Подобное развитие событий может дестабилизировать обстановку на Арабском Востоке, поскольку способно породить сильный социальный протест в широкий слоях населения. Поэтому у тех, кто внимательно следит за развитием событий в мире, не вызывает большого удивления стремительный рост антиамериканских настроений, достигших в последние годы впечатляющих масштабов. Эти настроения еще больше усилились после войны в Ираке, начатой США и их союзниками весной 2003 г. Работа США по урегулированию арабо-израильского конфликта также пока не принесла каких-либо положительных результатов. Так, в частности, поддерживаемый Вашингтоном план «Дорожная карта» встречает сопротивление со стороны части населения Израиля и его правительства, продолжающего проводить военные операции на палестинских территориях, строить еврейские поселения и «разделительную стену», уничтожать лидеров палестинского сопротивления. Как итог – ответные акции палестинских радикалов и перманентная война под лозунгом «кровь за кровь». При этом у большинства наблюдателей складывается мнение, что США нарочно не используют свои дипломатические возможности для того, чтобы продемонстрировать хотя бы видимость своего деятельного участия в процессе ближневосточного урегулирования.
Согласно итогам проведенного Центром стратегических исследований Иорданского университета опроса, подавляющее большинство жителей Ближнего Востока полагает, что США недостаточно активно работают над реализацией плана «Дорожная карта», который, по мнению большинства опрошенных, может стать основой для решения арабо-израильского конфликта и привести к его справедливому урегулированию. Кроме того, общественность региона выражает уверенность в том, что американское присутствие в Ираке приведет лишь к разграблению богатств этой страны и укреплению безопасности Израиля.
США рассматривают Ближний Восток как зону своих жизненно важных интересов, но именно в этом регионе на сегодня наиболее сильны антиамериканские настроения. Доктрина «силовой демократии» Вашингтона, которая, по мнению ее авторов, должна опираться на альянс прозападных арабских правителей, встречает протест большей части населения в арабском мире. За годы арабо-израильского противостояния и постепенного укрепления позиций Соединенных Штатов в регионе среди населения арабских стран накопился большой потенциал неприязни к США, который вряд ли уменьшится в обозримом будущем. Вызов, брошенный в адрес ряда арабских стран, общественное мнение в регионе воспринимает как вызов арабо-мусульманской цивилизации, самой исламской концепции, ее системе ценностей. Именно поэтому заигрывание той или иной арабской страны с США получает весьма отрицательную оценку среди ее же населения, поскольку данная политика Вашингтона расценивается как враждебная и губительная для арабо-мусульманского мира.
Негативное отношение жителей Ближнего Востока к США красноречиво проявилось в реакциях на теракты 11 сентября 2001 г. Общественное мнение разделилось в оценках случившегося в США. Официальные власти большинства государств осудили массированную террористическую атаку на Америку. Совсем иначе отреагировала на случившееся общественность. В такой ключевой стране региона, как Египет граждане не скрывали своего удовлетворения. Некоторые простые египтяне даже сравнивали события 11 сентября с октябрьской войной 1973 г., когда египетская армия, успешно форсировав Суэцкий канал и прорвав укрепленную «линию Бар-Лева», нанесла неожиданный удар по израильтянам, оккупировавшим за шесть лет до этого Синайский полуостров.
Причин столь негативного отношения к США немало. Для большинства простых граждан, живущих в регионе, США – основной виновник происходящих бед на Ближнем Востоке, в частности, затянувшегося палестино-израильского конфликта, в котором, по мнению подавляющего большинства жителей региона, Вашингтон давно и твердо занимает сторону еврейского государства. Кроме того, в намерениях США провести реформы на Ближнем Востоке люди видят попытку нарушить вековые устои и самобытность стран и народов в этом регионе. Египетская «Аль-Ахрам», комментируя события 11 сентября в США, задалась вопросом: «Возможно ли, что это означает начало войны с глобализацией?». И сама же постаралась дать на него ответ: «Настоящей причиной терроризма является углубление пропасти между Югом и Севером и безумная гонка потребления, охватившая мир».
Стоит отметить, что устойчивый рост антиамериканских настроений происходит на фоне заявлений ряда высокопоставленных деятелей Белого дома и Пентагона о том, что Америке нужен умеренный, модернизированный ислам, за которыми опять-таки угадываются намерения США подвергнуть Ближний Восток реформам не только в политико-экономическом плане, но и в цивилизационном. Очевидно, что в условиях неприязни большинства жителей к политике США любые инициативы Вашингтона в регионе воспринимаются с недоверием как очередные попытки поработить народы Ближнего Востока.
План «Большой Ближний Восток» следует рассматривать как политический курс Вашингтона в рамках так называемой доктрины Буша, а также в контексте всей внешней политики США по окончании «холодной войны». После распада в 1991 г. СССР и биполярной системы международных отношений странам ближневосточного региона стала навязываться американская модель видения мироустройства, в котором США играют «первую скрипку». Зачастую такие идеологические акции осуществляются посредством агрессивной экономической экспансии, насаждения американских социокультурных ценностей, наращивания военного присутствия в зонах искусственно нагнетаемого кризиса.
Критика политики США все четче слышна в истеблишменте страны. По мнению бывшего советника президента США Джимми Картера по национальной безопасности, известного политолога и идеолога американской гегемонии Збигнева Бжезинского, администрация Джорджа Буша-младшего «проводит экстремистскую, примитивную политику, которая упрощенно разделяет всех на «плохих» и «хороших». Нынешняя позиция США – «кто не с нами, тот против нас», по мнению Бжезинского, ведет страну к изоляции на международной арене. Он также критически оценил действия Вашингтона, связанные с войной в Ираке, заметив, что США из освободителей превратились в оккупантов, и добавил при этом, что «война обходиться нам слишком дорого». В связи с этим, по мнению политолога, в будущем у США может возникнуть немало проблем с развитием экстремистских движений в странах Ближнего и Среднего Востока, в том числе и в Египте.
Выступая против плана США, арабо-мусульманские страны не отказываются от необходимости проведения коренных политико-экономических преобразований, направленных на преодоление отсталости и совершение качественного рывка. По мнению президента Исламской Республики Иран, доктрину «Большой Ближний Восток» можно осуществить и на основе исламских ценностей и интересов мусульманских стран региона, и одним из условий ее формирования должно быть установление народной власти и демократических правительств, а также уважение прав и свобод народов региона. «Хотя авторы доктрины «Большой Ближний Восток» преследуют свои цели, претендуют на господство над этим важным регионом и намерены превратить сионистский режим Израиля в общественно-политическую модель для стран региона, эту доктрину можно реализовать и с использованием наших ценностей и интересов», – заявил Мохаммад Хатами. Подчеркнув, что условиями реализации такого проекта должно быть установление народной власти и демократического правительства, он отметил: «Ислам, по канонам которого мы живем, призывает нас устанавливать именно народную власть».
Несмотря на присущую Востоку консервативность и верность устоявшимся принципам государственного строительства и правления, в некоторых странах Арабского Востока результаты реформ по модернизации политической системы налицо. Конкретные примеры показывают, что реформы в ряде арабских странах проходят вполне успешно, особенно там, где уровень доверия власти со стороны населения высок. Наиболее яркий пример успешных реформ можно наблюдать в Сирийской Арабской Республике. Став во главе Сирии в 2000 г. молодой президент Башар Асад, пользующийся популярностью у своего народа, взял курс на постепенную либерализацию общественной и политической жизни САР. В 2003 г. правящая в Сирии Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас) приняла решение «ослабить вмешательство» в политическую и экономическую жизнь. Как было заявлено со страниц партийной газеты в резолюции по итогам состоявшегося в Дамаске летом 2003 г. заседания руководства ПАСВ, баасистам «не следует подменять исполнительную власть», «члены партии и партийные органы должны только направлять и следить за работой госструктур». Как отметили сирийские средства массовой информации, это решение руководства ПАСВ было «воспринято с воодушевлением сирийской общественностью». Ослабление партийного контроля призвано наладить «оптимальное взаимодействие всех членов общества вне зависимости от политических взглядов». Кроме того, успешно, хотя и небыстрыми темпами, развивается экономика. Возможность высказывать свои идеи получили различные общественные организации, СМИ, а борьба с коррупцией объявлена одним из приоритетных направлений в деятельности государства.