиций, в которых так нуждаются бедные страны, расширение всех видов контактов среди населения планеты. С другой стороны, глобализация ведет к дифференциации отдельных стран в экономическом отношении, росту социальных издержек, разорению неконкурентоспособных отраслей и предприятий, росту вследствие этого безработицы и др.
Растущая глобализация мирохозяйственных связей ограничивает автономию национальных правительств в разработке и проведении в жизнь своих экономических планов. Поэтому одновременно с глобализацией набирает силу и другая тенденция – стремление к регионализации. Отдельные развивающиеся страны стремятся объединиться, чтобы совместными усилиями, через сотрудничество со своими соседями ослабить негативные последствия процесса глобализации, лучше обеспечить свои национальные интересы.
Как известно, 17 февраля 1989 г. 5 стран Магриба (Алжир, Тунис, Марокко, Ливия и Мавритания) объединились в Союз арабского Магриба (САМ). Создание этой организации отражало растущее стремление к интеграции в северо-африканском регионе, желание стран-участниц договора совместно противостоять диктату транснациональных монополий, ведущих капиталистических стран, защитить свои национальные экономические интересы.
При создании САМ главной целью ставилось углубление процесса региональной интеграции, объединение экономических потенциалов стран-участниц и координация усилий в решении насущных экономических проблем региона. В сфере внешней политики приоритетным направлением признавалось как укрепление связей с арабскими странами и межарабскими объединениями, так и со странами Европейского Союза (ЕС), в первую очередь с Францией, Италией, Испанией, с которыми страны Магриба в силу исторически сложившихся условий имели тесные экономические и политические связи. При этом в перспективе предусматривалось поднять контакты на качественно новый уровень: "сообщество – сообщество". Были созданы руководящие органы САМ, совершенствовалась его организационная структура. Вместе с тем, хотя юридическая основа для реального объединения стран североафриканского региона была создана, интеграционные процессы протекали неравномерно. Несмотря на многочисленные уверения глав государств, входящих в САМ, о дружбе и желании сотрудничать, многие правильные и нужные решения, принятые САМ, не были реализованы. За более чем десятилетний срок существования САМ основная цель – создать общий магрибинский рынок – не была воплощена в жизнь. Товарооборот между странами-участницами Союза, и ранее имевший незначительные объемы, еще более сократился. Деятельность САМ постепенно сошла не нет. И причина этого заключается не только в нехватке финансовых средств для осуществления отдельных проектов, но и в политических разногласиях между странами-участницами.
К 1994 г. общие проекты, которые были приняты или находились на стадии рассмотрения, включали Магрибинскую хартию по защите окружающей среды, создание Магрибинского банка инвестиций и торговли с капиталом 500 млн. долл. США, соглашение о свободном передвижении населения в пределах региона, общие проекты в области транспорта, включая ремонтные работы и строительство трансмагрибинской магистрали, соглашение о таможенном союзе и соглашение о создании североафриканского общего рынка.
Однако из-за названных выше причин многие проекты не были реализованы. Наиболее активно межмагрибинские связи развивались в 1993–1994 гг., когда в САМ председательствовал президент Туниса Бен Али, активно выступающий за интеграцию стран Магриба и пользующийся большим авторитетом как в странах региона, так и за рубежом. Однако в последние годы в деятельности САМ наступил застой, в основном из-за некоторых проблем двустороннего характера между странами-участницами. Ливия выражала недовольство отношением и уровнем солидарности, проявленной к ней со стороны других стран во время действия антиливийских санкций. Алжир поначалу считал, что организация САМ и его деятельность на начальном этапе не соответствовали интересам этой страны. Кардинальные разногласия по поводу западносахарской проблемы сохраняются по сей день. Последний саммит САМ состоялся в апреле 1994 г. в Тунисе, хотя по уставу организации президентский совет в составе глав государств должен собираться каждые 6 месяцев.
Тем не менее странам-участницам Союза все же удалось реализовать некоторые важные проекты. Наиболее активно при этом развивались двусторонние контакты, в особенности в такой важной и общей для большинства стран сфере, как нефтегазовая промышленность и транспортировка углеводородов. Речь идет о построенном и вступившем в строй в 1996 г. газопроводе Магриб – Европа от Хасси-Рмель (Алжир) через Марокко в Испанию и Португалию, мощность которого планируется увеличить с первоначальных 9,8 млрд. куб. м газа в год до 19 млрд. куб. м в год. Мощность уже также введенного в действие транссредиземноморского газопровода Алжир–Тунис–Италия предполагается также увеличить в будущем с 12 млрд. куб. м до 24 млрд. куб. м в год. Он имеет большое значение для экономики региона, так как открывает дополнительные возможности для выхода стран САМ на европейский рынок.
Один из наиболее крупных проектов САМ также связан с нефтегазовой отраслью. При участии Туниса, Алжира и Ливии построен трансмагрибинский газопровод протяженностью 400 км от г. Уэд-Саф-Саф через г. Гафса и Зарзис (Тунис) до г. Эль-Зуара (Ливия) пропускной способностью 3,5 млрд. куб. м газа в год в целях снабжения алжирским газом восточных районов Ливии, в том числе совместного алжиро-ливийского предприятия по производству алюминия в Эль-Зуаре. Для управления строительством и распределения газа создана смешанная компания "Общество арабского Магриба по транспортировке природного газа". Вновь заработал межмагрибинский алжиро-мавританский нефтеперегонный завод в Нуадибу мощностью 1 млн. т в год, что дает возможность снабжать нефтепродуктами все страны-участницы Союза.
В области промышленности большое значение для магрибинского рынка имеет цементный завод в Фериане (Тунис) производственной мощностью 220 тыс. т белого цемента в год, снабжающий своей продукцией Алжир, Тунис, Марокко и Ливию. По 40% капитала предприятия принадлежит Тунису и Алжиру, 20% – Банку сотрудничества арабского Магриба. Весьма активно действует на рынке Союза Магрибинский союз стекольной промышленности с участием Туниса, Ливии и Марокко. Из промышленных предприятий следует также отметить завод по выпуску дизельных двигателей, принадлежащий Магрибинскому обществу по производству дизельных двигателей, выпускающий по итальянской лицензии до 30 тыс. двигателей в год. 37% продукции идет Тунису, а 63 – Алжиру. Была построена и введена в строй железнодорожная линия Тунис–Алжир–Касабланка протяженностью 2262 км. Трансмагрибинская автострада Нуадибу–Тобрук связала Ливию и Мавританию.
В целом же, несмотря на ряд важных и уже осуществленных в регионе проектов и еще большее количество столь же важных для экономики САМ проектов, остающихся пока на бумаге, собственно интеграционный процесс в регионе находится на начальной стадии. Все страны-участницы Союза в условиях наблюдающегося в последние годы застоя межмагрибинских связей высказывают гораздо большую заинтересованность в сотрудничестве с европейской региональной группировкой – Европейским Союзом (ЕС). Это обусловлено не только исторически сложившимися устойчивыми торгово-экономическими связями со странами ЕС, в особенности с Францией, Италией, Испанией, но и проводимыми в странах Магриба коренными реформами социально-экономических структур на рыночной основе, с приватизацией государственных предприятий. Они нуждаются в значительных финансовых средствах, притоке инвестиций, внедрении новейших технологий, которыми партнеры по САМ не обладают. В условиях быстро меняющегося мира лидеры стран-участниц САМ, да и всех развивающихся стран сознают, что для успеха внутренних реформ необходимо адаптироваться к таким современным тенденциям мирового развития, как глобализация, информатизация, внедрение современных технологий. Очень конкретно выразил это ощущение в одном из выступлений президент Алжира Бутефлика: "...В мире быстрых перемен и стремительного технического прогресса Алжир обязан обеспечить себе возможность интегрироваться в это всеобщее движение".